ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2332
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д.А. Фурманов
1 Цит. по: Колесников М. Без страха и упрека. М., 1971. С. 196.
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов
229
тания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетается с текущими и перспективными планами службы и охватывает все стороны жизнедеятельности специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требованиям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведения тренировок и упражнений личного состава. Одна из основных сторон этой работы — побуждение к нравственному самовоспитанию подчиненных, выработка у них стремления выполнять задания только с высоким качеством, привитие навыков скрупулезного соблюдения последовательности в действиях и взыскательности к себе.
Таковы некоторые теоретико-методологические и методические вопросы нравственного самовоспитания как важного фактора формирования и духовного развития личности сотрудника правоохранительных органов. Он должен всегда помнить, что решение задач по укреплению конституционной законности, защите правопорядка в стране, становлению и возвышению личности в значительной степени обусловлено уровнем самосознания и самовоспитания самих блюстителей закона и порядка.
Глава О Моральный фактор в правоохранительной деятельности
-
Моральный фактор как элемент духовной культуры общества
Моральный фактор есть мера проявления нравственных сил личности, коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач. Обычно этот термин применяется при оценке поведения людей в экстремальных ситуациях (боевые действия, захват вооруженных преступников, ликвидация последствий природных бедствий, техногенных катастроф и т.п.). Однако данное понятие «имеет право на жизнь» и при характеристике поведения и деятельности человека в трудовых буднях.
Как философская категория «меры» моральный фактор отражает готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера, т.е. диалектическое единство количественных и качественных показателей человека, его нравственного состояния, моральной культуры, нравственного воспитания.
Моральный фактор — сложное и динамичное социальное явление, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объективную основу. Осознание морального фактора как определенного элемента духовной культуры того или иного общества осуществляется посредством его гносеологического и социологического анализа.
Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие «человеческий фактор», которое как многогранное социальное образование включает в себя несколько «срезов».
-
Биологический, физиологический срез, характеризующий состояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжи
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности
231
тельность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расовые, антропологические особенности населения, его половозрастной состав и ряд других.
-
Социальный срез
Интеллектуально-профессиональный срез, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к самообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п.
Срез, который условно можно назвать аксиологическим. Он характеризует ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты образа жизни основной массы граждан.
Духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.
Представленная здесь структура позволяет более всесторонне исследовать человеческий фактор и выяснить не только позитивную, разумную, конструктивную его сторону, а рассмотреть его во всем многообразии противоречий, вскрыть слабые стороны каждого из срезов и определить пути их устранения, активизировать и эффективно использовать положительные проявления человеческого фактора. Недооценка любого из аспектов (срезов) человеческого фактора неизбежно сказывается на функционировании других срезов и всего фактора в целом и может привести по существу к его параличу или дисгармонии.
Вычленение пяти срезов в человеческом факторе, конечно, весьма условно и к тому же в данном виде, пожалуй, недостаточно отражает его деятельную сущность, что отличает понятие «фактор» от понятия «потенциал»1. Однако такой подход позволяет выявить резервы реальной возможности человеческого фактора, условия его активизации, возможности управления им.
Как видно из анализа человеческого фактора, одной из его сторон является моральный фактор (духовно-нравственный срез), который выступает интегрирующим элементом человеческого фактора, поскольку по существу зависит от состояния всех иных его элементов (срезов) и в то же время и сам оказывает на них заметное
1 Понятие «потенциал» характеризует совокупность возможностей человека, социальной общности, общества в целом. Понятие «фактор» отражает их активность, проявление потенциальных возможностей на практике.
232
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
влияние, играя роль посредника между проявлениями других элементов человеческого фактора. Последнее объясняется сущностью морали, призванной согласовывать интересы и действия личности, социальных групп, общества в целом, а также тем, что человеческий фактор проявляется как на личностном уровне, так и на уровне социальных общностей (класс, нация, социальная группа), и, стало быть, моральный фактор играет опосредующую роль между этими проявлениями человеческого фактора. Как связующее звено моральный фактор «переводит» состояние той или иной социальной общности или всего общества в состояние личности и в определенной мере осуществляет обратный процесс.
Например, господствующие в обществе идеологические или религиозные воззрения не могут не накладывать отпечаток на нравственное сознание его граждан (даже тех, кто их не разделяет). Точно так же политические потрясения, конфликты, борьба за власть различных политических сил отражаются на конкретной личности через моральный фактор той или иной социальной общности либо общества в целом. И напротив, моральное состояние личности через моральное состояние общности, в которую личность входит, оказывает влияние на процессы, происходящие в обществе, ускоряя или замедляя их.
При определении сущности морального фактора необходимо учитывать'.
-
его активную, деятельную природу, что отличает его от морального потенциала; -
элементы, его образующие; -
направленность морального фактора, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной; -
то, что он только часть духовной сферы.
Исходя из названных посылок, моральный фактор можно представить в лаконичной форме как проявление на практике моральной стороны духовных сил общества, какого-либо его социального образования или отдельной личности.
Поскольку моральный фактор — явление
объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его можно целенаправленно формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.
Моральный фактор может тем больше выполнить свою конструктивную роль, чем большей свободой обладает общество и личность. С возрастанием же свободы объективно возрастает и моральная
6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности
233
ответственность граждан, а вместе с ней и значимость моральных
регуляторов поведения и деятельности людей. Однако такая взаи-
мосвязь свободы и моральной ответственности не осуществляется
адекватно и автоматически. Свобода, — писал
выдающийся русский юрист А.Н. Радищев, —
идет рука об руку с ответственностью, потому
что тот факт, что мы свободны совершать вы-
бор, налагает обязательство принимать ответ-
ственность за последствия выбора1.
Обладая относительной самостоятельно-
стью, моральный фактор способен в известной
мере воздействовать на личность, не согласу-
ясь с общим состоянием и тенденциями разви-
тия общества, нейтрализовать (как правило,
временно) воздействие на людей и осознание
ими негативных явлений или же в силу инер-
ции, консервативных традиций побудить их «быть безучастными»
по отношению к явлениям прогрессивным. В ряде случаев мораль-
ный фактор может даже направлять поведе-
ние и действия людей вопреки их реальным
интересам и потребностям. Это обусловлено,
в частности, тем, что моральный фактор со-
держит в себе как элемент рационального
сознания, так и элементы психологии, чувст-
венной сферы, обыденного сознания, вклю-
чая и элементы подсознательного. Вот почему
«наэлектризованная» толпа так плохо подда-
ется рациональным доводам. Вот почему в
состоянии политической или националисти-
ческой эйфории человек порой совершает
поступки, им же нередко осуждаемые впо-
следствии, противоречащие его личным интересам и интересам об-
щества. В силу этого нельзя не согласиться со словами выдающе-
гося русского поэта, министра юстиции России начала XIX в.
Г. Р. Державина: «Мораль — хорошее снотворное для пылкого сердца
и скорого разума»2.
Как свидетельствует опыт, использование (а по существу эксплуатация) морального фактора исключительно в качестве средства решения экономических, политических и иных задач, без заботы о нравственном развитии общества, если и давало эффект, то кратко