Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2237

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Теоретические вопросы профессиональной этики


процедурой: для его осуществления требовалось выполнить массу формальностей, пройти две судебные инстанции, дать объявление в газете, заплатить порядочную сумму денег, и все равно суд имел полное право (и охотно этим правом пользовался) отказать истцу. Соответственно, изменилось отношение к разводу и со стороны общественного мнения: развод снова был объявлен одним из наи­более безнравственных деяний. Его причины подлежали обязатель­ному разбору на общем собрании служебного коллектива, более то­го, он вызывал ряд партийно-административных санкций — мог повлечь исключение из партии (или, по крайней мере, строгий вы­говор), разведенный лишался права на выезд за границу, развод обязательно сказывался на продвижении по службе и т.д. И только в последние годы развод перестал рассматриваться как «прелюбо­деяние» и вызывает осуждение общественного мнения лишь тогда, когда он связан с действительно безнравственными обстоятельства­ми (например, оставление отцом многодетной семьи, расторжение брака с супругом-калекой, нуждающимся в помощи, и т.п.), а само понятие «прелюбодеяние» стало относиться только к супружеской измене. Причем в отличие от прежних времен, когда измена мужа прелюбодеянием не считалась, сегодня это понятие распространено на всех участников брачного союза.

Все вышесказанное позволяет достаточно отчетливо осознать диалектику абсолютного и относительного в морали: само понятие, принцип, норма и пр. в абстрактном виде может осознаваться как нечто «вечное», «абсолютное», но их конкретное содержание изме­няется соотносительно с воззрениями исторической эпохи (а также в различных социальных условиях) и при этом может принимать характер, совершенно противоположный изначальному.

  1. Сущность и структура морали

Очень кратко сущность морали была сформулирована в предыду­щем параграфе. Однако, поскольку мораль охватывает практиче­ски все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о ней самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера ее поистине бесконечна и безгранична.

На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пы­тались выявить в ней «самое-самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие че­




1. Научные основы этики


19


ловеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индиви­да своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общест­венной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утвер­ждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.

Вышесказанное приведено лишь для того, чтобы показать бес­цельность поисков точного определения сущности морали, поэтому мы попытаемся дать хотя бы схематически основной каркас поня­тий, которые «организуют» науку этику. Наполнить этот «каркас» реальным содержанием — дело жизни каждого человека, ибо всю жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою концепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.

Итак, структура морали состоит из следующих компонентов.


Моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая поведение лич­ности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким об­разом, только деятельность, только практическая реализация мо­ральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры. «Когда человек, — писал Гегель, — совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения явля­ется постоянной чертой его характера»1. И еще: «...Человек есть не что иное, как ряд его поступков»2.

Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:

  • мотив — нравственно осознанное побуждение совершить по­ступок или же мотивация — совокупность мотивов, означаю­щая предпочтение тех или иных ценностей в моральном вы­боре индивида, совершающего поступок;

  • результат — материальные или духовные последствия по­ступка, имеющие определенное значение;

  • оценка окружающими как самого поступка, так и его резуль­тата и мотива.


1 Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч. М.-Д., 1934. Т. 7. С. 186.


2 Там же. С. 235.



20


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной
значимостью: его значением для того или иного человека (людей),
коллектива, общества и исходя из тех моральных критериев и норм,
которые являются референтными для тех, кто производит оценку.
Следовательно, поступок — это не всякое действие, но действие,
субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и
потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). По-
ступок может быть моральным, аморальным и внеморальным, хотя
и здесь приходится вспомнить о диалектике, требующей конкретно-
сти анализа — в данном случае оценки поступка.

Так, например, поднять подразделение в атаку — морально, но
если атака безрассудна и неизбежно должна привести к бессмыс-
ленной гибели людей, то этот поступок не только аморален, но и
преступен. Выступление на собрании с предложением, как улуч-
шить решение служебной задачи, — внеморально, но если высту-
пающий знает, что своим предложением он вызовет гнев начальст-
ва, то такое выступление является актом гражданской смелости и
носит сугубо моральный характер. Поступки, ставшие стандартны-
ми формами поведения, называются нравами. Социально и истори-
чески обусловленная совокупность нравов, существующих в данном
обществе, представляет собой определенный элемент культуры это-
го общества, обусловливающий определенный тип общественного
поведения.

Удивительно точно писал о деятельной
природе нравственности В.Г. Белинский:
«Так как сфера нравственности есть по пре-
имуществу сфера практическая, а практиче-
ская сфера образуется преимущественно из
взаимных отношений людей друг к другу —
то здесь, т.е. в этих отношениях и больше
нигде, — должно искать нравственного чело-
века, а не в том, как человек рассуждает о
нравственности, или какой системы, какого
учения и какой категории нравственности он
держится»1.

Моральные

(нравственные) отношения — это те отношения, в кото­рые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъек­тивного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного





В. Г. Белинский


1 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1989. С. 392.



1. Научные основы этики


21


(нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства
и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчи­вые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной соци­альной группы (служебного коллектива).

Нравственные отношения в служебном коллективе подразделя­ются, в свою очередь, на три уровня:

  • субординированные — отношения между начальниками и под­чиненными;

  • между коллегами',

  • с гражданами.

В каждой правоохранительной структуре и в определенной сте­пени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приоб­ретают свой характер и формируются опять-таки по принципу диа­лектического сочетания общего, особенного и отдельного. Общее и в значительной части особенное определяются служебными докумен­тами: уставами, приказами, служебными инструкциями, наставле­ниями и т.п., а отдельное и некоторая часть особенного вырабаты­ваются в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль играет командно-воспитательная дея­тельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата. Именно служебный опыт — опыт взаим­ной деятельности в процессе решения служебных задач подсказыва­ет формы нравственных отношений, которые невозможно преду­смотреть никакими инструкциями. Так, в частности, позитивное воздействие на нравственный климат оказывает форма отношений между начальниками и подчиненными, основанная не на сугубо приказном тоне («Я приказал, а вы выполняйте»), но на деловом сотрудничестве, где немаловажную роль играет взаимное доверие, взаимная ответственность, обязательность, внимание друг к другу, взаимная заинтересованность в решении задач и т.п. Другим пози­тивным фактором является взаимная культура общения: умение слушать и слышать собеседника, уважительное отношение к его точке зрения, соблюдение правил вежливого тона и вообще правил служебного этикета и пр.


Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое по­буждение и определяющее воздействие на моральную деятельность



22


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


и моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосоз­нание
и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, раскаяние или же моральную удовлетворен­ность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок и пр. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на опреде­ленную совокупность моральных норм, образцов, принципов, тра­диций, идеалов. В моральном сознании этика тесно сближается с эстетикой, ибо подлинно нравственные элементы нравственного сознания (и порождаемые им поступки и отношения) — прекрасны. Недаром А.М. Горький называл этику эстетикой будущего.

Моральное сознание порождается потребностями общественно­го развития, прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, мораль­ное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным (а критерием его истинности служит практика), оно содержит диалектику абсолютного и относительно­го, субъективного и объективного и т.д. Однако оно обладает и не­которыми специфическими свойствами. Прежде всего, по сравне­нию с другими формами общественного сознания оно способно оказывать более активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы непосредст­венно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в ос­новном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на высшем уровне — в этике моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся осознанными убеждениями.

Моральное сознание, как и моральные знания, носят обязатель­ный характер. Мы можем себе представить человека (и не подверга­ем его за это суровому осуждению), который не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не инте­ресуется