Файл: Тема Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 3118

Скачиваний: 86

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Пополнение методической копилки

Игра – главное времяпровождение ребёнка любого возраста. Игра имеет познавательное и развлекательное значение. Подвижные игры дают выход жизненно необходимой двигательной активности. Движение является основой развития дошкольников и младших школьников. 

В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года - на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора.

Правильное использование подвижных игр во время перемен способствует активному отдыху учащихся, помогает им успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшает успеваемость.

Игры на переменах имеют свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривает добровольное участие детей. Игры должны быть простыми, но занимательными, в которых допускается переменность состава участников, сравнительно быстро выявляются результаты. Подвижные игры организуются в небольших по численности группах (не более 15 — 20 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру или в различные игры их можно проводить в нескольких группах, в разных местах. Отдельные игровые упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и роста. После выявления победителей состязания могут продолжаться с новым составом игроков.

Желательно одновременно организовать несколько игр в разных местах, чтобы учащиеся могли выбрать для себя наиболее интересную.

Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.

Мною были подобраны игры для организации деятельности детей на динамических переменах и оформлены в Приложение 13.

  1. Ознакомление с приемами организации деятельности учителя во внеучебное время

Перед началом уроков учитель готовит свое рабочее место: подготавливает технические средства, презентацию (если она будет использоваться), раздаточный материал (если он будет использоваться), учебник по предмету, план урока, учащимся напоминает какой предмет урока будет, проверяет учебный класс на соответствие к рабочей обстановке и эмоционально настраивается на урок.


После урока учитель приводит в соответствие свое рабочее место, ведет диалог с учащимися по теме урока прошедшего, с теми, у кого какие вопросы остались, собирает тетради (раздаточный материал и тд.) на проверку, заполняет классный журнал, настраивает учащихся на следующий урок и смотрит за обстановкой в классе (рабочие места учащихся и тд.).

На перемене учитель занимается не только вопросами учебного процесса, но и вопросами досуга на перемене учащихся. На коротких переменах регулирует и наблюдает за коллективом класса, а на динамических паузах проводит игровые разминки. Учитель на перемене после творческого занятия (ИЗО, Технология) может заниматься оформлением итого урока (выставка работ).

Организация работы учителя во внеучебное время имеет важное значение и является неотъемлемой частью работы учителя. Прежде всего это время самоорганизации, это время неформальной (внеурочной) обстановки общения учителя с учащимися, это та деятельность, которая является частью образовательного процесса и несет в себе различные воспитательные направления для учащихся.

  1. Ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения внеурочных воспитательных мероприятий в первые дни ребенка в школе

Во время прохождения производственной практики ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» мною посещались внеурочные воспитательные мероприятия и проводилась их протокольная запись с анализом и оценкой эффективности воспитательной работы учителя. Данные результаты оформлены в Приложение 9.


  1. Анализ эффективных методических приемов в обучении первоклассников

Дата

Вид деятельности учителя

«Методическая копилка»

Анализ эффективности

17.01.2022г.

Урок математики

«Домик» составные части задачи

В игровой и наглядной форме учащимся дается понятие состава задачи, формулировка, запись и путь решения.

31.01.2022г.

Урок математики

«Яблоки-примеры» счет. Игра



Игра поможет развить у ребёнка способность счёта в уме, наблюдательность, ориентировочно-поисковую функцию зрительной деятельности.

21.01.2022г.

Родительское собрание

кластер

Обобщение основных тезисов, вопросов или итогов. Нестандартный вид представления информации, который повышает ее усваиваемость.

10.02.2022г.

Урок литературное чтение

Игра «Да-нетка»

Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.

16.05.2022г.

Урок русского языка

«диктант значений»

Учитель диктует значение слов, а учащиеся записывают ответ. Прием интерактивного обучения. формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению.





  1. Анализ особенностей педагогического общения в 1 классе

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядом воспитательница. В школе по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к новым условиям, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. В этот период очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Основные трудности, которые испытывают педагог и ребенок в общении друг с другом:

  • Низкая концентрация внимания учащихся влечет сложности в усвоении получаемой информации от педагога.

  • Учащиеся с повышенным порогом утомляемости не могут долго концентрироваться на выполнении задания, объяснить свое состояние не могут. Возникает вероятность «закрытости» учащегося.

  • Неорганизованность учащегося и организация учителя работы в классе, новые условия поведения.

  • Определённый стиль общения учителя является новым стилем общения для учащегося.

  • Регулятивные трудности учителя связаны с неумением стимулировать активность учащихся.

  • Непонимание позиции детей учителем.

  • Неумение наладить контакт с каждым и со всей группой учащихся учителем.

  • Подчеркивание позиции собственного превосходства учителя.

Цель учителя и родителей: создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Очень важна в этом поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому необходима работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической знаний в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.


Основные трудности, которые испытывают родитель и ребенок в общении друг с другом:

  • Повышенная тревожность ребенка (родителя).

  • Неорганизованность ребенка.

  • Социализация ребенка в школе.

  • Самооценка ребенка.

  • Интерес к школе.

  • Изменение режима дня для ребенка и для родителя.

По итогам особенностей общения первоклассников с учителем и родителями во время адаптационного периода составлены перечни рекомендаций, способствующих повышению качества педагогического общения для педагога и родителей.

Приложение 15

Приложение 10


Тема 4. Особенности организации и проведения диагностической работы учителя начальных классов в период адаптации первоклассников к школьному обучению

  1. Изучение деятельности учителя начальных классов по диагностике и коррекции готовности детей к обучению в школе

В настоящее время остро стоит проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано, с одной стороны, с тенденцией раннего изучения в дошкольных образовательных учреждениях школьного программного материала, когда возникает ситуация дублирования, и часть детей приходит в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. С другой стороны, определенная часть детей не посещает дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда успешно компенсирует общественное. Кроме того, возможны индивидуальные особенности развития детей. В одном классе, как правило, собираются дети с разным уровнем готовности к обучению. Поэтому педагогу для успешной организации обучения необходимо определить стартовые интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.

На сегодняшний день существует не мало диагностических методик:

  • Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

  • Тест «Стандартная беседа Нежновой»

  • Рассказ по картинкам

  • Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным

  • Тест «Нелепицы» и тд.