Файл: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.
Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является основным фактором конкурентоспособности всех вышестоящих объектов
[10]. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Подводя итоги можно так же сказать, что конкурентоспособность обладает таким важным свойством, как конкретность проявления, т. е. привязанность ее к конкретным условиям и прежде всего к конкретному рынку и определенному периоду времени. Конкурентоспособности характерен динамический характер, она изменяется на протяжении всего времени, и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде, а также и от других различных обстоятельств [17, c. 671]. К числу наиболее важнейших особенностей конкурентной борьбы следует отнести еѐ возможность оказывать на нее влияние, т. е. управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития компании [19, c. 384].
Кроме того, конкурентоспособности присуще свойство определѐнной противоречивости, что объясняет потребность сочетания заинтересованностей покупателя и товаропроизводителя.
1.2
Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
Наравне с абстрактными разработками сути конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно обсуждается
13 проблема, связанная с практической оценкой конкурентоспособности [44].
Допустимо установить, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день, учѐными были достигнуты определенные успехи, а так же разработаны вполне применимые способы оценки конкурентоспособности схожих продуктов и услуг [11, c. 216]. Более сложная остановка наблюдается уже в оценке конкурентоспособности предприятий. Невзирая в таком случае на то, что некоторые операции в данном направленности, уже давно принимались и принимаются, специальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия, современными экономистами в настоящее время разработано не было [33, c. 325].
В то же время, необходимость в оценке конкурентоспособности различных предприятий необходима, потому, как в условиях современной экономики оценка своих конкурентных позиций является неотъемлемой частью деятельности любого хозяйствующего субъекта [39, c. 848]. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли необходимо предприятию в основном для того, чтобы определить, в чем сильные и слабые стороны перед конкурентами, а так же помогает сделать выводы для дальнейшей выработки предприятием собственной, эффективной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества [18, c. 688].
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон c целью оценки своих настоящих возможностей в конкурентной борьбе, а так же разработке мероприятий и средств, за счѐт которых предприятие смогло бы увеличить уровень своей конкурентоспособности и гарантировать успех своей будущей деятельности
[25, c. 81].
В ходе маркетингового изучения с целью оценки имеющегося уровня конкурентоспособности компании как правило используют определѐнные количественные показатели, которые указывают на степень устойчивости предприятия, а так же возможности создавать продукцию, пользующуюся
14 спросом на данном рынке и позволяющую предприятию получать намеченный и стабильный результатов своей деятельности [7]. Предприятие, которое имеет более низкий уровень затрат, связанных с производством, получает в свою очередь наибольшую величину прибыли, что в будущем позволяет увеличить объѐмы производства, повышать его уровень технической оснащѐнности, эффективность, качество продукции, а также совершенствовать систему еѐ дальнейшего сбыта [49, c. 248].
В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции будет увеличиваться, что способствует увеличению еѐ доли за счѐт других предприятий, не имеющих подобных финансовых и технических возможностей [21, c. 464].
Существенную роль так же принадлежит анализу затрат на обращение, производимый методом отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Подобное сравнение производится как правило не только согласно целой сумме сбытовых затрат, но и по отдельным еѐ элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по определѐнным товарам и рынкам сбыта. Анализ эффективности инвестиционных проектов, издержек обращения, дает возможность выявить разные непродуктивные затраты согласно целой системе товародвижения от продавца к покупателю [9].
Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:
обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учѐта требований потребителя, а так же его конкретных запросов, увеличение интереса к надѐжности продукта [27, c. 2];
обнаружение, а так же обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его товарами заменителями;
15
выявление положительных и отрицательных сторон аналоговых продуктов что издают соперники, а так же надлежащее применение данных итогов с целью развития уже собственного предприятия [28, c. 109];
изучение предложений соперников согласно совершенствованию подобных продуктов, с какими они представляются в рынке, и создание мер, предоставляющих плюсы согласно сопоставлению с соперниками;
установление разных перспектив усовершенствования собственного продукта способом увеличения различных характеристик данных товаров, например, таких как долговечность, надѐжность, экономичность, а так же улучшение внешнего оформления продукта [13];
выявление и применение различных расценочных обстоятельств с направлением повышения уровня конкурентоспособности продукта в том числе, используемых предприятиями – соперниками (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
нахождение и использование возможных приоритетных сфер использования продукции, в особенности новой;
приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных видах почв (каменистых, песчаных, болотистых) [4, c. 216];
дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определѐнным видам взаимозаменяемых товаров, значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели в основном опираются на сложившиеся предпочтения в отношении качества продукции, особенностей еѐ эксплуатации, а так же репутации предприятия [20, c. 448];
воздействие напрямую на потребителя путѐм искусственного ограничения поступления на рынок более новых товаров, осуществление интенсивной маркетинговой работы, предоставления валютного либо товарного кредита, в частности, в направлении рассрочки платежа.
16
Исходя из всего этого можно сделать вывод, что оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте формируется исходя из тщательного анализа технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она ориентирована на определение потенциальной возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно провести для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке [16, c. 353].
Такая оценка так же должна содержать следующие показатели:
потребность в капиталовложениях фактических и на будущее, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
ассортимент конкурентоспособных продуктов, их объѐмы и стоимость (продуктовая дифференциация);
подборка рынков или их сегментов для каждого продукта
(рыночная дифференциация);
необходимость в средствах на развитие спроса, а так же активизирования сбыта;
выборочный список мер и приѐмов, которыми предприятие может воспользоваться, что бы обеспечить себе преимущество на рынке;
выпуск высококачественной и надѐжной продукции, постоянное обновление и модернизация продукции на основе собственных разработок и изобретений, которые в свою очередь должны быть обеспеченны патентной защитой, качественное и своевременное выполнение обязательств по текущим сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг [24, c. 30].
Оценка и анализ конкурентоспособности может проводится для достижения следующих целей:
разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
выбора контрагентов для объединенной и качественной деятельности;
составления плана выхода предприятия на новые рынки сбыта;
17
воплощение инвестиционной деятельности;
исполнение государственного регулирования экономики [6].
В настоящее время в науке нельзя выделить единую систему или методику оценки конкурентоспособности предприятия. Вместо этого используют различные методы, а так же их различные комплексы, которые в свою очередь могут отличаться в зависимости от специфики предприятия, на котором будет проводиться анализ конкурентоспособности [29].
Таблица 1.2.1 – Методы оценки конкурентоспособности
Наименование метода
Сущность метода
Преимущества
1 2
3
Оценка с позиции сравнительных преимуществ
Так как производство и реализация предпочтительнее в том случае, если издержки производства ниже, чем у ближайших конкурентов, то в качестве основного критерия, используемого в данном методе, являются низкие издержки.
Простота оценки уровня конкурентоспособности
Оценка с позиции теории равновесия
Каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью.
В этом случае у предприятия отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого- либо из факторов производства, а, следовательно, нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора.
Основным критерием в данном случае является наличие факторов производства, не используемых в полной мере [34, c. 191].
Возможность определения внутренних резервов
Оценка исходя из теории эффективности конкуренции
Основным критерием при использовании структурного подхода к оценке конкурентоспособности предприятия является концентрация производства и капитала.
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей.
18
Продолжение табл. 1.2.1.
1 2
3
Оценка на базе качества продукции
Критерием конкурентоспособности является качество продукции
[41, c. 384].
Возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности.
Профиль требований
С помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей.
Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия яв-ляется его наглядность.
Профиль полярностей
В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания от ближайших конкурентов.
Данный метод показывает как сильные, так и слабые стороны компании.
Матричный метод В основу методики положен анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции.
При наличии достоверной информации об объѐмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
SWOT-анализ
Метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе результатов проведенного анализа выявить существующие возможности для развития предприятий.
SWOT-анализ представляет собой лишь один из способов систематизировать уже существующие знания. Если эти знания неверны или их слишком мало, то и результаты анализа будут иметь небольшую ценность.
В SWOT-анализе возникает сложность разделения будущего и настоящего времени при оценке факторов внешней и внутренней среды компании[30, c. 228].
19
Продолжение табл. 1.2.1 1
2 3
Построение
«гипотетического многоугольника конкурентоспособности»
Оценка конкурентоспособности предприятия проводится по восьми факторам:- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню рыночных лидеров;
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы;
- торговля;
-послепродажное обслуживание;
-внешняя торговля предприятия;
-предпродажная подготовка
[31, c. 192].
Невозможно вывести прогнозы относительно будущего продукта или услуги, также не учтены недобросовестные виды борьбы за потребителя.
Метод экспертных оценок
Метод основан на организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов [40]
Позволяет быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения
Метод оценки основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия включает следующие этапы:
- выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;
- расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;
-определение количественных значений единичных показателей [35];
При наличии достоверной информации об объѐмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки
Как видно из таблицы, существует множество различных методов оценки конкурентоспособности, которые могут сильно отличатся друг от друга и иметь свои преимущества по сравнению с другими методами. Они
20 так же могут использоваться в комплексе для ещѐ большей эффективности анализа. Данные методы различаются по цене, от самых дешѐвых до тех за которые организации придѐтся заплатить не малую сумму денег. Именно для этого, а так же для выявления возможности улучшения конкурентоспособности необходимо провести и анализ экономической деятельности предприятия.
Для оценки экономической эффективности данного предприятия необходимо выполнить оценку его структуры, динамики имущества и источников финансирования.
Оценка структуры и динамики имущества дает понятие о соотношении как основного так и оборотного капитала, структуре запасов в оборотных активах предприятия, а также смене их непосредственной стоимости за выбранный для анализа период времени.
Структура и движение источников финансирования показывает части собственных, заемных и привлеченных средств, а также их динамику за определѐнный период, что является общепризнанным методом анализа бухгалтерской отчетности. Так же ещѐ одним, очень значимым фактором является сохранение ликвидности и платежеспособности, они тем самым говорят о способности предприятия своевременно, а так же в необходимом размере, производить расчеты по своим текущим обязательствам.
Разумно согласиться, что с анализом платежеспособности согласованно понятие
«несостоятельность организации», при анализе которой применяются два основных критерия: недостаток имущества для оплаты задолженности, а так же неспособность должников к платежам [48, c. 144].
Степень платежеспособности по текущим обязательствам Ктл определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) к среднемесячной валовой выручке. Однако по отчету о финансовых результатах можем получить только показатель выручки – нетто.
Ликвидностью какого-либо актива подразумевает под собой возможность его преобразовываться в денежные средства [26]. Чем короче период возможной трансформации в денежные средства, тем выше
21 показатель ликвидности активов данного предприятия. Под ликвидностью понимается присутствие у предприятия оборотных активов в размере, которое является в достаточной мере для закрытия текущих обязательств.
Для оценки уровня ликвидности обычно рассчитываются показатели абсолютной, критической и текущей ликвидности [2, c. 421].
Коэффициент текущей платежеспособности (Ктп) = (П1+П2)/(N/T)
Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка) = А1/(П1+П2)
Коэффициент критической ликвидности (Кл) = (А1+А2)/(П1+П2)
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) = (А1+А2+А3)/(П1+П2)
П1 - кредиторская задолженность;
П2 - краткосрочные заемные средства;
N - выручка;
T - число месяцев в рассматриваемом периоде;
А1 - денежные средства, денежные эквиваленты;
А2 – фин. вложения, деб. задолженность и другие оборотные активы;
А3 - запасы.
Изучив используемые на сегодня методы оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно прийти к выводу, что на данный момент времени не существует идеальной со всех сторон методики комплексного выявления конкурентоспособности предприятия. Для более точной оценки и дальнейшего повышения конкурентоспособности предприятия разработано множество методов, применяющихся как по отдельности, так и в комплексе, в зависимости от задач, поставленных перед началом проведения данной оценки конкурентоспособности.
На сегодняшний день многообразие различных методов дает возможность подобрать наиболее продуктивный и простой метод оценивания конкурентоспособности, который в свою очередь будет соответствовать каждому конкретному предприятию, исходя из специфики его деятельности.