Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1048

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнения:

739.

Р е ш е н и е

Каждое четырехзначное число, составленное из цифр 1; 3; 5; 7 (без повторения), имеет сумму цифр, равную 1 + 3 + 5 + 7 = 16. Из этих цифр можно составить Р4 = 4! = 24 различных числа, отличающихся только порядком цифр. Сумма цифр всех этих чисел равна 16 · 24 = 384.

О т в е т: 384.

740 (а).

Р е ш е н и е

Среди чисел, составленных из цифр 1; 2; 3; 4 (без повторения), больше 3000 будут четырехзначные числа, начинающиеся с цифр 3 или 4.

Фиксируем  цифру  3,  тогда  из  оставшихся  трех  можно  получить
Р3 = 3! = 6 перестановок.

Фиксируем  цифру  4, тогда из оставшихся трех чисел можно получить Р3 = 6 перестановок. Значит, всего таких чисел 6 + 6 = 12.

О т в е т: 12 чисел.

741.

Р е ш е н и е

а) Всего 7 мальчиков на 7 местах, но один элемент фиксирован, не переставляется (Олег находится в конце ряда). Число комбинаций равно числу перестановок 6 мальчиков, стоящих перед Олегом:

Р6 = 6! = 720.

б) Два элемента фиксированы. Число возможных комбинаций равно числу перестановок 5 мальчиков, стоящих между Олегом и Игорем:

Р5 = 5! = 120.

в) Пусть Олег и Игорь стоят рядом. Возможны два варианта их расположения в паре (Олег – Игорь, Игорь – Олег). Будем рассматривать эту пару как единый элемент, переставляемый с другими пятью элементами. Число таких комбинаций для каждого из двух случаев равно Р6 = 6! = 720. Значит, всего вариантов 720 + 720 = 1440.

З а м е ч а н и е: Такой прием называется «склеиванием» элементов.

О т в е т: а) 720; б) 120; в) 1440.

Также на уроке можно предложить для решения задачи повышенной сложности.

744.

Р е ш е н и е

Применяем прием «склеивания» элементов. Пять сборников стихов можно «склеить» между собой Р5 = 5! = 120 различными способами.

Теперь имеем множество, состоящее из 8 элементов (7 элементов +
+ «склейка»).  Для каждой из 120 «склеек» существует Р8 = 8! = 40320 перестановок в группе из 8 элементов. Значит, общее число способов  расставить 12 книг, из которых 5 должны стоять рядом, равно 120 · 40320 =
= 4 838 400.

О т в е т: 4 838 400 способов.

745.

Р е ш е н и е

а) 5 мальчиков и 5 девочек могут занять в театре в одном ряду места с 1 по 10-е:

Р10 = 10! = 3 628 800 различными способами.


б) Если мальчики могут сидеть только на нечетных местах, а девочки – только на четных, то мы можем менять местами только мальчиков с мальчиками и девочек с девочками. Для мальчиков это Р5 = 5! = 120 вариантов и Р5 = 120 вариантов – для девочек. Каждый вариант расположения мальчиков может сочетаться с каждым из вариантов расположения девочек, поэтому по комбинаторному правилу умножения общее число способов рассадить детей в этом случае равно 120 · 120 = 14400.

О т в е т: 3 628 800, 14400.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется перестановкой из п элементов? Запишите формулу для вычисления числа перестановок из п элементов.

– Каким способом решаются комбинаторные задачи на перестановки при фиксированных элементах?

– В чем суть приема «склеивания» элементов?

Домашнее задание: № 740 (б), № 742, № 743, № 750.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  75                                                                                     Дата:
РАЗМЕЩЕНИЕ ИЗ п ЭЛЕМЕНТОВ ПО k (k ≤ n)

Цели: ввести понятие размещения из п элементов по k, где k ≤ n; вывести формулу нахождения числа размещений с помощью комбинаторного правила умножения; формировать умение решать комбинаторные задачи с применением данной формулы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Вычислить:

а)  ;          б)  ;          в)  ;          г)  .

2. Составить всевозможные двухбуквенные слова, используя буквы:

а) ы, т, в (ты; вы);          б) н, о, а (но, на, он, ан).

3. Анна (А), Белла (Б) и Вера (В) купили билеты в кинотеатр на 1-е, 2-е и 3-е места первого ряда. Перечислить все возможные способы, которыми девочки могут занять эти три места.

3 = 3! = 6: АБВ, АВБ; БАВ, БВА; ВАБ, ВБА.)



III. Проверка домашнего задания.

С обязательным вынесением на доску решения.

750 (б).

Р е ш е н и е

(п + 1)! · п = п! (п + 1) · п > п! (п + 1) в п раз.

IV. Объяснение нового материала.

1. Для актуализации знаний предложить для решения № 839 (а, б).

Р е ш е н и е

а)   = n + 1;

б)  .

2. З а д а ч а. Из четырех конфет – ириска (и), леденец (л), карамель (к), шоколадная (ш) – Марина решила последовательно съесть три. Перечислите все варианты, которыми это можно сделать.

Это  задача  о  выборе  трех  элементов  из  четырех  с  учетом  порядка выбора.

Начинаем  перечисление  с  анализа  условия: первую конфету можно выбрать одним из четырех способов; для каждой первой конфеты вторую можно  выбрать  тремя  способами  из  трех  оставшихся;  для  каждой  второй третью конфету можно выбрать двумя способами из двух оставшихся.  Мы  сразу  видим количество вариантов – по правилу умножения их 4 · 3 · 2 = 24 – и алгоритм записи в таблицу (в первой строке комбинации, начинающиеся с «и», во второй – с «л» и т. д.).

илк

илш

икл

икш

ишл

ишк

лик

лиш

лки

лкш

лши

лшк

кил

киш

кли

клш

кши

кшл

шил

шик

шли

шлк

шки

шкл

Каждую такую упорядоченную тройку, которую можно составить из четырех элементов, называют размещением из четырех элементов по три.

3. Определение
Размещением из п элементов по k (k £ n) называется любое множество, состоящее из k элементов, взятых в определенном порядке из данных п элементов.

О б о з н а ч е н и е.   (читается «А из п по k»).

Подчеркиваем, что в этом определении важен не только выбор, но и порядок элементов в выборе.

4. Формулу можно вывести по правилу умножения, причем, для частного случая, мы уже знаем алгоритм. Можно сильному классу попробовать вывести самостоятельно:

 – формула вычисления числа размещений из п по k.

Очень важный момент при изучении этой формулы  – рассмотреть случай, когда п = k. Тогда получается размещения из п элементов по п отличаются друг от друга только порядком элементов, то есть представляют собой перестановки из п элементов.

Будем считать по определению 0! = 1, в этом случае

, то есть  .

5. Рассмотрим примеры 1 и 2 со с. 181–182 учебника.

V. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

754.

Р е ш е н и е

Пронумеруем места в купе (с 1 по 4) и будем «выдавать» каждому из трех членов семьи номер места. Из 4 элементов (номеров мест) будут делаться выборки по 3 элемента, при этом важен не только состав выборки, но и порядок расположения в ней элементов. Число способов равно числу размещений из 4 по 3:

 = 2 · 3 · 4 = 24.

О т в е т: 24 способа.

756, № 757. Самостоятельное решение с последующей проверкой.

При решении этих заданий следует уделять внимание обоснованию выбора формулы для подсчета числа размещений, не допуская формализма.

Ученики могут решить эти задания не только по формуле, но и применяя комбинаторное правило умножения. Следует поощрять и этот способ решения, так как он позволяет осознать структуру самой формулы и лучше ее запомнить.

760.

Р е ш е н и е

а) Выбираем 2 места для фотографий из 6 свободных мест в альбоме:


.

б) Выбираем 4 места для фотографий из 6:

.

в) Выбираем 6 мест из 6 (делаем всевозможные перестановки из 6 фотографий):

 = Р6 = 6! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720.

О т в е т: а) 30 способов; б) 360 способов; в) 720 способов.

762.

Р е ш е н и е

а) Выбираем 4 цифры из 5 данных, порядок выбора имеет значение:

 = 2 · 3 · 4 · 5 = 120.

б) Выбираем 4 цифры из 5, но на первое место нельзя выбирать ноль. Используем метод исключения лишних элементов: если на первое место выбран ноль, то после этого выбираем еще на 3 места цифры из 4 оставшихся, получаем   = 2 · 3 · 4 = 24 «нулевых» комбинаций, которые недопустимы.

Количество всех четырехзначных чисел, которые можно составить из данных 5 чисел, равно:   = 2 · 3 · 4 · 5 = 120.

Значит, допустимых   –   = 120 – 24 = 96.

О т в е т: а) 120 чисел; б) 96 чисел.

VI. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется размещением из п элементов по k?

– Запишите формулу для вычисления числа размещений из п элементов по k.

– Чему равно 0!? 1!?

Домашнее задание: № 755, № 758, № 759, № 767.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  76                                                                            Дата:
КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА
РАЗМЕЩЕНИЙ ИЗ 
п ЭЛЕМЕНТОВ ПО k (k ≤ п)

Цель: продолжить формирование умений применять формулу нахождения числа размещений из п элементов по k при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Вычислить:

а)  ;           б)  ;           в)  .

2. Делится ли 50!:

а) на 75;            б) 77;            в) 159.

3. Имеются три книги трех различных авторов: Толстого Л. Н. (Т); Пушкина А. С. (П); Достоевского Ф. М. (Д). Сколькими способами из этих книг можно расположить на полке:

а) одну книгу; б) две книги; в) три книги?

III. Формирование умений и навыков.

На этом уроке следует решать упражнения не только на прямое применение формулы нахождения числа размещений, но и задачи повышенной сложности, а также задачи, имеющие несколько способов решения.