Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 474
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
218
Ланге. Он отрицает понятие воли как особой, специфической силы, кото- рое было принято большинством мыслителей. Он считал, что воля возни- кает из ощущений как некий импульс, она не осознается человеком, осо- знанными являются сами движения как уже исполненные. Тем не менее
Ланге не считает, что волевые акты носят неосознанный характер, и при- знает их целесообразность, происходящую из сознательных представлений человека. Таким образом, у Ланге воля – это практическое знание о целе- сообразных движениях, возникшее благодаря предыдущему опыту.
Под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина у Ланге возникает понимание психического мира как развивающегося по методу «проб и ошибок». Он выделял ряд стадий в развитии психики, соотнося их с изме- нениями, которые претерпевает нервная система: стадия недифференциро- ванной психики, стадия дифференцированных ощущений и движений ин- стинктивного типа, стадия индивидуального приобретения опыта, а завер- шающей является стадия развития психики у человека как социокультур- ного существа. По мнению Н.Н. Ланге, душа человеческой личности «на
99% есть продукт истории и общественности». Проявлением жизни социо- культурного мира является язык, а слово – главный фактор психического развития человека как существа общественного и исторического. Обосно- вывая роль движений и действий в психической жизни человека, Ланге считал, что любой психический процесс включает в себя и двигательный компонент, т.е. является психомоторным. Ланге называл свою психологию биологической, или реальной, и понимал ее соответственно. Психические акты он рассматривал как своеобразные способы приспособления организ- ма, которые возникают и развиваются в ходе эволюции. Они необходимы для существования человека, а значит, играют вполне реальную роль в его жизни. Как следствие внимание Ланге понимал как «процесс усиления или изменения восприятия» и отказывался от разделения его на активное и пассивное, как это было принято в Европе.
В дальнейшем Ланге развивал эти взгляды, что нашло выражение в из- данной в 1918 г. «Психологии». Эта книга посвящена объективно- субъективному истолкованию психологии, которая определяется Ланге как наука о сознании, что подразумевает ее субъективность. С другой стороны, по мнению Ланге, события психического мира представляют собой такую же реальность, как и физические и физиологические процессы в живых организмах. Они представляют собой явления сознания как непосред- ственного переживания индивидом своей объективной психической жизни.
На этом основывается главный постулат психологии Ланге о соединении
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Приложение 2
219
объективной и субъективной точек зрения в понимании психологии. По его мнению, без объективности она не могла бы стать наукой, а без субъек- тивности теряет свой предмет. Ланге подчеркивает две основные функции сознания и на основании этого выделяет два его типа: 1) «гедоническое сознание», отвечающее за переживание чувства боли или удовольствия и осуществляющее оценку результатов рефлекторных движений; 2) «пред- видящее сознание», или память. Оно осуществляет приспособление орга- низма к предвидению явлений на основе прошлого опыта.
Николай Николаевич Ланге умер в Одессе в 1921 г., не успев выпу- стить переиздание своей «Психологии». Он был мыслителем широкого профиля: занимался не только психологией, но и философией, историей.
Большое значение для науки имеет его моторная теория внимания. Но не только научное творчество Николая Николаевича Ланге важно для пси- хологической науки в России. Жизнь и работа в Германии в эксперимен- тальной лаборатории Вильгельма Вундта произвела на него огромное впечатление. Он поставил себе задачу – создать в России эксперимен- тальную психологию, и всю жизнь добивался этого. Развитие этой идеи после смерти Ланге продолжил С.Л. Рубинштейн.
Челпанов Георгий Иванович, философ, психолог, логик, автор ряда многократно пе- реиздававшихся в России руководств по фило- софии, психологии и логике, хорошо извест- ных в конце XIX – первой половины
XX столетия. Родился в 1862 г. в Мариуполе.
Среднее образование получил в Мариуполь- ской гимназии. Окончил курс в Новороссий- ском университете на историко-филологи- ческом факультете. В 1890 г. начал препода- вание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в Киевский университет св. Владимира, где состоял профессором философии. Главнейшие работы Челпанова: «Пробле- мы восприятия пространства»; «Мозг и душа»; «О памяти и мнемонике».
Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах «Русская
Мысль», «Вопросы философии и психологии», «Мир Божий» и в «Киевских
Университетских Известиях»; в последнем издании Челпанов помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории позна- ния и трансцендентальной эстетике Канта.
Введение в профессию (Клиническая психология)
220
С 1897 г. Челпанов руководит психологической семинарией при уни- верситете св. Владимира. Он дает критику материализма и представляет очерки некоторых современных учений о душе. Критикуя учение о па- раллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследова- ние словами: «Дуализм, признающий материальный и особенный духов- ный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм».
В «Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорно- сти и врожденности» Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге «Ursprung der
Raumvorstellung». По существу это – теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизвод- ное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генети- сты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количе- ственную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с каче- ственным содержанием ощущения, без которого они немыслимы.
Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге: «О совре- менных философских направлениях» (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Филосо- фия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет филосо- фии – «исследование природы вселенной»; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому по- зитивизм должен был перейти в иную форму.
Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX в., а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она вырази- лась у Гартмана и у Вундта. В настоящий момент всякого ищущего научно- философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно мета- физика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу.
Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое.
Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказыва- ется как раз в духе нашего времени. Таким образом, Челпанов объявляет себя последователем Вундта. По своему мировоззрению Челпанов – идеа- лист. Для методологических установок Челпанова до революции было ха- рактерно сочетание психолого-эмпирических подходов с метафизическим умозрением. Он высоко ценил интроспективный метод исследования. В то же время, склоняясь все более к эмпирическому субъективизму и негативно
Приложение 2
221
оценивая эксперимент, он полагал, что источником предпосылок для психо- логии должна служить философия.
С 1907 по 1923 г. Челпанов заведовал кафедрой философии Москов- ского университета. С 1917 г. – почетный профессор. В 1910–1911 посе- тил Германию и США для ознакомления с работой психологических ин- ститутов и лабораторий. Основатель и редактор журнала «Психологиче- ское обозрение» (1917–1918 гг.). В 1912 г. Челпанов создал при Москов- ском университете Психологический институт. М.Г. Ярошевский отме- чал: «Челпанов был основателем и директором первого в России Москов- ского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в
Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана книга “Введение в экспериментальную психологию”, в которой обобщались современные ему методы психоло- гического изучения» («История психологии»). Молодые психологи, меж- ду тем, работая в целом в благоприятных для творчества условиях, все чаще стали высказывать свое отрицательное отношение к недооценке
Челпановым, эксперимента. 8 марта 1923 г. Коллегия Института научной философии РАНИОН приняла решение: «Коллегия особо обсуждала во- прос о Г.И. Челпанове и других идеалистах и признала дальнейшую ра- боту их в институте нежелательной и недопустимой». В середине ноября
1923 г. ему было предложено передать руководство институтом профес- сору К.Н. Корнилову. Умер Г.И. Челпанов в Москве.
Мясищев Владимир Николаевич (1893–
1973). Видный русский ученый, психиатр и психолог. С момента окончания в 1919 г. Пси- хоневрологического института в Петрограде и до последнего дня жизни его научная деятель- ность была связана с Санкт-Петербургским пси- хоневрологическим институтом им. В.М. Бехте- рева, которым он руководил более 20 лет, и с
Санкт-Петербургским университетом, где он много лет возглавлял кафедру психологии.
Деятельность
В.Н. Мясищева, ученика
В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского, характеризова- лась большой глубиной и широтой научных и об- щественных интересов. После смерти А.Ф. Лазурского В.Н. Мясищев закон- чил и подготовил к печати известный труд своего учителя «Классификация
Введение в профессию (Клиническая психология)
222 личностей». Его ранние работы были посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей. В 1921 г. на 1-й Все- российской конференции по научной организации труда и производства он обосновал необходимость особой научной дисциплины – эргологии, при- званной комплексно изучать процессы труда на основе данных психологии, физиологии, педагогики и других наук. Затем В.Н. Мясищев опубликовал целый ряд исследований в области нейрофизиологии.
Особо следует отметить работы о типологии сочетательно- рефлекторной деятельности человека, соотношении внешних, аномаль- ных и внутренних, висцерально-вегетативных реакций, психогальваниче- ском рефлексе. Крупные работы В.Н. Мясищева по изучению кожно- гальванических показателей нервно-психического состояния человека повлекли за собой широкое применение этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия и эффективности психотерапии в клини- ке. Важным направлением в научной деятельности В.Н. Мясищева явля- лось изучение индивидуально-психических особенностей человека, типов личности и характера. Ученый представлял себе личность и характер не как формально-динамическое, а как структурно-содержательное целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Ис- следования в этой области были обобщены в известной монографии
(подготовленной совместно с А.Г. Ковалевым) «Психические особенно- сти человека». Широкую известность в нашей стране получила разработ- ка В.Н. Мясищевым проблемы отношений человека в норме и патологии.
Предложенное им понимание отношений личности имело важное значе- ние для психологии, медицины и педагогики. Признанием заслуг
В.Н. Мясищева явилось избрание его членом-корреспондентом Академии педагогических наук.
Немало труда вложил В.Н. Мясищев в решение проблем медицинской психологии и связанных с этим задач в области гуманизации медицины.
Неслучайно он стал первым председателем проблемной комиссии по ме- дицинской психологии Академии медицинских наук страны. Исследова- ния в области медицинской психологии были обобщены в книге «Введе- ние в медицинскую психологию», написанной совместно с М.С. Ле- бединским (1966).
В.Н. Мясищевым была разработана клинико-патогенетическая концеп- ция неврозов человека, которая объясняла их возникновение и течение.
При этом понимание неврозов основывалось на синтезе конкретных исто-
Приложение 2
223
рических условий развития человека и всех особенностей его личности, взаимоотношений с людьми, а также реакции на сложные обстоятельства в конкретной жизненной ситуации. В основу понимания невроза было поло- жено напряжение конфликта при неадекватной попытке решения ситуа- ции. Логическим следствием создания В.Н. Мясищевым концепции невро- зов явилась разработка им системы патогенетически обоснованной психо- терапии при этих заболеваниях. Сущность системы заключалась в том, что проводимая терапия носила прежде всего психофизиологический и соци- ально-педагогический характер, при котором больной вновь обретал смысл жизни посредством самоперевоспитания в ходе преодоления болезни.
Учение В.Н. Мясищева о неврозах и психотерапии было обобщено в его классическом труде «Личность и неврозы» (1960), который первым был удостоен премии АМН им. В.М. Бехтерева и явился основой для дальней- шей разработки его учениками и последователями современной биопсихо- социальной концепции неврозов и системы их психотерапии.
Бернштейн
Николай
Александрович
(1896–1966), физиолог, член-корреспондент
АМН СССР. Создатель нового направления ис- следований – физиологии активности. Окончил медицинский факультет (1919 г.), затем про- слушал курс математического факультета Мос- ковского университета. В 1922 г. организовал лабораторию биомеханики в Центральном ин- ституте труда; впоследствии подобные лабора- тории были им организованы во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, в Цен-
Центральном
НИИ физкультуры и др.
С помощью разработанных новых методов ис- следования Н.А. Бернштейн изучал движения человека. Анализ получен- ных результатов позволил Бернштейну сформулировать положение о том, что приобретение моторного навыка обусловлено не простым по- вторением, а выработкой умения каждый раз заново решать двигатель- ную задачу. Н.А. Бернштейн экспериментально показал, что движение направляется моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако, не носит строго фиксированного характера, так как организм постоянно стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наибо- лее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения,
Введение в профессию (Клиническая психология)
224 организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Н.А. Бернштей- ну, носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Н.А. Бернштейну, непрерывное циклическое взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уров- нях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического модели- рования, создания образа предстоящего действия – того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого дей- ствия.
Изучение моторики людей с различными поражениями нервной систе- мы позволило Н.А. Бернштейну принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе и предложить эффективные при-
ёмы восстановления нарушенных функций. Идеи Н.А. Бернштейна были использованы при конструировании ряда технических устройств, управля- емых на основе ЭВМ. Новые научные направления – физиология активно- сти, а также общая теория построения движений, разработанные Н.А.
Бернштейным, – оказали влияние на развитие ряда наук, в том числе пси- хологии и спортивной педагогики. Педагогическое приложение концепции
Н.А. Бернштейна весьма продуктивно во всех сферах, где необходимо формирование двигательных навыков.
Выготский Лев Семенович (1896–1934), выдающийся отечественный психолог, созда- тель концепции развития высших психических функций. Родился Лев Семенович в белорус- ском городке Орше 05.11.1896 г., но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Его отец, Семен Львович
Выгодский, закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьмерых детей (Лев был вторым ребенком).
Семья считалась своеобразным культурным центром города. Например, есть сведения, что
Выгодский-отец основал в городе публичную библиотеку. В доме люби- ли и знали литературу, совсем не случайно из семьи Выгодских вышло