Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1770

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЕЛЬЭТА′Ж (франц. bel – красивый и etage – этаж) – второй по счёту снизу и обычно главный, самый высокий, нарядный этаж здания. В театре – первый ярус балконов на возвышении над партером.

БЕРЁСТА – верхний слой берёзовой коры. Художественная обработка берёсты – один из древнейших видов русского народного искусства (кузова, лапти, корзинки, хлебницы, детские игрушки, табакерки, кружечки и др.). Берёста – распространённый материал для письма и рисования.

БИСКВИ′Т (франц. biscuit) – непокрытый глазурью фарфор. С 18 в. из бисквита делали скульптурные группы к дворцовым сервизам в Германии, Франции, России.

БОГОРО′ДСКАЯ ИГРУ′ШКА – традиционный русский художественный народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липа, ольха, осина). Центр – деревня Богородское Московской области. Зародился в 16-17 вв.. Традиционная форма богородской игрушки – фигура, которая заключена в трёхгранную призму, полученную при разрубании полена на несколько частей.

БОСКЕ′Т (от итал. boschetto – лесок) – элемент (мотив) садово-парковой архитектуры: группа (ряд) ровно подстриженных и близко посаженных деревьев или кустарников, своеобразный «живой букет». Боскетам часто придают геометрическую форму (куб, стенка и др.).

БЫТОВОЙ ЖАНР – один из жанров изобразительного искусства, изображение сюжетов из повседневной жизни. Изображение бытовых сцен встречается в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, земледельцев, ремесленников), в древнегреческой вазописи. В средневековом искусстве жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции. Как самостоятельный жанр сформировался в Голландии 17 в. (Г.Терборх, П. де Хох, Я.Вермер и др.). Представлен в творчестве А. Шардена, А.Ватто, О.Фрагонара (Франция); голландских художников; А.Венецианова, П.Федотова, В.Перова (Россия).

БЮСТ (от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник) – погрудное (реже – поясное или оплечное) изображение человека в круглой скульптуре. Первоначально – надгробная скульптура. Характерен для искусства Древнего Египта, Древней Греции и Рима; широко распространён в искусстве Возрождения.


В

ВА′ЗОПИСЬ – роспись античных керамических сосудов. Зародилась в эгейском искусстве (вазы «стиля камарес», вазы «дворцового стиля»); чрезвычайно распространена в искусстве Древней Греции (протогеометрический, геометрический, «ковровый» стили; чёрнофигурная и краснофигурная вазопись; «строгий стиль», «свободный стиль», «роскошный стиль» и др.). Под воздействием древнегреческой вазописи развилась вазопись этрусков.

ВАЛЁР (франц. valeur – цена, ценность) – оттенок тона, выражающий определённое соотношение света и тени; каждый из оттенков, дающих последовательную градацию в пределах основного тона.


ВАЯ′НИЕ – то же, что скульптура.

ВЕДУ′ТА (итал. veduta – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид определённой местности. Ведута – один из истоков искусства панорамы.

ВИАДУ′К (лат. via – дорога и duco– веду) – мост над дорогой, оврагом, ущельем.

ВИ′ДЫ ИСКУ′ССТВА – различные формы эстетической деятельности человека. Различают искусства: пластические (архитектура, изобразительные искусства); изобразительные (живопись, скульптура, графика); временные (музыка, литература), пространственно-временные (театр, кино), пластически-временные (танец, пантомима); синтетические (видеоискусства, дизайн).

«Архитектра, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни» (Г.Спенсер, 1820-1903).

ВИ′ЛЛА (лат. villa – усадьба) – загородный усадебный дом с парком.

ВИТРА′Ж (от лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства, сюжетная или орнаментальная композиция из цветного стекла (или другого материала, пропускающего свет). Особенно распространены витражи в средневековом искусстве. В искусстве Возрождения витражи, как правило, представляют собой живопись на стекле, а в 17-18 вв. постепенно превращаются в настенные картинки на стекле. Витражи получили распространение в декоративном искусстве 20 в. (Ф.Леже, А.Матисс и др.).

ВОЛА′Н (франц. volant – летающий) – декоративный мотив развевающихся складок или собранной ткани; деталь костюма, платья.

ВОЛЮ′ТА (лат. voluta – завиток) – архитектурная деталь в виде завитка, спирали.

ВОТИ′ВНЫЕ ИЗОБРАЖЕ′НИЯ (лат. votivus – торжественно обещанный; votum – жертва; ex voto – по обету) – дары, ценные предметы, приносимые в храм в дар божеству или святому. В отличие от других видов клада вотивные дары оставлялись без намерения впоследствии их найти.

ВЫ′ШИВКА – вид декоративно-прикладного искусства, украшение одежды и бытовых предметов. Технические приёмы очень разнообразны: крестом, гладью, петельным, стебельчатым, ажурным швами; мережка, настил, гипюр и др. Различаются белая (одноцветная) и многоцветная вышивки. Материалом служат различные нити, жемчуг, бисер, стеклярус и т.д. Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки – седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных (Горно-Алтайские курганы, могильник в Северной Монголии и др.) и расшитые стилизованными фигурками человека-ягуара древнеперуанские мантии. Для Китая традиционны вышитые панно, особенно известные с 14 в., «сюхуа» («живопись иглой»), которые стилистически близки китайской живописи тушью на шёлке. Очень нарядна древнерусская сюжетная вышивка («шитьё») на церковных облачениях. Она связана с византийской традицией использовать цветовую игру естественных материалов (шёлковый фон, золотые нити, жемчуг). Особой изысканностью отличается распространённая в 13-14 вв. в Германии и Англии вышивка «белым по белому»; она достигла высшего расцвета в знаменитом венецианском кружеве (вид вышивки крючком). Картоны для вышивки часто делали выдающиеся живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.).



Г

ГАЛЕРЕ′Я (от итал. galla – открытый) – 1)протяжённое полуоткрытое помещение с рядом колонн вдоль одной стороны (или обеих сторон), длинный балкон; 2)верхний ярус зрительного зала; 3)специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства, художественный музей.

ГАЛЛЕ′ (Gallait) – изделия из многослойного непрозрачного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами. Названы по имени французского художника Э.Галле (1846-1904), автора первых ваз подобного рода.

ГЕ′ММА (лат. gemma – почка, глазок) – драгоценный камень, печать; произведение глиптики; небольшой твёрдый полированный камень (драгоценный или полудрагоценный) с вырезанной на нём надписью или изображением. Гемма с выпуклым изображением называется – камея, с углубленным изображением – инталия.

ГЕО′ГЛИФЫ (англ. hill figures) – тип памятников; изображения, как правило, лошадиных или человеческих фигур, которые высечены на склоне холма и выделяются на фоне зелёной травы. Встречаются на грядах меловых холмов Южной Британии. Древнейшая фигура – «Белая лошадь из Аффингтона»; она относится к позднему железному веку и имела, вероятно, религиозные функции. Другие геоглифы более поздние, они имеют мемориальное или орнаментальное значение.

ГЕРА′ЛЬДИКА (от лат. heraldus – глашатай) – искусство и наука составления, изготовления, описания и толкования гербов.

ГЕРБ (от нем. Erbe – наследник) – отличительный знак дворянского рода, сословия, города или государства. Гербы появились в 12 в. на щитах рыцарей-крестоносцев. Изображаются на печатях, монетах, флагах.

ГЕ′РМА (греч.) – четырёхгранный столб, завершённый скульптурной головой бога Гермеса (позже – других богов, философов, государственных деятелей). Первоначально (в античности) – межевой знак, дорожный указатель. С эпохи Возрождения – вид декоративной и садово-парковой скульптуры.

ГЖЕ′ЛЬСКАЯ КЕРА′МИКА – изделия традиционного русского керамического искусства. Центр – около 30 деревень Раменского района Московской области, сосредоточенных вокруг Гжели. Первоначально гжельские мастера изготавливали простые («чёрные») и поливные («муравлёные») гончарные изделия. С 18 в. начали делать майолику с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе. С 19 в. производится фарфор, фаянс и полуфаянс. Характерные черты гжельских изделий (в основном – посуды): округлые формы, синяя декоративная роспись по белой эмали (иногда с золотым орнаментом).

«ГЛАЗКО′ВЫЙ МОТИ′В» – декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей. На некоторых образцах явно изображены глаза. Возможно, они символизировали покровительственный взгляд божества на своих почитателей. Широко распространён в Западной Европе 3-го тыс. до н.э.

ГЛИ′ПТИКА (от греч. «вырезаю») – один из видов декоративно-прикладного искусства, искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях (геммы), на стекле и слоновой кости. Искусство глиптики известно с глубокой древности (Древний Египет, Двуречье, Древняя Греция, Рим). Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея. На геммах Крита впервые появились портретные изображения людей. В эллинистический период особого расцвета достигла портретная глиптика («камея Гонзага» с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, 3 в. до н.э.).


ГОБЕЛЕ′Н (франц. gobelin) – вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных или шёлковых (иногда с серебряными или золотыми) нитей. Гобелен – фамилия семьи красильщиков, которые в сер. 15 в. в Париже организовали мастерскую «гобеленов». Характерная особенность гобеленов – рубчатая поверхность лицевой стороны и неровная поверхность оборотной стороны. В 20 в. искусство гобеленов переживает новый расцвет. Распространяется более свободная система переплетения, обнажающая основу ткани, вводится ажурная аппликация, коллаж, применяются синтетические материалы, кожа, металлические нити и т.п.

ГОРЕЛЬЕ′Ф (франц. haut – высокий и relief – рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объёма.

ГОРОДЕ′ЦКАЯ РО′СПИСЬ – традиционное русское народное искусство росписи по дереву. Известно с 18 в. Городец – город в Нижегородской области на Волге. Городецкая роспись отличается яркостью, праздничностью красок, лаконизмом, живой игрой ритмов; выполняется свободными мазками с белой и чёрной графической обводкой. Городецкие мастера расписывали прялки, мебель, ставни, детские игрушки («тройки», «птицы», «кони», «барыни»), позже – сувениры.

«ГО′РЫ-ВО′ДЫ» (шань-шуй) – традиционный жанр китайской пейзажной живописи. Сложился в начале нашей эры. Картины писались на свитках, панно, альбомных листах минеральными красками или чёрной тушью, размывы которой создавали ощущение единства природы; сопровождались каллиграфическими надписями.

ГОХУА′ (кит. «национальная живопись») – современная китайская живопись водяными красками на шёлковых и бумажных свитках.

ГРАВЮ′РА (от лат. gravure – вырезать) – вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы («доски»). Гравюра использует присущие графическим искусствам художественные выразительные средства: контурная линия, штрих, пятно, иногда цвет. Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углубленная гравюры. В выпуклой гравюре рисунок возвышается над фоном. К выпуклой гравюре относятся гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до 15 в. рельефная гравюра на металле. В углубленной гравюре рисунок механическими или химическими средствами углубляется в металлической пластине. Виды углубленной гравюры очень многообразны: резцовая гравюра, офорт, гравюра «сухой иглой», акватинта, лавис, меццо-тинто и др. Выпуклая и углубленная гравюры могут быть цветными. Первые гравюры (ксилографии) появились в Европе в 14-15 вв. История гравюры чрезвычайно богата, в ней существует множество национальных школ, техник, манер и т.д.


ГРАТТА′Ж (от франц. gratter – скрести, царапать, скоблить) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером (или острым инструментом) бумаги или картона, залитых тушью. Для произведений, выполненных в технике граттажа, характерен контраст белых линий рисунка и чёрного фона, что делает их похожими на ксилографию или линогравюру. В России впервые использовал граттаж М.В.Добужинский в работах 20-х гг.

ГРА′ФИКА (от греч. «пишу», «черчу», «рисую») – вид изобразительного искусства, наиболее близкий письму; изображение на плоскости. Термин «графика» первоначально употреблялся применительно к письму и каллиграфии (искусство красивого почерка, от греч. «красота» и «пишу»). Новое значение он получил на рубеже 19-20 вв. Материал графики чаще всего – бумага. Инструменты различны: карандаш, перо, уголь и т.д. Основные средства выразительности: линия, штрих, пятно. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству. Важную роль в воссоздании пространства играет фон бумаги, «воздух белого листа» (В.А.Фаворский). Графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Чаще всего графика – это искусство белого и чёрного, но есть и цветная графика. По технике графику делят на рисунок и печатную графику. По назначению различают станковую графику (эстамп, лубок и др.), книжную графику (рисунок шрифта, буквицы, миниатюры, иллюстрации), газетно-журнальную графику (рубрикация, карикатуры и др.), прикладную графику (почтовые марки, этикетки, товарные знаки и др.) и плакат. Сформировались новые виды графики – компьютерная графика, графический дизайн. Особая область графики – графика письма (шрифт, каллиграфия).

ГРАФФИ′ТИ – надписи или рисунки, вырезанные, нарисованные или нацарапанные на стенах общественных зданий, оградах, общественном транспорте. Термин произошёл от обозначения традиционной техники в итальянском искусстве – процарапывание линий по тонкому слою белой штукатурки.

ГРИ′ДНИЦА – в древнерусской архитектуре большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце (иногда – отдельно стоящее сооружение). Использовалась также для праздничных пиров.

ГРИЗА′ЙЛЬ (от франц. gris– серый) – вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета (чаще серого). Применяется с 17 в., широко распространён в росписях интерьеров классицизма как имитация скульптурного рельефа. Гризайлем называют и росписи одноцветной эмалью (серой, коричневой, розовой) с прорисовкой золотом, в которых также достигается эффект рельефности изображения.

ГРИФО′Н (греч.) – в мифологиях Древнего Востока и Греции чудовищные птицы с телом льва и орлиным клювом (иногда – львиноголовые). Изображения грифонов широко распространены в искусстве Древнего Востока и античности. В искусстве более поздних эпох приобрели характер геральдического или декоративного мотива.