Файл: Состояние и перспективы автоматизации таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

1.2 Автоматизация таможенного контроля в таможенных теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

2. Анализ практики автоматизации таможенного контроля отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.1 Анализ порядка проведения таможенного контроля на примере отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.3 Анализ результативности деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товара таможенными органами Российской Федерации

2.4 Идентификация проблем и ограничений, с которыми сталкивается выбранный таможенный орган при внедрении автоматизации

3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации

3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации

3.2 Обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля в таможенных органах на мировой арене

3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле

Заключение

Список используемых источников

Приложение А Алгоритм проведения таможенного контроля после выпуска товара

Приложение Б Автоматизация и цифровизация таможенных органов к 2030 году



  1. Поддержка развития отечественной экономики путем защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности.

В дополнение, таможенный контроль выполняет ключевую роль в поддержке развития отечественной экономики. В условиях мировой экономики таможенная политика страны должна быть направлена на защиту национальных производителей, исключение возможности получения недобросовестного преимущества зарубежными товаропроизводителями и обеспечение равных условий конкуренции. Это включает применение антидемпинговых и компенсационных мер для предотвращения недобросовестной торговой практики.

Также, ведение эффективных мер таможенного контроля способствует защите прав и законных интересов держателей прав на объекты интеллектуальной собственности и предотвращает нарушения, связанные с незаконным ввозом контрафактной продукции.

В соответствии со статьей 349 ТК ЕАЭС таможенные органы вольны проводить таможенные проверки и применять различные формы таможенного контроля с целью выявления, либо пресечения нарушения таможенного законодательства. В случае выявления нарушений будут применены санкции, в виде штрафов или изъятия товара.

В настоящее время развитие таможенного контроля направленно на автоматизацию таможенных процессов, необходимую для повышения скорости и эффективности, а также обеспечения прозрачности деятельности. Автоматизация таможенного контроля – это, разработка комплексов мер по внедрению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в развивающиеся направления таможенного контроля с конечной целью, достижения информационной таможни.

Данное мероприятие подразумевает использование автоматизированных систем для сбора, обработки, хранения и передачи информации о товарах и транспортных средствах, пересекающих границу, а также для выполнения всех необходимых таможенных операций и контрольных процедур.

Примеры автоматизации могут включать электронное декларирование товаров, внедрение автоматизированных систем распознавания номеров транспортных средств, автоматическое выявление таможенных рисков, автоматизированные системы сканирования контейнеров, электронные платежные системы и многое другое.

На данный момент в процессах автоматизации таможенного контроля применяются различные технологии и системы, включая системы управления таможенной информацией (CMS), системы управления рисками, искусственный интеллект, технология «цифрового двойника», системы электронного документооборота, автоматизированные системы сбора данных и т.д.


1.2 Автоматизация таможенного контроля в таможенных теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации


С каждым годом темп развития технологий только увеличивается, что конечно же сказывается на стремительных изменениях в сфере таможенного контроля, который за последние два десятка лет непрерывно улучшается. «Систематизируя развитие автоматизации таможенного контроля в таможенных органах РФ стоит выделить несколько этапов, основываясь на ключевых изменениях, связанных с развитием ИКТ, внедряемых в систему проведения таможенного контроля:

1) период с начала 2000-х годов, связанный с принятием в 2002 году Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» и получивший выражение в таможенном законодательстве того периода в части впервые предоставленной возможности электронного таможенного декларирования товаров и предоставления документов при декларировании в электронном виде;

2) период с 2014 года, когда электронное таможенное декларирование становится обязательным;

3) период с 2017–2018 годов, когда внедряются процедуры автоматической регистрации таможенной декларации на товары и автоматического выпуска товаров таможенными органами. Первоначально данные процедуры апробируются как экспериментальные, в настоящее же время процедуры авторегистрации и автовыпуска выступают одними из критериев эффективности деятельности таможенных органов РФ» [5].

И только «последний этап уже позволяет говорить о так называемой автоматизации таможенного контроля, то есть осуществлении контрольно-надзорных процедур без участия должностного лица контролирующего органа посредством информационных технологий» [5].

Стоит отметить, что автоматизация таможенного контроля безусловно является положительным и необходимым процессом, но в то же время и требует огромных денежных и кадровых вложений. Вано понимать, что для обеспечения такого развития необходима поддержка со стороны государства и участников ВЭД, а также обеспечения постоянного обновления технологий и пополнения штаба специалистов, способных данные технологии обслуживать и эксплуатировать.


Агамагомедова С.А. выделяет «два фактора автоматизации таможенного контроля:

  1. Информационно-техническое обеспечение;

  2. Административно-процедурное обеспечение.

Первый фактор связан с технологическим оснащением разрешительной деятельности таможенных органов. Второй заключается в системной регламентации административных процедур автоматического контроля на нормативном уровне» [5].

В настоящее время в РФ существует несколько направлений автоматизации, которые используются в таможенном контроле, такие как:

  1. "Единое окно" - международный стандарт, предусматривающий сбор и обмен таможенной и иной информацией, связанной с международной торговлей, через единую точку доступа. В РФ концепция "Единого окна" реализована в рамках "Единого окна" для осуществления ВЭД. Система "Единое окно" предоставляет возможность торгующим сторонам вносить всю необходимую информацию для соответствия требованиям импорта и экспорта в одном месте.

Концепция "Единого окна" способствует улучшению интеграции существующих государственных систем и процессов, при этом поощряя более открытые и упрощенные подходы к функционированию государственных органов и их взаимодействию с предприятиями. Это также ведет к усилению координации и сотрудничества между государственными учреждениями, связанными с торговлей.

Множество стран по всему миру, более 30, успешно применили принцип "Единого окна", что привело к значительным преимуществам, связанным с уменьшением административных препятствий и ресурсов, потребных для подготовки, представления и обработки требуемой официальной информации. "Единое окно" также часто способствует уменьшению транзакционных затрат в области внешней торговли, улучшает соблюдение требований торговыми компаниями за счет более точного и своевременного представления данных, что ведет к увеличению государственных доходов, росту эффективности и усилению контроля на границе.

«Принципиальную схему «Единого окна» можно представить в форме буквы «Т» (рис. 1), где горизонтальной линией обозначено информационное взаимодействие государственных органов (ФОИВ) “G2G”, а вертикальной линией (основанием) – взаимодействие государства и бизнеса (участники ВЭД) – “B2G”. Участники ВЭД (бизнес) являются поставщиками информации в механизме одного окна. Государственные органы (ФОИВ) обмениваются между собой и бизнесом информацией, первоначально полученной от участников ВЭД» (Рис. 1.).




Рис. 1. Принципиальная схема «Единого окна»

  1. Электронные таможни – это современный подход, позволяющий автоматизировать и централизовать процессы таможенного контроля. Это позволяет уменьшить время на прохождение таможенных процедур и снизить нагрузку на таможенные органы. Ведущую роль в данном направлении автоматизации таможенного контроля занимает Единая автоматизированная информационная система таможенного декларирования (ЕАИС ТД), позволяющая проводить обмен информацией и документами между таможенными органами и участниками ВЭД в электронном виде. «Еще одним инструментом в информационном развитии и упрощении таможенных процедур выступает предварительное информирование. Сущность данной технологии заключается в том, что до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС, таможенным органам направляются сведения о товарах и транспортных средствах в электронной форме» [2].

  2. Система управления рисками (СУР) – это, совокупность действий, с помощью которых реализуется принцип выборочности таможенного контроля. Под управлением рисками (risk management) понимается «согласованная деятельность управленческих структур по выявлению и контролю рисков» [6].

«Её применение позволяет сосредоточить внимание таможенных органов на тех поставках, где существует наибольший риск нарушения таможенного законодательства. Это дает возможность проводить не тотальные, а «точечные» проверки, и сосредоточить внимание на товарных партиях, при декларировании которых высока вероятность предоставления недостоверных сведений в целях занижения суммы таможенных платежей. При этом повышается эффективность таможенного контроля.

Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) дается следующее определение термина «таможенный риск»: «вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании» [7].

Таможенные риски можно разделить по способам выявления на 3 вида.



Рис. 2. Виды таможенных рисков по способам выявления

На данной схеме (Рис. 2.) видно, что процесс выявления рисков автоматизирован не менее