Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Психология как профессия
19
разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответ- ствующей области производства, науки, искусства. Если психолог уверен, что он может реально помочь человеку, то можно искать сво- их «клиентов», чтобы стать их личным психологом. Можно открыть психологический центр. На промышленных предприятиях, в меди- цинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации психолог может осуществлять научно- практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Также психолог может разрабатывать методы управления личностью и коррекции ее развития, давать экспертные оценки состояний и отдельных психиче- ских функций человека, предлагать и внедрять рекомендации по оп- тимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, вести наблюдения индивидов и коллек- тивов, составлять анкеты, вопросники и т.д. Может выполнять иссле- дования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. За- ниматься социальным тренингом, вести профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решать психологические задачи руковод- ства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональ- ной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводить психологические измерения и те- стирование, содействовать повышению эффективности работы орга- нов массовой информации.
Любое направление в науке перспективно, если человек им инте- ресуется, если он настойчив, трудолюбив и талантлив. Что касается прикладных аспектов психологии, то наиболее востребовано сейчас психологическое консультирование, а также все, что связано с рабо- той с персоналом. Нельзя говорить о наиболее востребованной и вы- сокооплачиваемой психологической профессии. Здесь все очень ин- дивидуально и зависит от уровня профессионализма, а также от настойчивости, умения организовать себе «фронт работ», «пробивной способности» и т.д. Можно отметить, что самые высокие гонорары получают специалисты по проведению различных тренингов. Однако часто проведение тренингов не может считаться «психологической


Введение в профессию (Клиническая психология)
20
работой», хотя психологическое образование для тренера очень по- лезно. Кроме того, требуется много времени и усилий, чтобы приоб- рести имя и клиентов. Здесь возможны несколько вариантов. Психо- лог может совмещать работу в какой-либо организации (школа, центр социально-психологической помощи, телефон доверия и т.д.) и одно- временно заниматься частной практикой. Работа в организации помо- гает ему набраться опыта, а также завоевать авторитет и, как след- ствие, найти клиентов.
В психологии сформировалось такое бесчисленное количество направлений и отраслей, что выучиться всему за несколько лет не- возможно, поэтому, кроме традиционных программ по общей психо- логии, появляются специализированные курсы, рассчитанные на тех, кто уже избрал конкретную сферу деятельности. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности – специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, ко- торые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе – от разработки продукта до его реа- лизации. Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психологических факультетов советских вузов, часто не имевшие возможности устроиться непосредственно по специально- сти, пользуясь осведомленностью о природе и механизмах человече- ских страстей, удачно устраивались на партийные должности или в уютные конторы. А сегодня такие выпускники незаменимы. Психоло- ги работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов. Бизнесмены теперь берут на важные деловые встречи не только финансового советника и юриста, но и психолога – специали- ста по переговорным технологиям, который поможет добиться более выгодных условий сделки. Психологи – незаменимые работники са- мых различных сфер:
1. HR – human resource, кадровая работа.
2. Рекрутмент, «охота за головами».
3. Реклама и маркетинг.
4. Политконсталтинг.
5. Организационный консалтинг.
6. Групповые тренинги по бизнес-технологиям или личностному росту.
7. Научные исследования в медицине и социальной психологии.

Глава 1. Психология как профессия
21 8. Психотерапевтическая работа в больницах.
9. Индивидуальное психотерапевтическое консультирование.
10. Преподавательская деятельность.
11. Персональные тренинги карьеристов.
12. Имиджмейкерство.
13. Розыскная и пенитенциарная деятельность.
Невероятно, но факт: при повсеместном использовании психоло- гии в разных сферах бизнеса особенно много желающих поступить на отделения клинический психологии, хотя это – тяжелейший труд. Од- нако у этой профессии есть и свои минусы. Психологи считают, что кибернетикам работается легче, поскольку объект их деятельности не капризничает и не впадает в депрессию. Сфера человеческой психики не только еще мало изучена, но и плохо поддается анализу, результа- ты нестабильны и процессы требуют «ручной работы», т.е. индивиду- ального подхода, постоянного контроля и регулярной перенастройки.
Одной из важных особенностей деятельности практического пси- холога на разных этапах профессиональной деятельности (рис. 5), являются особенности взаимоотношений психолога-практика с лица- ми, обратившимися за психологической помощью (рис. 6). При этом заказчик / клиент – это лицо (руководитель организации, частное ли- цо и т.п.), обратившиеся к психологу за консультацией психологиче- ского характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.
Заказчик
(клиент)
Психолог
4
(этап об- работки)
2
(подготов. этап)
3
(этап реа- лизации)
1
заказ
6
5
Рис. 5. Основные этапы деятельности практического психолога


Введение в профессию (Клиническая психология)
22
Особенности взаимоотношений психолога и заказчика / клиента устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога- практика: учителя, консультанта, эксперта (Ю.М. Жуков):
Психолог-учитель – позиция по отношению к заказчику / клиенту, предполагающая передачу специальных знаний, необходимых для эф- фективной организации его деятельности, до начала ее осуществления.
Психолог-консультант – позиция по отношению к заказчи- ку / клиенту, предполагающая предоставление знаний и опыта в не- обходимых на данный момент объемах и формах в процессе непо- средственной деятельности клиента.
Психолог-эксперт – позиция по отношению к заказчику / клиенту, предполагающая проведение психологической экспертизы, т.е. оцен- ки с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, события, проекта и пр. после завершения клиентом некото- рой работы.
Основные этапы работы практического психолога (А.А. Крылов,
А.И. Юрьев):
1. Получение заказа от заказчика (клиента), на основании которого составляется программа работы, заключение договора о распределе- нии прав и взаимных обязательствах в совместной деятельности.
2. Определение рабочей концепции исследования, выбор адекват- ных методов работы, подбор конкретных методик в соответствии с поставленными задачами, определение форм работы с клиентом, спо- собов регистрации и обработки первичных данных.
Психолог- консультант
Заказчик /
клиент
Психолог- эксперт
Психолог- учитель
Рис. 6. Основные позиции психолога-практика по отношению к клиенту / заказчику

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Глава 1. Психология как профессия
23 3. Осуществление работы с клиентом в различных формах (беседа, интервью, наблюдение, тестирование, эксперимент, психофизиологи- ческое исследование и пр.).
4. Обработка первичных данных, их интерпретация, обсуждение с компетентными коллегами, формулирование выводов и заключения в соответствии с поставленными заказчиком задачами.
5. Передача заказчику заключения и рекомендаций в форме пись- менного документа или устного отчета.
6. Использование (внедрение) заказчиком рекомендаций психолога
(во многих случаях применение рекомендаций осуществляется самим психологом по поручению заказчика).
Важность вопроса о психологических профессиях обосновывается следующими моментами:
– общепсихологическая теория деятельности останется недоста- точно общей, если будет строиться на фактах «ничьей» деятельности в «никакой» специальной области, как нередко и бывает;
– профессия (по крайней мере, в части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей теории конфликта (В.В. Дружинин, Д.С. Канторов,
М.Д. Канторов);
– поскольку человек и профессия создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной информа- ции для построения общей теории прогрессивной эволюции систем
(И.Р. Пригожин);
– история культуры часто понимается как история достижений в художественной деятельности; в строгом значении слова предмет рассмотрения здесь должен быть более широким – без истории про- фессий человечеству еще очень далеко до подлинной истории своей культуры;
– в условиях быстро обновляющейся жизни современного обще- ства совершенствование профессионального образования любого ти- па и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает по- стоянное моделирование и даже проектирование соответствующей

Введение в профессию (Клиническая психология)
24
трудовой деятельности. А это, в свою очередь, предполагает глубо- кую ретроспекцию в область профессиональной культуры, истории профессии;
– адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии глубокой ис- торической ретроспективы;
– система подготовки психологов в вузе предполагает формирова- ние профессионального самосознания; это в свою очередь означает, что должна быть построена по возможности полная картина всего незримого сообщества, включающего и ряд предшествующих поко- лений, обогатившего культуру не только теориями, но и практиче- скими умениями, жизненно значимыми событиями, построенными на психологическом знании.
1.3. Требования к профессиональной деятельности
психолога
Особенности профессионализации психологов
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и со- кровенное, чем наделен человек, – его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что уче- ние о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и уди- вительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика. Психолог занимается поис- ком ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отверга- ет, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эф- фективным в общении с другими (Е. Лёвкин).
Психологию можно разделить на два основных направления – тео- ретическую и практическую. И специалисты буквально различают
психологию научную и психологию житейскую. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие различия:
Различие первое. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, кон-


Глава 1. Психология как профессия
25
кретным задачам. Известно, что представителей некоторых профес- сий (официанты, риэлторы и др.) называют психологами. Но в каком смысле, для решения каких задач? Скорее всего, эти задачи довольно прагматические. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой же проницательности в отно- шении чужих людей. Итак, житейские психологические знания харак- теризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которых они распространяются. Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в зако- ны. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с дру- гими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобща- ющие понятия, которые не только экономизируют описание, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенно- сти. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней фор- ме, т.е., попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внут- реннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Жи- тейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Различие второе. Житейские психологические знания носят инту- итивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Их хорошая интуиция до- стигается путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догады- ваются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. Часто педагоги находят эф- фективные способы воспитания, обучения, идя тем же путем: экспе- риментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты,