Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2339

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Составляющими морального фактора служебного коллектива выступают нравственные качества его сотрудников, морально-психологический климат, традиции коллектива, коллективное мнение, преобладаю­щие мотивы поведения и деятельности личного состава, соотноше­ние мер морального воздействия на сотрудников с правовыми и материальными и ряд других.

Не секрет, что в правоохранительных органах в силу их специ­фики преобладают методы административно-правового воздействия и регулирования. Однако эти методы дают устойчивый положи­тельный результат только при определенных условиях:





6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности


239


  1. объект воздействия (личность, группа, коллектив) должен быть достаточно прост и однороден;

  2. субъект воздействия (начальник, наставник, руководящий ор­ган, руководитель) должен по своим свойствам вполне соответство­вать объекту;

  3. обязанности всех членов коллектива четко определены;

  4. налажена информационная связь между всеми членами кол­лектива;

  5. внешнее административное воздействие дополняется само- управляемостью коллектива, основанной на нравственной ответст­венности и компетентности его членов.

Если эти условия не соблюдаются, то правовые методы воздей­ствия должны дополняться методами морально-воспитательного характера. На практике, как правило, так и происходит. Тем не ме­нее соотношение административно-правовых мер регулирования с морально-воспитательными в различных коллективах существенно различается, что не может не отражаться на моральном состоянии сотрудников, их настроении, отношении к выполнению служебных задач, к своему начальнику, на взаимоотношениях между коллегами.

1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   74

Выбор тех или иных средств воздействия на коллектив или отдельных его членов зависит, по меньшей мере, от трех причин:

  • состояния самого коллектива или отдельных сотрудников;

  • характера предстоящих или решаемых задач;

  • профессиональной и нравственной культуры начальника, воспитателя, наставника.

«В среде со слабыми моральными устоями или примитивной в культурном отношении, — писал известный польский социолог Ежи Старосьцяк, — успехов может добиться руководитель, поль­зующийся такими методами, которые в иных условиях можно было бы назвать «грубыми». В среде с высоким уровнем общественного сознания тот же самый организатор, применяя те же самые методы, может встретить неодобрение... В то время, как для работы в одной среде достаточно умения убеждать и чуткости, в другой эти методы не дадут ожидаемых результатов»1.

Не секрет, что методы воспитательно-нравственного формиро­вания и активизации морального фактора применимы главным об­разом в повседневной жизнедеятельности личного состава, при подготовке сотрудников к выполнению служебных задач, а не в хо­де их осуществления, когда преобладают методы управленческого


1 Старосьцяк Е. Элементы науки управления. М., 1965. С. 160.



240


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


административно-правового характера (приказ, распоряжение, ко­манда). Опытные руководители перед выполнением сложных, опас­ных задач (захват вооруженных преступников, освобождение за­ложников, действия ночью, в трудных погодных условиях, при не­ясной оперативной обстановке, при недостатке технических средств и т.д.) тщательно продумывают, в какой форме и где поставить за­дачу подчиненным, как использовать дисциплинарную практику, как распределить сотрудников по их морально-психологической совместимости. Все это позволяет более полно и эффективно исполь­зовать сформированный моральный фактор подразделения при вы­полнении конкретной служебной задачи.

Наличие в правоохранительной системе обширной правовой ба­зы, регламентирующей действия и поведение сотрудников, сущест­венно упорядочивает их работу, облегчает их взаимодействие между собой, с гражданским населением, органами власти. Однако дея­тельность правоохранительных органов настолько разнообразна, конкретная обстановка настолько изменчива, что предвидеть все ситуации и отразить их в соответствующих инструкциях, приказах, уставах практически невозможно. В этих условиях «на помощь» праву приходит мораль в форме таких категорий, как долг, честь, ответственность, совесть. К тому же нельзя не согласиться с мнени­ем выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который сказал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках»1.

Важной гранью морального фактора служебного коллектива явля­ются его обычаи, традиции, нравы,

которые, будучи устойчивыми и привычными нормами поведения многих членов коллектива, вы­ступают одновременно и как средство формирования и активиза­ции морального фактора всего подразделения и отдельных сотруд­ников. Традиции, обычаи, как известно, бывают прогрессивные и отсталые, положительные и негативные. К первым относятся взаи­моподдержка и взаимовыручка при выполнении служебных задач, чествование ветеранов, ритуал вручения табельного оружия, приня­тие присяги, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, со­вместное проведение отдыха и ряд других. Среди негативных тради­ций и обычаев отдельных коллективов можно выделить «питейные» традиции, круговую поруку, основанную на ложном понимании чести мундира или коллектива, укрывательство от регистрации фак­тов правонарушений и преступлений и т.п.


1 Кони Л. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. М., 1959. Т. 1. С. 29.





6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности


241


Разумеется, прогрессивные традиции и обычаи нуждаются во всемерной поддержке, укреплении и развитии, а негативные — в локализации и искоренении. Однако, как показывает опыт, тради­цию нельзя учредить или закрепить приказом, административными методами. Внедрить позитивную традицию можно только мерами морально-воспитательного характера, а искоренить негативную тра­дицию можно, лишь внедрив в жизнь коллектива новую, прогрес­сивную, которая сама по себе способна вытеснить отсталую и вред­ную. Как правильно подметил современный американский поэт Т. Элиот, «традицию нельзя унаследовать — ее надо завоевывать».


Важной сферой морального фактора служит морально-психологический климат коллектива. Охватывая чувства и настроения сотрудников, их симпатии и антипатии, оценки и мнения, авторитет руководите­ля, моральных и правовых норм в жизни коллектива, морально­психологический климат существенно влияет на личность сотруд­ника, сплоченность коллектива, эффективность выполнения им служебных задач. Недооценка морального климата служебного кол­лектива может свести на нет дисциплинарную практику руководи­теля, привести к обратным результатам административные усилия начальника, дестабилизировать коллектив и даже парализовать его работу. Если начальник, определяя меру поощрения или взыска­ния, не знает мнения коллектива о том, к кому он собирается при­менить меры дисциплинарного воздействия, не учтет настроение личного состава, то его действия по отношению к данному сотруд­нику (даже при объективной оценке его заслуг или проступка) мо­гут вызвать негативную реакцию как у коллектива, так и у самого сотрудника.


Здоровье морально-психологического климата коллектива есть продукт правильного подбора кадров по профессиональной при­годности и моральной совместимости, стиля деятельности руково­дителя, взаимодействия в коллективе официальных и неофици­альных структур. Если официальные, служебные отношения в коллективе не дополняются соответствующими неофициальными, внеслужебными, то коллектив болеет, он плохо управляем, его «лихорадит».

Основным средством сплочения коллектива являются его моби­лизация на совместное выполнение служебных задач и коллектив­ная ответственность за их успех. Вместе с тем в коллективе вполне допустимо объединение сотрудников в группы по интересам, выхо­дящим за рамки служебных задач, если они, разумеется, не препят­



242


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


ствуют их осуществлению. Объединение сотрудников для совмест­ной организации здорового досуга, воспитания детей, занятий спортом, повышения образования и культуры существенно способ­ствует сплочению коллектива, утверждению в нем здорового мо­рально-психологического климата, благоприятно влияет на выпол­нение служебных задач.

Моральное состояние сотрудников и коллектива, нравственные средства управления ими, моральные последствия служебной дея­тельности не являются неизменными, ими можно управлять, их можно формировать и использовать в зависимости от условий жиз­недеятельности личного состава и характера предстоящих или вы­полняемых задач.

Как показывает практика, в моральном факторе заложен огром­ный потенциал, который порой используется явно недостаточно или неумело. Стимулирование нравственного фактора в процессе служебной деятельности, как правило, не требует существенных дополнительных сил, средств и времени, которых, как известно, всегда не хватает. Надо только знать, что собой представляет этот фактор служебно-воспитательной работы, постоянно помнить о нем и эффективно его использовать.



Глава /

Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов

  1. Сущность и структура морального выбора

Как часто каждому из нас приходилось оказываться в ситуации, которая требовала выбора, от простых жизненных вопросов до сложных проблем, определяющих судьбу и затрагивающих интере­сы многих людей!? Как поступить? Какой выбор сделать? И если в повседневной жизни человек действует как индивид, и каждый сде­ланный им выбор, совершенный поступок характеризуют его лич­но, то в профессиональной деятельности все действия работника правоохранительных органов воспринимаются окружающими как действия представителя государственного органа, наделенного соот­ветствующими властными полномочиями, являющегося олицетво­рением и воплощением государственной власти. С одной стороны, это облегчает ему выбор поступка, поскольку закон и ведомствен­ные инструкции диктуют определенный тип поведения, а с другой — порождает ряд коллизий, когда приходится выбирать между личны­ми убеждениями и требованиями «чести мундира».

Группа хулиганов вечером на глазах жены и ребенка убивает му­жа. По данному факту возбуждается уголовное дело. Видя, что дело фактически топчется на месте, жена погибшего предлагает следова­телю свои услуги по поиску преступников, но получает отказ. Натал­киваясь на безразличие, равнодушие, а то и просто грубость следст­венных работников, она решает действовать сама. Купив незаконно пистолет и выследив преступников, она по одному убивает их. Сле­дователь, ведущий дело, догадывается, кто убийца. Он приходит к ней на квартиру и требует выдать оружие. Ни слова не говоря, она выкладывает пистолет и собирает вещи, чтобы отправиться вместе со следователем. По дороге следователь останавливает машину на мос­ту, выходит из нее и выбрасывает пистолет в реку.

Этот сюжет фильма «Я сама» очень остро ставит вопрос мо­рального выбора: чему отдать предпочтение — требованию закона или моральным убеждениям человека? Как разрешать подобные вопросы? Есть ли какие-то правила, помогающие выйти из слож­ных, конфликтных ситуаций?




244


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Если анализ морали как системы норм и ценностей позволяет
увидеть ее как общественное явление в статическом состоянии, то
изучение морали с точки зрения морального выбора дает возмож-
ность раскрыть ее динамическую сторону, увидеть, как работают
нормы, принципы, нравственные ценности и оценки в практике
общественных отношений.

Моральный выбор — это осознанное
предпочтение человеком того или иною
варианта поведения в соответствии с
личными или общественными моральны-
ми установками.


Необходимость морального выбора
появляется тогда, когда обстоятельства
вынуждают человека принять одно ре-
шение из нескольких, каждое из кото-
рых имеет нравственное содержание,
т.е. может быть оценено с позиций до-
бра и зла.

Моральный выбор иногда трактуют
слишком узко, лишь как сознательный
акт принятия человеком решения. Но
для того, чтобы это решение было
принято, необходимо наличие опреде-
ленных объективных и субъективных
предпосылок и условий выбора, воз-
можностей познания этого выбора.

Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора.
Продолжением его служит выбор средств реализации решения,
практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при
рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти
все объективные и субъективные компоненты поведения человека.

К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного раз­вития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и дру­гие нравственные характеристики личности.

В этой связи возникает вопрос: насколько свободен человек в своем моральном выборе, если этот выбор обусловливается объек­тивными и субъективными обстоятельствами?





Кадры из фильма «Я сама»





7. Моральный выбор сотрудников правоохранительных органов