ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1842
Скачиваний: 3
ГРОБНИ′ЦА – архитектурное сооружение, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память (курган, пирамида, мастаба, мавзолей, склеп, усыпальница и др.).
ГРОТ (от итал. grotta – пещера) – тип паркового архитектурного сооружения, которое напоминает естественную пещеру. Гроты, как правило, делались из необработанного («дикого») камня и украшались морскими камушками и ракушками.
ГУ′ЛЬБИЩЕ – в древнерусской архитектуре открытая терраса или закрытая галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Гульбища были распространены в культовой архитектуре 16-17 вв., иногда встречались в светских постройках.
ГУ′ТТЫ (от лат. gutta – капля) – украшения в виде маленьких усечённых конусов или цилиндров под (над) триглифами и метопами в зданиях дорического ордера.
Д
ДА′ГОБА (сингл.) – погребальное сооружение над останками или реликвиями самого Будды. От индийской ступы отличается более вытянутой формой и пристройками (вместо ворот) в виде 4-х ложных входов (вахалькады), символизирующих врата во Вселенную. Обычно часть «царского» монастыря.
ДВОРЕ′Ц (от «княжий двор» – жилище князя) – монументальное парадное здание. Первоначально – резиденция только правителей, позднее – высшей знати. С 19 в. – особо значительные сооружения различного общественного назначения. В современной архитектуре термин «дворец» не связывается с определённым типом сооружений.
ДЕЖЕНЕ′ (от франц. petit déjeuner – завтрак) – в искусстве Франции 18-19 вв. прибор для завтрака (поднос, тарелка, молочник), обычно из фарфора.
ДЕКО′Р (франц. décor, от лат. decoro – украшаю) – система украшений (зданий, его частей, интерьера, изделий и т.п.).
ДЕКОРАТИ′ВНО-ПРИКЛАДНО′Е ИСКУ′ССТВО (от лат. decoro – украшаю) – вид искусства, который имеет свой собственный смысл и декоративную образность и вместе с тем непосредственно связан с бытовыми нуждами людей. Самый древний вид украшений – орнамент (ритмически повторяющийся узор). К декоративно-прикладному виду искусства относят: роспись посуды, тканей; украшение различных предметов резьбой, чеканкой, литьём; изготовление ювелирных изделий. Новый вид – дизайн. С 19 в. сложилась классификация декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т.д.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литьё, чеканка и т.д.).
ДЕСЮДЕПО′РТ (франц. dessus de porte – наддверие) – панно (обычно живописное или скульптурное), расположенное над дверью. Широко применялось в отделке европейских парадных интерьеров 17-18 вв.
ДИЗА′ЙН (англ. design – чертёж, замысел) – «производственное искусство», метод организации окружающей среды, делающий её красивой, удобной, экономичной. Сложился в Германии в начале 20 в.
ДИОРА′МА (от греч. «сквозь», «через» и «вид», «зрелище») – 1)вид живописи; изображения, исполненные на обеих сторонах просвечивающего материала. Видимая зрителю картина менялась в зависимости от интенсивности и направления освещения. Применяется в театрально-декорационном искусстве. Первая диорама была создана Л.Ж.Дагером (Париж, 1822.; 2)лентообразная картина на полукруглом подрамнике с иллюзорным изображением и передним предметным планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения). Рассчитана на искусственное освещение. Диорамы, как правило, создавались на батальные сюжеты. Крупные диорамы располагаются в специальных павильонах.
ДИ′ЛЕР, АРТ-ДИ′ЛЕР (от англ. dialer – торговец) – профессиональный покупатель и продавец произведений искусства.
ДОЛЬМЕ′Н (франц. dolmen, от бретон. tol – стол и men - камень) – древнее погребальное сооружение (3-2 тыс. до н.э.), один из первых типов целостной архитектурной композиции. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых сверху одной или несколькими плитами. Дольмены распространены в приморских районах Европы, Азии, Северной Африки; в России – на Кавказе, в Крыму.
ДОЛЬМЕ′ННОЕ БОЖЕСТВО′ (англ. dolmen deity) – таинственное божество, которое изображено на мегалитических и скальных гробницах, культовой керамике. В наиболее примитивных произведениях выделяются только пара глаз или бровей («глазковый мотив»). Другие общие признаки (грудь, ожерелье) позволяют предположить, что изображались женщины. Вероятно, это были изображения Матери-Земли, Богини смерти или плодородия.
ДОНЖО′Н (франц. donjon) – главная, отдельно стоящая башня феодального замка, служащая убежищем при нападении; обычно 4-угольная или круглая в плане; сооружалась в недоступном месте (например, «прижимаясь» к скале).
ДОРИ′ЧЕСКИЙ О′РДЕР – один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками (каннелюрами), капитель состоит из круглой подушки (эхина) и толстой квадратной плиты (абака). Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз. Фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Сложился в дорийских областях Древней Греции (600-590 гг. до н.э.).
ДОХО′ДНЫЙ ДОМ – тип архитектурного сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаём. Сложился в Европе в 30-40-х гг. 19 в. и стал одним из основных типов городского жилья. ДРАПИРО′ВКА (от франц. draper – укладывать складки одежды) – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в скульптуре, в живописи – гармонировать с фигурой.
ДРО′МОС (греч. «бег», «путь») – коридор (обычно крытый), ведущий в погребальную камеру под курганом; проход в склеп, вырезанный в скале. Имеет горизонтальное или наклонное направление; иногда устроен в виде лестницы. Древнейшие дромосы – в эгейских и этрусских гробницах.
ДУЧЕ′НТО (итал. ducento – тринадцатый век, букв. – двести) – наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса.
ДЫ′МКОВСКАЯ ИГРУ′ШКА – глиняная игрушка, традиционный русский народный художественный промысел. Возник в конце 18 в. Центр – слобода Дымково около города Вятка. Связан с народным праздником «свистунья» («свистопляска»). К этому празднику местные мастера изготавливали множество разнообразных свистулек. К середине 19 в. слобода Дымково превратилась в центр производства детских игрушек. Чаще всего делаются животные, всадники, дамы, водоноски, кормилицы. Дымковские игрушки лепятся из глины, обжигаются и по белому меловому грунту ярко раскрашиваются темперой, украшаются сусальным золотом; орнамент – геометрический (клетки, круги, овалы).
Е
ЕЛЕ′ЦКОЕ КРУ′ЖЕВО – вид русских кружев ручного плетения. Народный промысел возник с 19 в.; центр – город Елец Липецкой области. Обличается контрастом мелкого растительного или геометрического узора и тонкого ажурного фона (воротнички, скатерти и др.).
«ЕСТЕ′СТВЕННАЯ СКУЛЬПТУ′РА» – фигуры из камня и дерева, которые формировались веками под воздействием природных сил. Высказывалось предположение (Буше де Перт), что «естественная скульптура» являет собой древнейшие осмысленные символические фигуры и стоит у истоков изобразительного творчества палеолита.
Ж
ЖИ′ВОПИСЬ – вид изобразительного искусства, изображение предметов при помощи красок, которые наносятся на какую-либо поверхность (стену, холст, бумагу, дерево). Существует много живописных техник: фреска, масляная краска, акварель и др. Различают различные живописные жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический, батальный, бытовой и др. Живопись бывает станковой (картина) и монументальной (фреска). Особые виды живописи: икона, миниатюра (книжная), декорационная (театральные и кинодекорации) и панорама. Выразительные средства живописи: рисунок, цвет (колорит), композиция и др.
«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» (Л. да Винчи, 1452-1519).
«Живопись – неболтливое искусство, и в этом, по-моему, её немалое достоинство» (Э.Делакруа, 1798-1863).
ЖО′СТОВСКАЯ РО′СПИСЬ – традиционный русский художественный народный промысел. Возник в начале 19 в. Жостово – деревня в Мытищинском районе Московской области. Это – центр росписи металлических подносов. Традиционный фон жостовских подносов – чёрный, реже – цветной. Расписывают подносы цветочными композициями очень ярких расцветок; мазок экспрессивный, энергичный. Сверху подносы посыпают алюминиевым или бронзовым порошком. Края подносов украшают орнаментом.
З
ЗВО′ННИЦА – в русской архитектуре 14-17 вв. сооружение при храме – стена с проёмами для подвешивания колоколов, которая находится отдельно или над стеной здания.
ЗЕРНЬ – мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметр – от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто – на орнамент из тонкой проволоки. Зернь создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает ритмику изделия. Известна с древнейших времён (Месопотамия, Древняя Греция), широко распространена в Средние века (особенно – в Древней Руси).
ЗИККУРА′Т (др.-шумер. «небесная вершина») – в архитектуре Древнего Двуречья ступенчатый прямоугольный храм, башня-пирамида культового назначения. Имела 3-7 ярусов, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами (пандусами). Обычно зиккураты ярко окрашивались в чёрный, красный, белый и синий цвета. Предположительно, зиккураты символизировали горы. Наиболее известные примеры – зиккурат в Уре и Вавилоне (легендарная Вавилонская башня).
ЗОЛОТО′Е СЕЧЕ′НИЕ – деление отрезка АС на две части таким образом, что большая часть АБ относится к меньшей БС так, как весь отрезок АС относится к АБ (АБ:ВС=АС:АБ). Приблизительно это соотношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т.д. Принципы золотого сечения впервые были использованы в античном искусстве и затем легли в основу композиционного построения многих произведений искусства. Термин «золотое сечение» ввёл Л. да Винчи.
ЗООМОРФИ′ЗМ (греч. «животное» и «форма», «вид») – уподобление животному, изображение чего-либо (человека, предмета) в виде животного.
ЗНА′МЕНИЕ (стар.-слав. «явление», «знак», «печать») – иконографический тип изображения Богоматери с поднятыми вверх руками и младенцем Иисусом на груди.
И
ИГРУ′ШКА – вид изобразительного искусства, специальный предмет для игры. Как произведение искусства игрушка очень условна, лаконична, динамична. Игрушки очень разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному воздействию. Возникла в глубокой древности, связана с ритуалом. Наиболее ранние игрушки найдены в Египте (3-2 тыс. до н.э.). Это фигурки людей, животных, мячи, посуда из глины, дерева, ткани, кожи. Термин «игрушка» появился в 1523 г. «Игрушечные» центры – Германия (Нюрнберг, Тюрингия), Франция (Лимож). Особая разновидность игрушек – народная игрушка (дымковская, каргопольская, филимоновская и др.). На территории России древнейшие игрушки обнаружены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тыс. до н.э.): глиняная посуда, топорик, погремушки). Игрушки более поздних периодов найдены при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (6-8 вв.) и древнерусских городов Киева, Новгорода, Москвы, Твери, Рязани (10-18 вв.): глиняные фигурки людей, свистульки-кони, птицы, бараны, мячи, погремушки и др.
И′ДОЛ (от греч. «образ», «подобие») – предмет, замещающий или являющийся божеством. Первоначальные идолы – это естественные предметы: камни, деревья, реки, животные. Позже – зооморфные изображения с магическими символами (цвет, орнамент, письмена).
ИЕРАТИ′ЗМ (от греч. «священный», «культовый») – особенность канонических выразительных стилевых приёмов искусства Древнего мира и Средневековья: торжественная «застылость» изображений и симметричность композиции; иерархическая разномасштабность фигур; пребывание изображений в «вечном пространстве и времени»; фронтальность поз; неподвижность фигур и взглядов.
ИЗОБРАЗИ′ТЕЛЬНЫЕ ИСКУ′ССТВА – пространственно-пластические искусства, создающие изображения на плоскости и в пространстве на основе зрительного восприятия: живопись, графика, скульптура, фотография. Основные художественные средства: рисунок, цвет, пластика, светотень и др.
ИЗОКЕФА′ЛИЯ (греч. «равный» и «голова») – равноголовие, в рельефах и живописи расположение голов (иногда разных по величине и по форме фигур) на одном уровне. Наиболее распространена в античном искусстве, часто встречается в искусстве Древнего Востока и Возрождения.
ИЗРАЗЦЫ′ – керамические плитки для облицовки стен, каминов, пола, печей, водоёмов и т.п. Известны в Европе с 8 в., распространены в 16-17 вв.
ИКО′НА (греч. «изображение», «образ») – живописное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания; предмет поклонения в христианской религии. Возникла в 2-4 вв. Крупнейшие центры иконописи были в Византии, Египте, Эфиопии. В католицизме икона связана со средневековым периодом. Крупнейшие мастера иконописи: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
ИКОНОГРА′ФИЯ – 1)строго установленная система изображения какого-либо персонажа или сюжетных сцен. Зародилась на основе связи древнего искусства с религиозным культом и ритуалом. Со временем схемы иконографии менялись, становясь менее регламентированными; 2)в искусствознании – способ описания и систематизации признаков, которые позволяют установить предмет изображения. Впервые предложен немецким историком искусства Эрвином Панофским; 3)совокупность изображений какого-либо лица или сюжета.
И′КОНОПИСЬ – вид живописи, культовой по назначению и религиозной по темам и сюжетам.
ИКОНОСТА′С (от греч. «образ» и «место стояния») – стена с установленными в определённом порядке иконами, которая отделяет алтарную часть церкви от помещения для молящихся. В развитой форме иконостаса (высокий иконостас) ряды (чины) икон устанавливались в строго иерархическом порядке: внизу ряд «местных» икон, выше – «деисусный» чин (иконы с изображением Христа и обращённых к нему в молитвенных позах богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, «отцов церкви» и др.), ещё выше – «праздничный» чин (изображения главных эпизодов из жизни Христа и богоматери) и «пророческий» чин. С 16-17 вв. в иконостас включаются новые ряды (страстной, апостольский и др.). Иконостас – средоточие монументально-декоративного убранства храма.
ИКЭБА′НА (япон. «живой цветок») – японское искусство составления букетов; возникло в 6-7 вв.
ИМПЛЮ′ВИЙ (лат. impluvium – водосток) – 4-угольный неглубокий бассейн в центре дворика-атрия в древнеиталийском и древнеримском жилище. В имплювий через отверстие-комплювий стекала с крыши дождевая вода.
ИНКАРНА′Т (от лат. caro – мясо, плоть, тело) – в живописи – обозначение телесного цвета, цвет тела.
ИНКРУСТА′ЦИЯ (от лат. incrusto – покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором) – вид декорировки изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, дерева, металла, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу. Чаще инкрустация выполняется иным материалом, чем материал украшаемой поверхности. В скульптуре Древнего Востока и античности инкрустацией выделяли глаза статуй и бюстов. Инкрустация деревом по дереву называется – интарсия, металлом по металлу – насечка.