Файл: Тема Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 3119

Скачиваний: 86

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» мною была проведена диагностика 3 учащихся готовности к школьному обучению по методике Теста «Нелепицы». Приложение 6.

  1. Подбор диагностических методик и проведение диагностики

Направления диагностики:

  1. Социального развития первоклассников:

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)

Цель: методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе.

Ход занятия: «Ребята, изобразите на листочках, что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите.»

Оборудование: лист формата А4, карандаши

Анализ рисунка.

1.    Несоответствие с заданной темой показывает, что:

а) отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит о мотивационной инфантильности;

б) детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или то, что нравится, хочет рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

в) неправильная интерпретация поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

2.    Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и сюжет рисунка:

а) учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

б) сюжеты не учебного характера - школьники на перемене или с ранцами - характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но их внимание больше направлено на внешние школьные атрибуты;

в) рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.


Для большей верности в оценке школьных рисунков стоит осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет.

Как правило, данная методика позволяет говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками, успешно ли прошел период адаптации.

  1. Уровень речевой подготовки первоклассников:

Обследование фонематических процессов (30б):

Повторить цепочку слов: -да-да-та – 2б.

Каким звуком различаются слова 2б: дом-дым

Вместо первой буквы в слове, поставь звук Д 2б: сом-дом

Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.

  1. Готовности ребенка к школьным знаниям:

Тест готовности к школе — «Чего не хватает?» ( Р. С. Немов).

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов

  • 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

  • 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26- 30 секунд.

  • 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

  • 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

  • 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд

  1. Самооценка:

Методика «Лесенка»

Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

 



Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

на 1 — самые хорошие ребята;

на 2 и 3 — хорошие;

на 4 — ни хорошие, ни плохие;

на 5 и 6 — плохие;

на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.



Результаты оцениваются следующим образом:

1 — завышенная самооценка;

2 и 3 — адекватная;

4 — заниженная;

5 и 6 — плохая;

7 — резко заниженная.

  1. Школьная мотивация:

Методика определения ведущих мотивов учения

Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка. «Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.

1. первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.

2. второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все-равно учился.

3. третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.

4. четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.

5. пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.

6. шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:

1. как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?

2. c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?

3. а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему? Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения.

Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:

1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;

2 – познавательный мотив;

3 – игровой мотив;

4 – узколичностный мотив;

5 – социальный мотив;

6 – мотив получения хороших оценок.

  1. Уровень познавательной потребности первоклассника

Тест «Кругозор».

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

2. Назови фамилию, отчество родителей.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?


4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

16. Ты сам хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше, корова или коза?

21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

Оценка:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

    • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например, мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

    • 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла

    • 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл

    • 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл

    • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла

    • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла Оценка результатов: Высокий уровень – 24-29 баллов Средний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже.

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» была проведена «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова) с учащимися 1 класса _________ и согласно данной методике проведена оценка уровня готовности учащихся к обучению в школе по результатам беседы.

Приложение 11

  1. Составление психолого-педагогической характеристики первоклассника

Психолого-педагогическая характеристика — это документ, в котором отражены наблюдения специалиста за конкретным школьником или классом.

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» был определен учащийся для составления психолого-педагогической характеристики, проведено наблюдение за поведением учащегося в процессе адаптации к школьному обучению и составлена психолого-педагогическая характеристика первоклассника.
Приложение 5

  1. Составление психолого-педагогической характеристики 1 класса

Психолого-педагогическая характеристика – это документ, отражающий учебные и психологические особенности коллектива.

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» была составлена психолого-педагогическая характеристика 1 класса ___________. Приложение 7


  1. Исследование и анализ деятельности учителя по решению проблем адаптации первоклассников к школьному обучению

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» познакомилась с перечнем вопросов для беседы с учителем по адаптации первоклассников к школьному обучению и была проведена беседе с учителем начальных классов по данным вопросам. По итогам оформлен протокол беседы с учителем об организации адаптационного периода в 1 классе ________. Приложение 4

  1. Подготовка и написание реферата по проблемам адаптации первоклассников к школьному обучению

Согласно план-задания производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» по результатам проведенной беседы сделаны выводы о своеобразии обучения первоклассников в первые дни учебного года и написано выступление для участия в методическом объединении учителей начальных классов «Условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению». Приложение 16

Тема 5. Знакомство с особенностями работы с родителями первоклассников

  1. Знакомство с особенностями проведения родительских собраний в 1 классе

В 1 классе родительские собрания проводятся 2 раза в месяц. На протяжении всего учебного года педагог поддерживает связь с родителями и в общей группе через программу WhatsApp. С помощью данной программы педагог может оперативно извещать, уведомлять и решать вопросы с родителями.