Файл: Документ подписан электронной подписью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
: 4BA9C26B47E45C5DF8573DCEAF26688A
Владелец
:
Маевский
Владимир
Юрьевич
Действителен
: с
18.04.2022 до
12.07.2023

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 2/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Область применения ………………………………..…………………………….
3 2.
Нормативные ссылки…………………………………...………………………….
3 3.
Термины, определения, обозначения и сокращения…………………………….
4 4.
Общие положения…………………………………..……………………………
5 5.
Цель и задачи наставничества. Функции колледжа по внедрению целевой модели наставничества……………………….........................................................
6 6.
Ожидаемые результаты наставничества………………………………………….
7 7.
Организация наставнической деятельности……………………………………..
8 8.
Права и обязанности куратора……………………………………………………
10 9.
Права и обязанности наставника…………………………………………………
11 10 Права и обязанности наставляемого……………………………………………..
12 11 Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества…….
13 12 Мотивация участников наставнической деятельности………………………….
13
Приложение 1.Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников
(кураторов) образовательной организации………………………………………..
14
Приложение 2. Форма Проекта соглашения о сотрудничестве образовательной организации с партнером-работодателем …………………………………………...
16
Приложение 3. Примерная форма базы наставляемых………………………… 19
Приложение 4. Примерная форма реестра наставников………………………. 20
Приложение 5. Форма заявления кандидата в наставники………………………… 21
Приложение 6. Форма заявления кандидата в наставляемые……………………… 22
Приложение 7. Форма индивидуального плана……………………………………. 23
Приложение 8.Форма отчета наставника…………………………………………... 24
Приложение 9. Форма SWOT-анализа Программ наставничества……………….. 25
Приложение 10. Форма оценки программы наставничества……………………… 33
Приложение 11.Показатели эффективности внедрения программ наставничества в колледже ……………………………………………………….....
34
Приложение 12. Форма анкеты удовлетворенности Программой наставничества
(для наставляемого)…………………………………………………………………...
35
Приложение 13 Форма анкеты удовлетворенности Программой наставничества
(для наставника)………………………………………………………….……………
36
Лист регистрации изменений………………………………………………………..
37
Лист ознакомления…………………………………………………………………… 38


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 3/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ»
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящее положение о наставничестве(далее – положение), разработано в целях реализации целевой модели наставничества (ЦМС) в ГБПОУ РО «РКВТ».
1.2 Положение рассматривается Советом колледжа и утверждается директором.
1.3 Положение разработано в соответствии с:
-
Законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
-
Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
-
Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»(вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145);
-
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 14 июня 2013 г. N 464 (в действующей редакции);
-
Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утв. Приказом
Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 291 (в действующей редакции)
-
Приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
22.06.2020 №481 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования»;
-
Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
30.07.2020 г. № 602 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
по форме, регламентированной стандартом СМК СТ.РКВТ-01 «Управление документированной информацией»
1.4 Требования настоящего положения обязательны к применению для всех заинтересованных работников колледжа и организаций.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем положении использованы ссылки на следующие документы:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
– Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 4/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ» дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
-
Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»(вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145);
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 14 июня 2013 г. N 464 (в ред. От 15.12.2014 г.);
– Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утв. Приказом
Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 291;
-
Устав колледжа;
-
СТ.РКВТ-01 Система менеджмента качества. Управление документированной информацией;
-
И.РКВТ-01 Система менеджмента качества. Инструкция по делопроизводству.
3.
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И
СОКРАЩЕНИЯ
3.1 Термины и определения
Наставничество
-универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве
Форма
наставничества
-способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников
Программа
наставничества
-комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов
Наставляемый
-участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся»
Наставник
-участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 5/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ»
Куратор
-сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества
Целевая
модель
наставничества
-система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях
Методология
наставничества
-система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого
Активное
слушание
-практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым
Буллинг
-проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга – кибербуллинг, травля в социальных сетях
Метакомпетенции
-способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками
Тьютор
-специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом
Эндаумент
-фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований
3.2 Обозначения и сокращения
ГБПОУ РО «РКВТ»РКВТ», колледж) – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский-на-
Дону колледж водного транспорта»
СМК – система менеджмента качества
УД –учебная дисциплина
ПМ – профессиональный модуль
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1
Настоящее Положение: определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией
(целевой моделью) наставничества (далее – Целевая модель); устанавливает порядок организации и проведения наставничества обучающихся очной формы обучения, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в колледже; определяет права и обязанности ее участников; определяет требования, предъявляемые к наставникам;


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 6/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ» устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в колледже и его эффективности; регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.
5.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
КОЛЛЕДЖА
ПО
ВНЕДРЕНИЮ
ЦЕЛЕВОЙ
МОДЕЛИ
НАСТАВНИЧЕСТВА
5.1 Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) колледжа в их профессиональном становлении, приобретении компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
5.2
Задачи внедрения наставничества: улучшение показателей колледжа в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций; повышение уровня профессионального обучения и профессиональных навыков выпускников колледжа; сопровождение обучающихся колледжа на предприятии в период реализации программ производственной практики; повышение мотивации обучающихся колледжа к установлению длительных трудовых отношений с предприятием по окончании курса обучения в колледже; приобщение обучающихся к корпоративной культуре предприятия; содействие достижению обучающимися высокого качества труда; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения его участников.
5.3
Внедрение целевой модели наставничества в колледже предполагает осуществление следующих функций: реализацию плана мероприятий («Дорожной карты») внедрения целевой