Файл: Документ подписан электронной подписью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 7/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ» модели наставничества; разработку, утверждение и реализацию Программ наставничества; назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в колледже; привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; инфраструктурное (в том числе материально-техническое, информационно- методическое) обеспечение наставничества; осуществление персонифицированного учёта обучающихся и педагогов, участвующих в наставнической деятельности колледжа; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в колледже; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
6.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
6.1
Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества: измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия; приобретение обучающимися необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами УД и ПМ за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта; мобильная корректировка профессиональных навыков обучающихся колледжа на предприятии в период реализации программ производственной практики; улучшение психологического климата в колледже как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства; практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий; измеримое улучшение личных показателей эффективности преподавателей и сотрудников профильных организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6.2
Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающихся: низкую мотивацию к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения; низкую информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности; низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций,


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 8/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ» как следствие – невостребованность на рынке; отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки обучающихся и выпускников; невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
6.3
Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем региона: трудовую неустроенность молодых специалистов и выпускников, влекущую за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в другие регионы; устаревание рабочих кадров, приводящее к инерционному движению региональных предприятий.

7.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1.
Наставническая деятельность осуществляется на основании:
-
Положения о наставничестве,
-
«Дорожной карты» внедрения Целевой модели
-
Программ наставничества колледжа.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: реализуемые в колледже формы наставничества
(«студент-студент»;
«преподаватель- преподаватель»; «преподаватель-студент»; «работодатель-студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме; типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
7.2
Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет директор колледжа, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в колледже.
7.3
Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: обучающихся, изъявивших желание в назначении наставника; педагогических работников, вновь принятых на работу в колледже; педагогических работников, изъявивших желание в назначении наставника.
7.4
Наставниками могут быть: обучающиеся; выпускники; преподаватели и иные должностные лица колледжа;
– сотрудники предприятий. организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели.
7.5 Назначение наставников происходит на добровольной основе.
7.6
Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 9/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ»
7.7
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 учебного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае продолжительного отсутствия наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
7.8 Организация и проведение наставничества обучающихся на предприятиях регламентируется:
- настоящим положением;
- приказами предприятия и колледжа;
- договорами о проведении производственной практики между предприятиями и колледжем.
7.9 Для организации и проведения наставничества:
7.9.1 Предприятие:
- приказом по предприятию закрепляет за каждой группой обучающихся
(обучающимся) наставника для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по программе производственной практики и информирует об этом колледж;
- обеспечивает соответствие графика работы наставника программе производственной практики на предприятии и создает условия для работы наставника с группой обучающихся (обучающимся);
- обеспечивает выполнение наставником программы производственной практики, проведение инструктажа с обучающимися;
- обеспечивает участие наставника в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в процессе производственной практики, по профессии (специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами УД и
ПМ, и в работе комиссии по присвоению квалификации обучающимся по рабочей профессии (специальности) в соответствии с приказом о составе комиссии;
- контролирует деятельность наставника в рамках реализации программы производственной практики на предприятии.
7.9.2 Колледж:
- контролирует выполнение наставником программы производственной практики;
- привлекает наставника к участию в процедуре оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в процессе дуального обучения, по профессии
(специальности) в соответствии с ФГОС СПО и рабочими программами УД и ПМ, и в работе комиссии по присвоению квалификации обучающимся по профессии
(специальности) в соответствии с приказом о составе комиссии.
7.10 Замена наставника производится приказом директора колледжа, основанием могут выступать следующие обстоятельства: прекращение наставником трудовых отношений с колледжем; психологическая несовместимость наставника и наставляемого; систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется.
7.11 Этапы наставнической деятельности в колледже осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 10/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ»
Проводится подготовка условий для запуска наставничества в колледже, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку заявлений кандидатов в наставники и кандидатов в наставляемые (Приложения 5 и 6), обработка предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей колледжа, заключение соглашений о наставничестве (Приложении 2) с профильными организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества колледжа.
Этап 2. Формирование базы наставляемых.
Составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (Приложение 3), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, с помощью диагностических бесед.
На данном этапе собираются: согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в колледже, которые еще не давали такого согласия; заявление на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники
- несовершеннолетние.
Этап 3. Формирование базы наставников.
Проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(Приложение 1).
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников.
Формируется и утверждается реестр наставников (Приложение 4). Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа колледжа с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников
(инициативной группы, структурного подразделения, педагогического совета колледжа, Управляющего совета и др.), составленного в произвольной форме на имя директора колледжа.
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп.
Формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов
(Приложение 7). При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в формате обучения наставников, которые включаются в Программу наставничества.
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп.
Проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
Производится подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности, мониторинг результатов реализации Программ наставничества.
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
8.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта Программы наставничества колледжа; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
П.РКВТ – 79 11/38
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ РО «РКВТ» наставничества; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение директору колледжа; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 9); оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора
(
Приложение 9); своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели
(
Приложение 11); получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов(Приложение 12, Приложение 13); анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в колледже и участие в его распространении.
8.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы колледжа, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в колледже; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству колледжа предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества.
9.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
9.1. Наставник обязан: помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе – оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях;