Файл: Тема Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 3111

Скачиваний: 86

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативно-правовая база организации обучения первоклассников:

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача СанПиН 2.4.2.2821-10

  • Методическое письмо Министерства общего профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

  • Методическое письмо Министерства общего профессионального образования РФ «Об организации обучении в первом классе четырехлетней начальной школы»

  • Методическое письмо Министерства общего профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»

  • Методическое письмо Министерства общего профессионального образования РФ «О подготовке детей к школе»

Организация учебно-воспитательного процесса:

  • Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;

  • Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней;

  • С целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей четверти;

  • Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30-9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня;

  • Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков;

  • В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в

1-х классах следует применять "ступенчатый" режим  учебных  занятий  с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности; с октября - 4 урока по 35 минут каждый; со второго  полугодия  по  таблице  максимально  допустимого количества часов;

  • Обязательное проведение не менее двух физминуток по 1.5- 2 минуты каждая на каждом уроке. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков;

  • Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев по возможности проводятся на свежем воздухе, на уроках используются различные игры и игровые ситуации;

  • Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать нестандартные формы организации учебного процесса;


Составление расписания учебных занятий:

  • При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели   основные  предметы  с  уроками музыки, изо, труда, физкультуры;

  • Для   восстановления   работоспособности   в    течение    дня рекомендуется  устанавливать  продолжительность  перемен между уроками не менее 10  минут,  большой  перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут; вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков допускается устраивать  две  перемены  по  20 минут каждая;

  • В расписании рекомендуется планировать последними часами уроки физической культуры, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки в форме уроков- игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций;

  • Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры. (Сан.Пин 2.4.2.2821-10 п. 10.11);

Контроль и оценка результатов обучения:

  • Отсутствие системы балльного (отметочного) оценивания. В первом классе недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.);

  • Допускается словесная объяснительная оценка;

  • Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.);

  • В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;

  • Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года по всем предметам учебного плана;

  • В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются;

  • Обучающиеся первого класса на второй год не остаются;

Организация групп продленного дня:

  • Обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня по заявлению родителей;

  • Внеучебная деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями детей. Продолжительность занятий не более 30 минут;

  • Обучающиеся обеспечиваются 3-разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа;

  • Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5-3,0 часа;

  • Соблюдение основных принципов рационального питания;

  •  Выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях.


Соблюдение данных требований и рекомендаций по организации учебного процесса в первом классе поможет учителю в создании благоприятных условий для адаптации обучающихся к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном освоении общеобразовательных программ начального общего образования.

  1. Знакомство с оформлением школьной документации по 1 классу

В течение 1-го года обучения в электронном журнале обучающихся фиксируются только пропуски уроков. В конце учебного года учитель в личное дело делает отметку обучающимся: усвоил (усв.) или не усвоил (не усв.).

Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «Портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.

Классный журнал является государственным документом, фиксирующим и регламентирующим этапы и уровень фактического усвоения учебных программ.

Личные дела зачисленных в 1 класс оформляются до начала нового учебного года. 

Медицинская карта школьника собой представляет большую бумажную папку формата А4. В ней содержатся сведения о состоянии здоровья ребенка. Хранится она у школьной медсестры все время, начиная с момента поступления в учебное заведение.

Приём в __________ осуществляется по результатам собеседования с педагогом-психологом (задачей которого является выявление уровня подготовки ребенка к школе и степени развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи), логопедом и классным руководителем.

Прием в образовательное учреждение осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

Тема 3. Знакомство с особенностями организации учебной и внеучебной деятельности первоклассников

  1. Анализ УМК, используемых в 1 классе

В _________ используется УМК «Школа России».

Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний. Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность подобных заданий с учетом нарастания сложности характера учебного материала. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.


Задачи первого адаптационного периода обучения детей по всем предметам – развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственную, временную, количественную ориентацию, фонетический слух.

Окружающий мир: В 1 классе картина мира дана в самом общем виде в соответствии с возрастными возможностями учащихся. В адаптационный период обучения, когда дети только учатся читать, учебный материал представлен рисунками, анализ которых выводит детей на содержательные обобщения на словесно-логическом уровне. В 1 классе дети знакомятся с особенностями природы Земли, получают первые представления об изменчивости мира, о человеке, как части природы, его месте и поведении в обществе, об условиях собственной безопасности.

Математика: основной путь познания курса математики – индуктивный. Воспитание положительного мотива к изучению курса достигается не только путем включения детей в игровую деятельность (дополни, восстанови рисунок, выбери похожее, найди лишнее, пройди через лабиринт), но и путем формирования активной личностной позиции к математическим явлениям (предлагаются задания, имеющие несколько решений, бесконечное множество решений, не имеющие решения пр.).

Русский язык: обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Учебник впервые знакомит школьников с основными категориями и явлениями языка, углубляя знания, полученные в период обучения грамоте: соотношение между звуком и буквой, словом и предложением и текстом. Данные знания формируются через простые задания с включением игровой формы, имеют динамику и разнообразие тем самым усвоение данных знаний проходит с интересом.

Литературное чтение: Материал учебника 1 класса помогает младшим школьникам получить первые представления о разнице художественного и научного текста, прозаического и поэтического произведения, фольклора и авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов. Данный предмет дает знания с учетом возрастных возможностей учащихся, предоставляя знания с уже знакомыми основами раскрывая учащимся широту этих основ.


Я считаю, что материал учебников изложен в доступной форме для учащихся с различными индивидуальными способностями.

  • Учитывают в заданиях адаптационный период учащихся предоставляя учителю возможность данные задания аккумулировать в различных формах урока (урок-игра, урок-диалог и тд.).

  • Задания могут выполняться в различных формах (индивидуальная, коллективная и тд.), что способствует установлению контактов внутри коллектива, налаживанию дружеских отношений.

  • Задания разноплановые, поэтому они развивают воображение, творческий подход и расширяют чувственный опыт первоклассника.

  1. Ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения уроков в 1-м классе, особенностями использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Во время прохождения производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» мною посещались все уроки, велась протокольная запись уроков, проводился анализ и оценка эффективности педагогической деятельности учителя: по обучению и воспитанию первоклассников; по диагностике и коррекции готовности детей к обучению на уроках по разным учебным предметам; по формированию общеучебных умений и организации учебной деятельности детей (организация рабочего места, обращение с учебниками, тетрадями, дидактическим материалом, различными учебными принадлежностями, усвоение правил поведения на уроке, на перемене и тд.).

Был выполнен анализ уроков: обучение грамоте, математика, окружающий мир, ИЗО, технология, музыка, физическая культура (по одному уроку из каждой предметной области). Приложение 3

  1. Оказание помощи учителю в его повседневной деятельности

Во время прохождения производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования»:

  • оказывала помощь учителю в приеме детей на проходной;

  • подготовке тематических стендов и оформления классного уголка;

  • проведении физминуток на уроках и организации досуга на перемене;

  • провела экскурсию в школе по теме «Пожарная безопасность»;

  • принимала участие в общешкольном мероприятии «Посвящение в лицеисты» и «Предметный марафон»;

  • отводила детей в столовую и отслеживала организацию питания и поведения в столовой первоклассников;

  • помогала в организации дежурств по классу и в раздевалке;

  • учувствовала в экскурсии на пришкольном участке «Хвойные деревья»;

  • подготавливала раздаточный материал по разным предметам;

  • учувствовала в проведении общешкольной олимпиаде по математике среди 1 классов;

  • проводила олимпиаду «Финансовая грамотность» сайта Учи.ру;