ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2339
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составляющими морального фактора служебного коллектива выступают нравственные качества его сотрудников, морально-психологический климат, традиции коллектива, коллективное мнение, преобладающие мотивы поведения и деятельности личного состава, соотношение мер морального воздействия на сотрудников с правовыми и материальными и ряд других.
Не секрет, что в правоохранительных органах в силу их специфики преобладают методы административно-правового воздействия и регулирования. Однако эти методы дают устойчивый положительный результат только при определенных условиях:
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности
239
-
объект воздействия (личность, группа, коллектив) должен быть достаточно прост и однороден; -
субъект воздействия (начальник, наставник, руководящий орган, руководитель) должен по своим свойствам вполне соответствовать объекту; -
обязанности всех членов коллектива четко определены; -
налажена информационная связь между всеми членами коллектива; -
внешнее административное воздействие дополняется само- управляемостью коллектива, основанной на нравственной ответственности и компетентности его членов.
Если эти условия не соблюдаются, то правовые методы воздействия должны дополняться методами морально-воспитательного характера. На практике, как правило, так и происходит. Тем не менее соотношение административно-правовых мер регулирования с морально-воспитательными в различных коллективах существенно различается, что не может не отражаться на моральном состоянии сотрудников, их настроении, отношении к выполнению служебных задач, к своему начальнику, на взаимоотношениях между коллегами.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 74
Выбор тех или иных средств воздействия на коллектив или отдельных его членов зависит, по меньшей мере, от трех причин:
-
состояния самого коллектива или отдельных сотрудников; -
характера предстоящих или решаемых задач; -
профессиональной и нравственной культуры начальника, воспитателя, наставника.
«В среде со слабыми моральными устоями или примитивной в культурном отношении, — писал известный польский социолог Ежи Старосьцяк, — успехов может добиться руководитель, пользующийся такими методами, которые в иных условиях можно было бы назвать «грубыми». В среде с высоким уровнем общественного сознания тот же самый организатор, применяя те же самые методы, может встретить неодобрение... В то время, как для работы в одной среде достаточно умения убеждать и чуткости, в другой эти методы не дадут ожидаемых результатов»1.
Не секрет, что методы воспитательно-нравственного формирования и активизации морального фактора применимы главным образом в повседневной жизнедеятельности личного состава, при подготовке сотрудников к выполнению служебных задач, а не в ходе их осуществления, когда преобладают методы управленческого
1 Старосьцяк Е. Элементы науки управления. М., 1965. С. 160.
240
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
административно-правового характера (приказ, распоряжение, команда). Опытные руководители перед выполнением сложных, опасных задач (захват вооруженных преступников, освобождение заложников, действия ночью, в трудных погодных условиях, при неясной оперативной обстановке, при недостатке технических средств и т.д.) тщательно продумывают, в какой форме и где поставить задачу подчиненным, как использовать дисциплинарную практику, как распределить сотрудников по их морально-психологической совместимости. Все это позволяет более полно и эффективно использовать сформированный моральный фактор подразделения при выполнении конкретной служебной задачи.
Наличие в правоохранительной системе обширной правовой базы, регламентирующей действия и поведение сотрудников, существенно упорядочивает их работу, облегчает их взаимодействие между собой, с гражданским населением, органами власти. Однако деятельность правоохранительных органов настолько разнообразна, конкретная обстановка настолько изменчива, что предвидеть все ситуации и отразить их в соответствующих инструкциях, приказах, уставах практически невозможно. В этих условиях «на помощь» праву приходит мораль в форме таких категорий, как долг, честь, ответственность, совесть. К тому же нельзя не согласиться с мнением выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который сказал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках»1.
Важной гранью морального фактора служебного коллектива являются его обычаи, традиции, нравы,
которые, будучи устойчивыми и привычными нормами поведения многих членов коллектива, выступают одновременно и как средство формирования и активизации морального фактора всего подразделения и отдельных сотрудников. Традиции, обычаи, как известно, бывают прогрессивные и отсталые, положительные и негативные. К первым относятся взаимоподдержка и взаимовыручка при выполнении служебных задач, чествование ветеранов, ритуал вручения табельного оружия, принятие присяги, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, совместное проведение отдыха и ряд других. Среди негативных традиций и обычаев отдельных коллективов можно выделить «питейные» традиции, круговую поруку, основанную на ложном понимании чести мундира или коллектива, укрывательство от регистрации фактов правонарушений и преступлений и т.п.
1 Кони Л. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. М., 1959. Т. 1. С. 29.
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности
241
Разумеется, прогрессивные традиции и обычаи нуждаются во всемерной поддержке, укреплении и развитии, а негативные — в локализации и искоренении. Однако, как показывает опыт, традицию нельзя учредить или закрепить приказом, административными методами. Внедрить позитивную традицию можно только мерами морально-воспитательного характера, а искоренить негативную традицию можно, лишь внедрив в жизнь коллектива новую, прогрессивную, которая сама по себе способна вытеснить отсталую и вредную. Как правильно подметил современный американский поэт Т. Элиот, «традицию нельзя унаследовать — ее надо завоевывать».
Важной сферой морального фактора служит морально-психологический климат коллектива. Охватывая чувства и настроения сотрудников, их симпатии и антипатии, оценки и мнения, авторитет руководителя, моральных и правовых норм в жизни коллектива, моральнопсихологический климат существенно влияет на личность сотрудника, сплоченность коллектива, эффективность выполнения им служебных задач. Недооценка морального климата служебного коллектива может свести на нет дисциплинарную практику руководителя, привести к обратным результатам административные усилия начальника, дестабилизировать коллектив и даже парализовать его работу. Если начальник, определяя меру поощрения или взыскания, не знает мнения коллектива о том, к кому он собирается применить меры дисциплинарного воздействия, не учтет настроение личного состава, то его действия по отношению к данному сотруднику (даже при объективной оценке его заслуг или проступка) могут вызвать негативную реакцию как у коллектива, так и у самого сотрудника.
Здоровье морально-психологического климата коллектива есть продукт правильного подбора кадров по профессиональной пригодности и моральной совместимости, стиля деятельности руководителя, взаимодействия в коллективе официальных и неофициальных структур. Если официальные, служебные отношения в коллективе не дополняются соответствующими неофициальными, внеслужебными, то коллектив болеет, он плохо управляем, его «лихорадит».
Основным средством сплочения коллектива являются его мобилизация на совместное выполнение служебных задач и коллективная ответственность за их успех. Вместе с тем в коллективе вполне допустимо объединение сотрудников в группы по интересам, выходящим за рамки служебных задач, если они, разумеется, не препят
242
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ствуют их осуществлению. Объединение сотрудников для совместной организации здорового досуга, воспитания детей, занятий спортом, повышения образования и культуры существенно способствует сплочению коллектива, утверждению в нем здорового морально-психологического климата, благоприятно влияет на выполнение служебных задач.
Моральное состояние сотрудников и коллектива, нравственные средства управления ими, моральные последствия служебной деятельности не являются неизменными, ими можно управлять, их можно формировать и использовать в зависимости от условий жизнедеятельности личного состава и характера предстоящих или выполняемых задач.
Как показывает практика, в моральном факторе заложен огромный потенциал, который порой используется явно недостаточно или неумело. Стимулирование нравственного фактора в процессе служебной деятельности, как правило, не требует существенных дополнительных сил, средств и времени, которых, как известно, всегда не хватает. Надо только знать, что собой представляет этот фактор служебно-воспитательной работы, постоянно помнить о нем и эффективно его использовать.
Глава /
Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов
-
Сущность и структура морального выбора
Как часто каждому из нас приходилось оказываться в ситуации, которая требовала выбора, от простых жизненных вопросов до сложных проблем, определяющих судьбу и затрагивающих интересы многих людей!? Как поступить? Какой выбор сделать? И если в повседневной жизни человек действует как индивид, и каждый сделанный им выбор, совершенный поступок характеризуют его лично, то в профессиональной деятельности все действия работника правоохранительных органов воспринимаются окружающими как действия представителя государственного органа, наделенного соответствующими властными полномочиями, являющегося олицетворением и воплощением государственной власти. С одной стороны, это облегчает ему выбор поступка, поскольку закон и ведомственные инструкции диктуют определенный тип поведения, а с другой — порождает ряд коллизий, когда приходится выбирать между личными убеждениями и требованиями «чести мундира».
Группа хулиганов вечером на глазах жены и ребенка убивает мужа. По данному факту возбуждается уголовное дело. Видя, что дело фактически топчется на месте, жена погибшего предлагает следователю свои услуги по поиску преступников, но получает отказ. Наталкиваясь на безразличие, равнодушие, а то и просто грубость следственных работников, она решает действовать сама. Купив незаконно пистолет и выследив преступников, она по одному убивает их. Следователь, ведущий дело, догадывается, кто убийца. Он приходит к ней на квартиру и требует выдать оружие. Ни слова не говоря, она выкладывает пистолет и собирает вещи, чтобы отправиться вместе со следователем. По дороге следователь останавливает машину на мосту, выходит из нее и выбрасывает пистолет в реку.
Этот сюжет фильма «Я сама» очень остро ставит вопрос морального выбора: чему отдать предпочтение — требованию закона или моральным убеждениям человека? Как разрешать подобные вопросы? Есть ли какие-то правила, помогающие выйти из сложных, конфликтных ситуаций?
244
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Если анализ морали как системы норм и ценностей позволяет
увидеть ее как общественное явление в статическом состоянии, то
изучение морали с точки зрения морального выбора дает возмож-
ность раскрыть ее динамическую сторону, увидеть, как работают
нормы, принципы, нравственные ценности и оценки в практике
общественных отношений.
Моральный выбор — это осознанное
предпочтение человеком того или иною
варианта поведения в соответствии с
личными или общественными моральны-
ми установками.
Необходимость морального выбора
появляется тогда, когда обстоятельства
вынуждают человека принять одно ре-
шение из нескольких, каждое из кото-
рых имеет нравственное содержание,
т.е. может быть оценено с позиций до-
бра и зла.
Моральный выбор иногда трактуют
слишком узко, лишь как сознательный
акт принятия человеком решения. Но
для того, чтобы это решение было
принято, необходимо наличие опреде-
ленных объективных и субъективных
предпосылок и условий выбора, воз-
можностей познания этого выбора.
Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора.
Продолжением его служит выбор средств реализации решения,
практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при
рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти
все объективные и субъективные компоненты поведения человека.
К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности.
В этой связи возникает вопрос: насколько свободен человек в своем моральном выборе, если этот выбор обусловливается объективными и субъективными обстоятельствами?
Кадры из фильма «Я сама»
7. Моральный выбор сотрудников правоохранительных органов