Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2332

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Д.А. Фурманов


1 Цит. по: Колесников М. Без страха и упрека. М., 1971. С. 196.





5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов


229


тания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она ор­ганически сочетается с текущими и перспективными планами службы и охватывает все стороны жизнедеятельности специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требованиям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролиро­вать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тема­тику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведения тренировок и упражнений личного состава. Одна из основных сторон этой работы — побуждение к нравственному са­мовоспитанию подчиненных, выработка у них стремления выпол­нять задания только с высоким качеством, привитие навыков скру­пулезного соблюдения последовательности в действиях и взыска­тельности к себе.

Таковы некоторые теоретико-методологические и методические вопросы нравственного самовоспитания как важного фактора фор­мирования и духовного развития личности сотрудника правоохра­нительных органов. Он должен всегда помнить, что решение задач по укреплению конституционной законности, защите правопорядка в стране, становлению и возвышению личности в значительной степени обусловлено уровнем самосознания и самовоспитания самих блюстителей закона и порядка.



Глава О Моральный фактор в правоохранительной деятельности

  1. Моральный фактор как элемент духовной культуры общества

Моральный фактор есть мера проявления нравственных сил личности, коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач.
Обычно этот термин применяется при оценке поведения лю­дей в экстремальных ситуациях (боевые действия, захват вооружен­ных преступников, ликвидация последствий природных бедствий, техногенных катастроф и т.п.). Однако данное понятие «имеет пра­во на жизнь» и при характеристике поведения и деятельности чело­века в трудовых буднях.


Как философская категория «меры» моральный фактор отража­ет готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, реши­мость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинако­во, постольку моральный фактор и рассматривается как мера, т.е. диалектическое единство количественных и качественных показате­лей человека, его нравственного состояния, моральной культуры, нравственного воспитания.

Моральный фактор — сложное и динамичное социальное явле­ние, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объек­тивную основу. Осознание морального фактора как определенного элемента духовной культуры того или иного общества осуществляет­ся посредством его гносеологического и социологического анализа.

Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие «человеческий фактор», которое как многогран­ное социальное образование включает в себя несколько «срезов».

  1. Биологический, физиологический срез, характеризующий со­стояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжи­





6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности


231


тельность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расо­вые, антропологические особенности населения, его половозраст­ной состав и ряд других.

  1. Социальный срез
, отражающий социально-классовую структуру общества, его национальный состав, профессиональные и террито­риальные социальные группы и т.д.

  • Интеллектуально-профессиональный срез, представляющий со­бой уровень образования и культуры населения, его профессиональ­ную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к са­мообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п.


  • Срез, который условно можно назвать аксиологическим. Он ха­рактеризует ценностную ориентацию людей, их общественные по­требности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты об­раза жизни основной массы граждан.

  • Духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.

    Представленная здесь структура позволяет более всесторонне исследовать человеческий фактор и выяснить не только позитив­ную, разумную, конструктивную его сторону, а рассмотреть его во всем многообразии противоречий, вскрыть слабые стороны каждого из срезов и определить пути их устранения, активизировать и эф­фективно использовать положительные проявления человеческого фактора. Недооценка любого из аспектов (срезов) человеческого фактора неизбежно сказывается на функционировании других сре­зов и всего фактора в целом и может привести по существу к его параличу или дисгармонии.

    Вычленение пяти срезов в человеческом факторе, конечно, весьма условно и к тому же в данном виде, пожалуй, недостаточно отражает его деятельную сущность, что отличает понятие «фактор» от понятия «потенциал»1. Однако такой подход позволяет выявить резервы реальной возможности человеческого фактора, условия его активизации, возможности управления им.

    Как видно из анализа человеческого фактора, одной из его сто­рон является моральный фактор (духовно-нравственный срез), ко­торый выступает интегрирующим элементом человеческого факто­ра, поскольку по существу зависит от состояния всех иных его эле­ментов (срезов) и в то же время и сам оказывает на них заметное


    1 Понятие «потенциал» характеризует совокупность возможностей человека, социальной общности, общества в целом. Понятие «фактор» отражает их актив­ность, проявление потенциальных возможностей на практике.



    232


    I. Теоретические вопросы профессиональной этики


    влияние, играя роль посредника между проявлениями других эле­ментов человеческого фактора. Последнее объясняется сущностью морали, призванной согласовывать интересы и действия личности, социальных групп, общества в целом, а также тем, что человече­ский фактор проявляется как на личностном уровне, так и на уров­не социальных общностей (класс, нация, социальная группа), и, стало быть, моральный фактор играет опосредующую роль между этими проявлениями человеческого фактора. Как связующее звено моральный фактор «переводит» состояние той или иной социаль­ной общности или всего общества в состояние личности и в опре­деленной мере осуществляет обратный процесс.

    Например, господствующие в обществе идеологические или ре­лигиозные воззрения не могут не накладывать отпечаток на нравст­венное сознание его граждан (даже тех, кто их не разделяет). Точно так же политические потрясения, конфликты, борьба за власть раз­личных политических сил отражаются на конкретной личности че­рез моральный фактор той или иной социальной общности либо общества в целом. И напротив, моральное состояние личности че­рез моральное состояние общности, в которую личность входит, оказывает влияние на процессы, происходящие в обществе, ускоряя или замедляя их.

    При определении сущности морального фактора необходимо учи­тывать'.



    • его активную, деятельную природу, что отличает его от мо­рального потенциала;

    • элементы, его образующие;

    • направленность морального фактора, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной;

    • то, что он только часть духовной сферы.

    Исходя из названных посылок, моральный фактор можно пред­ставить в лаконичной форме как проявление на практике мораль­ной стороны духовных сил общества, какого-либо его социального образования или отдельной личности.

    Поскольку моральный фактор — явление
    объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его можно целенаправленно фор­мировать, исходя из состояния общества, общественных потребно­стей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.

    Моральный фактор может тем больше выполнить свою конст­руктивную роль, чем большей свободой обладает общество и личность. С возрастанием же свободы объективно возрастает и моральная





    6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности


    233


    ответственность граждан, а вместе с ней и значимость моральных
    регуляторов поведения и деятельности людей. Однако такая взаи-
    мосвязь свободы и моральной ответственности не осуществляется

    адекватно и автоматически. Свобода, — писал
    выдающийся русский юрист А.Н. Радищев, —
    идет рука об руку с ответственностью, потому
    что тот факт, что мы свободны совершать вы-
    бор, налагает обязательство принимать ответ-
    ственность за последствия выбора1.

    Обладая относительной самостоятельно-
    стью, моральный фактор способен в известной
    мере воздействовать на личность, не согласу-
    ясь с общим состоянием и тенденциями разви-
    тия общества, нейтрализовать (как правило,
    временно) воздействие на людей и осознание
    ими негативных явлений или же в силу инер-

    ции, консервативных традиций побудить их «быть безучастными»
    по отношению к явлениям прогрессивным. В ряде случаев мораль-

    ный фактор может даже направлять поведе-
    ние и действия людей вопреки их реальным
    интересам и потребностям. Это обусловлено,
    в частности, тем, что моральный фактор со-
    держит в себе как элемент рационального
    сознания, так и элементы психологии, чувст-
    венной сферы, обыденного сознания, вклю-
    чая и элементы подсознательного. Вот почему
    «наэлектризованная» толпа так плохо подда-
    ется рациональным доводам. Вот почему в
    состоянии политической или националисти-
    ческой эйфории человек порой совершает
    поступки, им же нередко осуждаемые впо-

    следствии, противоречащие его личным интересам и интересам об-
    щества. В силу этого нельзя не согласиться со словами выдающе-
    гося русского поэта, министра юстиции России начала XIX в.
    Г. Р. Державина: «Мораль — хорошее снотворное для пылкого сердца
    и скорого разума»2.

    Как свидетельствует опыт, использование (а по существу экс­плуатация) морального фактора исключительно в качестве средства решения экономических, политических и иных задач, без заботы о нравственном развитии общества, если и давало эффект, то кратко­