ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
241
дение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как не трудно убедиться, весь перечень мероприятий, указан- ных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосроч- ный характер, а следовательно, требующим осуществления дополни- тельных капитальных вложений. Очевидно, что в современной си- туации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выде- ления средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характе- ром их использования пока законодательно не определена;
кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и фор- мирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основ- ных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное развитие страхо- вания в сфере агропромышленного производства, в том числе сельско- хозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществ- ления страховых операций в этой отрасли народного хозяйства, стра- ховая деятельность может быть весьма прибыльной. Отнюдь не каж- дый год является неурожайным и не каждый год возникает необходи- мость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при пра- вильном определении степени риска и границ ответственности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страховых организаций, осуществляющих основную деятельность в агропромышленном комплексе, предусмотрены весьма серьезные на- логовые и иные льготы;
компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного жи- вотноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур. Существует два основных на- правления, по которым осуществляется компенсация, — перечисле- ние бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям в соот-
242
ветствии с размером осуществленных ими затрат; установление бо- лее низких государственных регулируемых цен на продукцию и услу- ги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие максимальное влияние на структуру и уровень себестои- мости сельскохозяйственной продукции;
развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продук- ции, сырья и продовольствия;
организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышлен- ного производства;
иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительст- вом Российской федерации. Разумеется, что установление и предос- тавление таких компенсаций может осуществляться только в преде- лах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государствен- ную поддержку агропромышленного комплекса.
Для определения размера потребности в средствах государст- венной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собра- ния Российской Федерации информацию о положении дел в агропро- мышленном производстве, содержащую:
показатели производства основных видов сельскохозяйст- венных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оцен- ку перспектив развития агропромышленного производства на сле- дующий год;
балансы производства и потребления основных видов сель- скохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
данные об уровне доходов сельскохозяйственных организа- ций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
отчет о выполнении федеральных целевых программ за ис- текший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;
сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их
243
основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенса- ций, о льготном налогообложении;
сведения о государственном регулировании рынка сельско- хозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
сведения о социальном развитии селе;
анализ развития науки и осуществления научной деятельно- сти в сфере агропромышленного производства.
Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации являются прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мнению, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специа- лизированными подразделениями, которыми призваны стать инфор- мационно-консультационные центры. Дело в том, что формы стати- стической отчетности, хотя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о дея- тельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом.
Кроме того, форма представления данных. В статистической отчетно- сти является чрезмерно громоздкой и не позволяет без дополнительно- го анализа осуществить качественное и быстрое получение всех необ- ходимых данных. В том же случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществляются специализированными подразделения- ми, специалисты которых имеют профессиональные знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оператив- ность реагирования на любое изменение законодательной базы, о также может быть обеспечен действенный контроль за качеством по- ступающей информации на любом уровне ее сбора.
Законом предусмотрена возможность разработки государствен- ных программ развития агропромышленного производства.
Отдельными направлениями, по которым осуществляется госу- дарственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:
государственное регулирование формирования и функцио- нирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продо- вольствия. При осуществлении этого вида государственного регулиро- вания предполагается, что товаропроизводителям в сфере аг- ропромышленного производства гарантируется возможность свобод-
244
ной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продоволь- ствия. Но при этом случаях нарушения баланса производства и по- требления, а также невозможности реализации на рынке (сельскохо- зяйственных продукции, сырья и продовольствия и отдельных их ви- дов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализа- ции нужна дополнительная законодательная и нормативная проработ- ка;
участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и про- довольствия. При залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Фе- дерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизво- дители в сфере агропромышленного производства. Перечень сель- скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобре- тенной в установленном порядке в собственность государства сель- скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другие усло- вия данного залога определяются Правительством Российской Феде- рации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельско- хозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредито- вания предполагает повышенный риск материальных потерь кредит- ными учреждениями и необходимость увеличения ими размера обо- ротных средств. Однако тот факт, что такая форма залога поддержива- ется государством, означает возможность минимизации потерь и мак- симизации возможной прибыли за счет использования средств феде- рального и других бюджетов.
Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:
выделение бюджетных ресурсов;
кредитование;
выделение бюджетных ассигнований или кредитование не- обходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сель-
245
скохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретен- ных в установленном порядке;
в собственность государства.
Приобретенные в собственность государства, заложенные сель- скохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирова- ния государственных продовольственных фондов и для иных целей.
Перечисленные меры участия государства в операциях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исклю- чают проведения таких операций сельскохозяйственным предприяти- ем и без участия государства. В этом случае, исполнение сторонами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства.
Проведение закупочных и товарных интервенций. Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
Товарные интервенции - распродажа сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из федерального и региональных продовольственных фондов.
Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда ры- ночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продо- вольствие опускаются ниже, минимального уровня, или в случае, ко- гда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них. Товарные интер- венции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйст- венных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их ви- дов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уров- ня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Законодательством предусмотрена возможность предоставле- ния дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводи- телям. Так как и дотации и компенсация являются элементами бюд- жетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и от-
246
дельных предприятий, то их предоставление обусловлено необходи- мостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.
Государственное регулирование кредитования агропромыш- ленного производства. При осуществлении этого вида государствен- ного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:
краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержа- ния необходимых запасов в агропромышленном производстве;
долгосрочного кредитования агропромышленного произ- водства;
залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продо- вольствия;
авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
лизинга в сфере агропромышленного производства;
предоставления кредитным кооперативам, более 50% про- центов уставного капитала которых принадлежит юридическим и фи- зическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долго- срочных кредитов для формирования их уставного капитала.
Направлением государственного регулирования следует счи- тать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре.
Использование инкассовой формы расчетов в последнее время было существенно сужено ввиду ее нормативной неурегулированности.
Общий порядок безналичных расчетов, устанавливаемый Централь- ным банком Российской Федерации для предприятий всех форм соб- ственности, не запрещает осуществление такой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использо- вание безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.
247
Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, по- ставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, ус- танавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся то- варам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.
При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие могут осуществляться посредством обязательных (плановых) платежей не реже трех раз в месяц.
Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продо- вольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за ка- ждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 про- центов. Взыскание пени в пользу поставщика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соот- ветствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов полученной пени.
Государственное регулирование страхования в сфере агропро- мышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаро- производители за счет собственных средств уплачивают стра- ховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств фе- дерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйствен- ного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв. Федеральный сельскохозяйственный страховой ре- зерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Страховые организации, осуществ- ляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участи- ем средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рис- ков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахо- ванию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
248
Потребности осуществления научных исследований обуславли- вают необходимость государственной поддержки основных направле- ний науки и научной деятельности в сфере агропромышленного про- изводства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:
фундаментальные и прикладные научные исследования;
государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;
подготовка, повышение квалификации и переквалификация специалистов в соответствующих учебных заведениях;
деятельность служб консультации и информации.
Из перечисленных направлений существенный эффект в мини- мальные сроки могут дать два последних направления.
Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере агропромыш- ленного производства с участием государства осуществляют юриди- ческие лица уполномоченные на то соответственно Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерация. Перечень имущества, являющегося предме- том лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необ- ходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота определены Постанов- лением Правительства РФ.
Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хо- зяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществления операций регулируется гражданским законодательством.
Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантирован- ных и целевых цен.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйст- венных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (до- говорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложе- ния. Однако в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции
249
и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить гарантированные и целевые цены.
Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыноч- ные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохо- зяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных
Правительством Российской Федерации.
Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой це- ны и устанавливается органами государственной власти. Гарантиро- ванная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропро- изводителям с учетом прочих форм государственной поддержки по- лучение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью госу- дарственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).
Однако следует иметь в виду, что гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяй- ственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохо- зяйственной продукции, сырья и продовольствия, на которые устанав- ливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индек- сация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются
Правительством Российской Федерации для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продук- цию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других пла- тежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сель- ского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.