Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1766

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦВЕТ (франц. coulour) – одно из главных изобразительных средств живописи, цветной графики и др. Система цветов и их оттенков – колорит.

«ЦВЕТЫ′-ПТИ′ЦЫ» – жанр классической китайской живописи, в котором сочетаются черты натюрморта и анималистических жанров. Часто служит украшением ширм, дворцовых стен, вееров, посуды, одежды.

ЦЕ′ЛЛА (лат.) – святилище античного храма.

ЦЕ′РКОВЬ (греч. «принадлежащий Господу») – христианский храм. Главная церковь, в которой есть епископская (архиерейская) кафедра около алтаря и трон в алтаре, называется собор. Церковь без алтаря – часовня. Обычно католические церкви называются костёлами, лютеранские – кирхами.

ЦИТАДЕ′ЛЬ (итал. citadella – городок) – мощная крепость, внутреннее укрепление замка, последнее убежище обороняющихся. С 14 в. на Руси было вытеснено словом «кремль».

ЦО′КОЛЬ (от итал. zoccolo – башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, памятника, лежащая на фундаменте; часто облицовывалась камнем.


Ч

ЧА′ЙТЬЯ (санскр.) – буддийский храм-молельня в Индии; часто – пещерный, со сводчатым потолком и со ступой в глубине.

ЧАСО′ВНЯ – небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря. В часовнях читают молитвы, но литургии не совершаются. Часовни служили памятниками; их ставили на дорогах, на кладбищах.

ЧЕКА′НКА – 1)один из древнейших видов художественной обработки металлов, получение рельефных изображений на листовом металле ударом особым молотком по чеканам; 2)получение рельефных изображений на поверхности медалей, монет (медальерное искусство).

ЧИНКВЕЧЕ′НТО (итал. cinquecento – пятьсот) – термин, применяемый для обозначения художественной культуры Высокого (1490-1520) и Позднего (с сер. 16 в.) Возрождения.



Ш

ШАРЖ (франц. charge) – сатирическое или юмористическое изображение (обычно портретное), в котором при внешнем сходстве утрированы отдельные характерные черты модели, разновидность карикатуры. Среди мастеров шаржа – О.Домье (Франция), Б Ефимов, Кукрыниксы (Россия).

ШПАЛЕ′РА (итал. spalliera) - 1) безворсовые ткани, ковры, тиснёная кожа, постоянно укреплённые на стене или предназначенные для этого. Изготавливались вручную по картонам, созданным художниками; производство шпалер возникло в Западной Европе в 12-13 вв., в России – при Петре I; 2) в садово-парковом искусстве – ряды деревьев и кустов по сторонам аллей, а также решётки для поддержки вьющихся растений.

ШТРИХ (нем. Strich) – черта, выполняемая одним движением руки; различается по толщине, очертаниям, направлению, помогает изобразить объём предметов, пространство. Система штрихов – штриховка (вертикальная, горизонтальная, диагональная, перекрёстная и др.).


Э

ЭМПО′РЫ (нем. Empore – возвышение) – сооружения в виде трибун или галерей в интерьерах средневековых европейских церквей.


ЭНКА′УСТИКА (греч. «жгу», «выжигаю») – восковая живопись, которая выполняется горячим способом – расплавленными красками.

ЭНТА′ЗИС (греч. «напряжение») – утолщение ствола колонны в средней его части, которое устраняет оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Э′РКЕР, ФОНА′РЬ (нем. Erker) – полукруглый, треугольный или многогранный остеклённый выступ в стене здания. Обычно делается в несколько этажей (кроме первого), улучшает освещённость помещений и увеличивает их площадь.

ЭСКИ′З (франц. esquisse) – художественное произведение вспомогательного характера, предварительный набросок; эскизы отличаются свободной, беглой манерой, но бывают и детально проработанными. Эскиз фиксирует замысел будущего произведения, композицию, основные цветовые соотношения. Многие эскизы обладают большой исторической и художественной ценностью.

ЭСТА′МП (франц. Estampe, от итал. stampa – печать, оттиск) – станковое произведение печатной художественной графики (обычно подписной авторский оттиск с печатной формы).

ЭТЮ′Д (франц. étude – изучение) – произведение, выполненное с натуры; подготовительный материал при работе над картиной. Этюды больших художников, как правило, имеют самостоятельное художественное значение.

ЭХИ′Н (греч. «ёж») – часть капители дорической колонны, круглая в плане «подушка» с выпуклым профилем; является переходом от ствола колонны к абаку.



МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО


А

А′ВЕ МАРИ′Я (лат. Ave Maria – привет тебе, Мария) – музыкальное произведение, написанное на текст католического гимна или на свободный текст, включающий обращение к деве Марии. Текст католического гимна представляет собой приветствие архангела Гавриила деве Марии при благовещении. Первые музыкальные произведения на текст «Аве Мария» написаны в 16 в.

АВЛО′С (греч.) – древнегреческий музыкальный духовой инструмент, двойная флейта, наряду с кифарой принадлежал к числу важнейших инструментов античности. Был распространён в странах Средиземноморья. Применялся при жертвоприношениях, в военной музыке (в Спарте), в античной трагедии. Чаще всего исполнитель играл на двух авлосах (двойном авлосе). Пение с сопровождением авлоса называлось авлодия. Найден в Помпеях.

А′ГНУС ДЕ′И (лат. Agnus Dei – агнец божий) – католическое песнопение, заключительный раздел мессы. Обычно музыка Агнус Деи носит лирически-скорбный характер. Её исполняет хор или хор с солистами.

АГО′ГИКА (от греч. «увод», «унесение») – отклонения от указанных темпа и метра при исполнении произведения.

АДА′ЖИО (итал. adagio – тихо, спокойно, медленно) – 1)обозначение темпа музыкального произведения. Первоначально означало – «с нежностью»; 2) название произведения или части циклической формы, написанной в характере адажио; 3)медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете; по значению и месту в балетном спектакле соответствует арии или дуэту в опере. Часто входит в более развёрнутую танцевальную форму (гран-па, па-де-де и др.).


А КАПЕ′ЛЛА (итал. a cappella) – многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Термин вошёл в употребление в конце 17 в. Первоначально обозначал определённый стиль хоровой музыки, в котором основное внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль а капелла был полифоническим. В Средние века этот стиль стал основным стилем культовой музыки и достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ. С начала 19 в., когда стиль а капелла занял видное место в светском музыкальном искусстве, термин приобрёл современное значение. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла. Пение а капелла широко распространено в народном творчестве. (В.С.Попов)

АКА′ФИСТ (от греч. «не сажусь») – цикл хвалебных песнопений православной церкви, воспевающих Христа и святых. Исполняется молящимися стоя. Имеет византийское происхождение.

АККОМПАНЕМЕ′НТ (франц. аccompagnement – сопровождать) – музыкальное сопровождение; музыкальная партия, сопровождающая главную партию (соло) или главный голос (мелодию) вокального или инструментального произведения. Аккомпанемент служит ритмической и гармонической опорой солирующему певцу или инструменту. Часто аккомпанемент «перерастает» функцию сопровождения и становится равноправной партией в ансамбле.

АККО′РД (от лат. accordo – согласовываю) – сочетание нескольких звуков различной высоты, которое воспринимается слухом как звуковое единство. Нижний звук аккорда называется основным тоном или примой.

АККОРДЕО′Н (франц. accordéon) – 1)русское название баяна с клавиатурой фортепьянного типа для правой руки; 2)общее название язычковых музыкальных инструментов с готовыми аккордами для левой руки. Название появилось в 1829 г.

АКЦЕ′НТ (лат. accentus – ударение) – выделение звука или аккорда, как правило, его усилением, ритмическим удлинением или сменой гармонии.

АКЫ′Н – народный поэт-певец и музыкант в Казахстане и Киргизии. Обычно исполняет свои песни импровизационного характера под аккомпанемент домбры. Слово «акын» иранского происхождения; первоначально означало: духовное лицо, учитель.

АЛЛЕ′ГРО (итал. allegro – весёлый, живой) – 1)быстрый темп. Первоначально пьесы в темпе аллегро должны были быть весёлыми, оживлёнными; 2)название произведения или части (обычно первой) сонатного цикла, написанных в характере аллегро.

АЛЛЕМА′НДА (франц. allemande – немецкая) – старинный танец. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в 16 в. Темп умеренный, мелодика плавная, «закруглённая». В 17 в. аллеманда вошла в оркестровую сюиту в качестве 1-й части. Постепенно утратила песенно-танцевальные черты и стала богато разработанной торжественной вступительной пьесой в медленном темпе. В 18 в. вышла из употребления. (И.А.Барсова)


АЛЛИЛУ′ЙЯ (от древнееврейского халлелуйя – хвалите бога) – напев восторженного, ликующего характера, со свободным распеванием гласных, исполняемый на слово «аллелуйя». Возник в культовой практике семитских племён. В восточной церкви напев «аллилуйя» получил более широкое применение, чем в западной.

АЛЬТ (итал. alto – высокий) – 1)низкий детский голос (у мальчиков); 2)партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто); звучит выше партии теноров; 3)4-струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, занимающий промежуточное положение между скрипкой и виолончелью; немного больше скрипки. Считается наиболее ранним из инструментов скрипичной группы (15-16 вв.). Звук альта отличается от скрипичного густотой, контральтовым оттенком в нижнем регистре и несколько носовым «гобойным» тембром в верхнем. (И.Г.Лицвенко, Л.Н.Раабен)

«Этот инструмент – непонятного пола, гермафродит в оркестре» (Томас Бичем, 1944).

АНГЛИ′ЙСКИЙ РОЖО′К – духовой музыкальный инструмент, альтовый гобой увеличенного размера. Диапазон звучания довольно большой. Звук глубокий, богатый, нежный, молящий, ассоциируется с любовной темой. Часто используется в произведениях на сельскую тему. Изобретён в 1-ой пол. 18 в.

АНДА′НТЕ (итал. andante – идущий шагом) – 1)умеренно медленный темп (соответствующий спокойному шагу); 2)название произведения или части цикла, написанных в характере анданте.

АНТРАША′ (франц. entrechat, от итал. intrecciato – сплетённый) – в классическом танце род скачкообразного прыжка, во время которого ноги скрещиваются в воздухе, ударяя икрой об икру.

АППАССИОНА′ТО (итал. appassionato, от appassionare – возбуждать страсть) – страстно, воодушевлённо. Обозначение характера исполнения музыкального произведения или отдельных его частей. Обычно соединяется с обозначением темпа (аллегро аппассионато). Иногда является самостоятельным названием произведения («Аппассионата» Бетховена).

АРАНЖИРО′ВКА (франц. arranger – приводить в порядок, устраивать) – 1)переложение музыкального произведения, написанного для одного инструмента (голоса, состава инструментов) для исполнения на другом инструменте (другим составом инструментов); 2)облегчённое изложение произведения для исполнения на том же инструменте.

АРИЕ′ТТА (итал. arietta, уменьш. от aria) – небольшая ария; отличается простотой и песенным характером мелодии. Чаще всего использовалась во французской комической опере.

АРИО′ЗО (итал. arioso) – 1)небольшая ария; отличается напевно-декламационной мелодией и свободным построением. Часто входит в сцену речитативного характера (ариозо Кумы в опере П.И. Чайковского «Чародейка»); 2)обозначение характера исполнения – певуче, похоже на арию.

А′РИЯ (итал. aria – воздух) – жанр вокальной музыки, сольный законченный эпизод в опере (оратории, кантате), исполняемый певцом с сопровождением оркестра, оперный «монолог» персонажа. Отличается широкой распевностью. По сравнению с песней и романсом ария обладает более сложным, многочастным строением. Имеет несколько разновидностей: ариетта, ариозо, каватина и др. Ария из 3-х частей, в которой третья часть повторяет первую, называется «ария да капо». Ария может быть самостоятельной концертной пьесой. Иногда ариями называют «певучие» инструментальные произведения.


А′РФА (итал. arpa) – струнный щипковый музыкальный инструмент, очень древний (первые изображения арфы относятся к 3-му тыс. до н.э.). В своём простейшем виде арфа встречается почти у всех народов мира. В первые века н.э. арфа была излюбленным инструментом ирландских и шотландских бардов, в Средние века – трубадуров и миннезингеров. Современная арфа появилась во Франции в начале 19 в. Звучание очень мягкое, нежное, серебристое. Используется для создания фантастических сцен (изображения небес, ангелов, сновидений); для звукоподражательных эффектов (журчания фонтанов и т.п.). Современная арфа имеет 47 струн, натянутых вертикально на раме. Диапазон очень большой.

АШУ′Г (от тюркс. ашик – влюблённый) – народный профессиональный поэт-певец у азербайджанцев, армян и некоторых других народов Востока. Ашуги исполняют свои песни-импровизации, эпические сказания (дастаны) под аккомпанемент струнных инструментов (саз, тар, кеманча). Наиболее ранние сведения об ашугах содержатся у армянских историков (10-11 вв.). Ашугские мелодии обычно узкого диапазона и исполняются в высоком регистре. Мелодическое движение плавное, типична повторность. Известно около 80 классических мелодий, составляющих постоянный репертуар ашугов. Ашугские песни имеют куплетную форму. На одну и ту же мелодию исполняются разные тексты. Существует особая школа поэтического и музыкально-композиционного мастерства ашугов, основанная на древней художественной традиции. (Э.Абасова)

АЭД (греч. «пою», «воспеваю») – древнегреческий профессиональный поэт и певец, исполнитель эпических песен. Искусство аэдов относят к 9-8 вв. до н.э. Аэды были неизменными участниками торжеств, пиров, соревнований. Существовали и странствующие аэды. Аэды пели, аккомпанируя себе на щипковом инструменте форминксе. Пение аэдов представляло собой вокализацию поэтического текста с помощью монотонно повторяющихся традиционных мелодических оборотов-номов. Аэды дополняли традиционные песни-сказы импровизацией. Позже искусство аэдов было утрачено, их место в эллинистической культуре заняли рапсоды.


Б

БАЛАЛА′ЙКА – русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет корпус треугольной формы и три (раньше – две) струны. В нач. 18 в. балалайка сменила инструмент скомороховдомру. Звук на балалайке извлекается особым приёмом – «бряцанием» (игрок быстрыми взмахами правой руки касается струны тремя пальцами или щиплет струну). Балалайка звучит негромко, но звонко. Под аккомпанемент балалайки танцевали и пели народные песни и частушки. В 18-19 вв. была одним из самых распространённых народных инструментов.

БАЛЕ′Т (франц ballet, от лат. ballo – танцую) – вид музыкально-драматического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. В балете соединяются в едином театральном действии драматургический сценарий, симфоническая музыка, танец, пантомима, изобразительные искусства (декорации, костюмы и т.п.). Музыка в балете не является только аккомпанементом, но самостоятельно выражает драматическое содержание. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Главная система выразительных средств балета – классический танец. Для музыки танца характерна чёткость ритмической основы, устойчивость, выдержанность ритмического движения и относительная завершённость формы. Музыка пантомимы более свободная и гибкая. Массовые танцы исполняются кордебалетом. Балеты различаются по жанровым формам: героический, драматический, комический, романтический, балет-феерия и т.д. Как правило, для балета используются сказочные, фантастические сюжеты. Балетное искусство формируется в эпоху Возрождения. Первые балеты сохраняют тесную связь с поэтическим словом, пением (оперы-комедии, оперы-балеты, балеты-дивертисменты). Как самостоятельный жанр балет выделяется в 18 в. Складываются национальные балетные школы (французская, итальянская). В 19-20 вв. выдвигается русское балетное искусство. Балетные сцены часто входят в оперные спектакли.