Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
навыки.

Знания — это понимание, сохранение в памяти и умение воспроиз­водить и применять на практике основные научные факты и теорети­ческие обобщения.

Любое знание выражается в понятиях, категориях, принципах, за­конах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, теори­ях, гипотезах. Математические знания представляют собой математи­ческие понятия, законы, символику, математический язык и т.д.

Умения — это владение способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают знания и навыки. Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.

Навыки — элементы умения, т.е. автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

Содержание образования строится с учетом факторов, доминирующих на современном этапе развития общества. К ним относятся:

— соответствие логике математики как науки;

—соответствие таким принципам обучения, как научность, последовательность, системность и др.;

—учет психологических возможностей и возрастных особенностей школьников разных ступеней обучения (младший, средний, старший школьник);

—адекватность потребности личности в образовании (дифференцированное обучение, коррекционное обучение и т.д.);

—формирование профессиональной направленности школьников.

Вопросы для самопроверки
1.Охарактеризуйте роль математического образования в развитии личности.

2. Какие принципы лежат в основе перестройки системы математического образования?

3. Охарактеризуйте цели обучения математике. Как соотносятся цели oбразования и цели обучения математике?

4. Какие уровни обучения математике выделяются?

5. Охарактеризуйте функции обучения математике.

6. Раскройте содержание понятий гуманизация и гуманитаризация математического образования.

7.Назовите компоненты содержания математического образования, pacкройте их содержание.

8. Охарактеризуйте варианты расположения математического материала в учебных программах по математике. Приведите примеры.

9. В чем заключается различие между терминами умение и навыки?

10.Что является основой проектирования содержания образования учебного предмета математики?

11. Каким основным требованиям должно отвечать содержание обучения математике?

Лекция 3
Тема: Принципы и методы обучения математике.

Цели: ознакомить студентов с основными дидактическими принципами; рассмотреть методы обучения математике и их классификацию.


Вопросы:

  1. Основные дидактические принципы обучения математике.

  2. Методы обучения математике и их классификация.

  3. Проблемное обучения.

  4. Программированное обучение.

  5. Математическое моделирование.

  6. Аксиоматический метод.



ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБУЧЕНИИ MATEMATИКЕ
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, peгулирующих процесс обучения. Дидактические принципы обучения математике это совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение математике.

В основу концепции математического образования положены принципы:

научности;

сознательности, активности и самостоятельности;

доступности;

наглядности;

всеобщности и непрерывности математического образования на всех ступенях средней школы;

преемственности и перспективности содержания образования, организационных форм и методов обучения;

систематичности и последовательности;

системности математических знаний;

дифференциации и индивидуализации математического образования, гуманизации;

усиления воспитательной функции;

практической направленности обучения математике;

применения альтернативного учебно-методического обеспече­ния;

компьютеризации обучения и т.д.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Метод (от греч. methodos — путь исследования) — способ достиже­ния цели. Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических прие­мов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и вос­питания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последова­тельно чередующиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, сред­ства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Какой-либо один метод обучения используется в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения.



Сегодня существуют разные подходы к совре­менной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным осно­ваниям.

По характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, де­монстрация и т.д.);

репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);

проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

частично-поисковые — эвристические;

исследовательские.

По компонентам деятельности:

организационно-действенные — методы организации и осущест­вления учебно-познавательной деятельности;

стимулирующие — методы стимулирования и мотивации учеб­но-познавательной деятельности;

контрольно-оценочные — методы контроля и самоконтроля эф­фективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям:

методы изучения новых знаний;

методы закрепления знаний;

методы контроля.

По способам изложения учебного материала:

— монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лек­ция, объяснение);

— диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний:

— словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);

— наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материа­ла, график);

- практические (упражнение, лабораторная работа, практикум).
По учету структуры личности:

- сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

- поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

- чувства - стимулирование (одобрение, похвала, порицание, кон­
троль и т.д.).

Выбор методов обучения — дело твор­ческое, однако оно основано на знании теории обучения. Методы обу­чения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может ока­заться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения. Новое содержание образования порождает новые методы в обуче­нии математике. Необходимы комплексный подход в применении ме­тодов обучения, их гибкость и динамичность.


Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специа­лизация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике: проблемный (пер­спективный), лабораторный, программированного обучения, эври­стический, построения математических моделей, аксиоматический и др.

Рассмотрим классификацию методов обучения :

Информационно-развивающие методы делятся на два класса:

Передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, де­монстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

Самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, с обучающей программой, с информационными базами дан­ных — использование информационных технологий).

Проблемно-поисковые методы: проблемное изложение учебного ма­териала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная по­исковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполне­ние упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, уп­ражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные уп­ражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагиро­вание, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Современные методы обучения, главным образом, ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. познавательной деятельности.
Специальные методы — это адаптированные для обучения основ­ные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение мате­матических моделей, способы абстрагирования, используемые при по­строении таких моделей, аксиоматический метод).

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение — это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельно­сти, включающая сочетание приемов и методов преподавания и уче­ния, которым присущи основные черты научного поиска.

Проблемный метод обучения — обучение, протекающее в виде сня­тия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях про­блемных ситуаций.

Проблемная ситуация — осознанное затруднение, порождаемое не­соответствием между имеющимися знаниями и теми знаниями, кото­рые необходимы для решения предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемой, или проблемной задачей.

Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее фор­мулировка — вызывать интерес и желание учащихся ее разрешить.

Следует различать проблемную задачу и проблему. Проблема шире, она распадается на последовательную или разветвленную совокуп­ность проблемных задач. Проблемную задачу можно рассматривать как простейший, частный случай проблемы, состоящей из одной зада­чи. Например, можно поставить проблему изучения ромба. Одна из проблемных задач, входящих в эту учебную задачу, состоит в открытии свойства диагоналей ромба.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности учащихся к творческой деятельности и потребности в ней. Проблемное обучение целесообразно начинать с проблемных за­дач, подготавливая тем самым почву для постановки учебных задач.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Программированное обучение — это такое обучение, когда решение задачи представлено в виде строгой последовательности элементарных операций, в обучающих программах изучаемый материал подается в форме строгой последовательности кадров.

В эпоху компьютеризации программированное обучение осуществ­ляется с помощью обучающих программ, которые определяют не толь­ко содержание, но и процесс обучения. Существуют две различные системы программирования учебного материала — линейная и раз­ветвленная.

В качестве преимуществ программированного обучения можно отметить: дозированность учебного материала, который усваивает­ся безошибочно, что ведет к высоким результатам обучения; инди­видуальное усвоение; постоянный контроль усвоения; возможность использования технических автоматизированных устройств обуче­ния.

Существенные недостатки применения этого метода: не всякий учебный материал поддается программированной обработке; метод ограничивает умственное развитие учащихся репродуктивными опе­рациями; при его использовании наблюдается дефицит общения учи­теля с учащимися; отсутствует эмоционально-чувственная компонен­та обучения.