Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1047

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


761.

Р е ш е н и е

Выбираем 5 букв для обозначения точек из 26 букв в алфавите; порядок выбора имеет значение (какую точку какой буквой обозначим):

.

О т в е т: 7 893 600 способов.

763.

Р е ш е н и е

Выбираем  из  10 цифр семь, причем первый выбор делается из 9 цифр (без нуля). Используя метод исключения лишних вариантов, получаем:



 1·  2 · 3 · 4 · 5 · 7 · 8 · 9 · 9 = 544320.

О т в е т: 544320.

764.

Р е ш е н и е

Выбираем 3 цифры из 5 данных, причем:

а) последней  цифрой  должна  быть  2  или  4;  количество  вариантов   (фиксирована 2) +   (фиксирована 4) = 2 ·   = 2 · 3 · 4 = = 24.

б) последней  цифрой  должна  быть  5;  количество  вариантов  равно   (фиксирована 5) =   = 3 · 4 = 12.

О т в е т: а) 24 числа; б) 12 чисел.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, можно решить два задания повышенной сложности с факториалами.

837.

Р е ш е н и е

Число оканчивается одним нулем, если среди множителей, на которые оно разлагается, есть одно число 10; оканчивается двумя нулями, если есть два множителя 10; и тремя нулями – если есть три множителя 10.

Поскольку п! есть произведение п последовательных натуральных чисел, то в нем каждый второй множитель четный, то есть содержит в разложении число 2, а каждый пятый множитель кратен 5. Поэтому каждый пятый множитель в п! добавляет в разложение этого числа одно число 10.

Таким образом,

а) 5! содержит двойки и одну 5, что дает один множитель 10, то есть 5! заканчивается одним нулем;

б) 10! содержит двойки и две 5, что дает два множителя 10, то есть 10! оканчивается двумя нулями;

в) 15! содержит двойки и три 5, что дает три множителя 10, то есть 15! оканчивается тремя нулями.

О т в е т: а) 5!; б) 10!; в) 15!

840.

Р е ш е н и е

а)   = 42;  
 = 42;

п · (п + 1) = 42; п = 6.

З а м е ч а н и е: квадратное уравнение можно не решать, так как второй корень не будет натуральным числом.

б) 



О т в е т: а) п = 6; б) п = 5.


IV. Самостоятельная работа.

В а р и а н т  1

1. Сколькими способами пять школьников, сдающих экзамен, могут занять места в классе, в котором стоят 20 одноместных столов?

2. Решить уравнение:

п! = 7 (п – 1)!.

3. Сколькими нулями оканчивается число 12!?

В а р и а н т  2

1. Сколькими способами семь малышей могут занять места в комнате детского сада, в которой стоит 18 детских стульчиков?

2. Решить уравнение:

п! = 12 (п – 1)!.

3. Сколькими нулями оканчивается число 16!?

Р е ш е н и е

В а р и а н т  1

1. Выбираем пять столов для школьников из 20 имеющихся (порядок выбора учитывается):

 = 16 · 17 · 18 · 19 · 20 = 1 860 480.

О т в е т: 1 860 480 способов.

2. п! = 7 (п – 1)!;

    п (п – 1)! = 7 (п – 1)!;

    п = 7.

О т в е т: п = 7.

3. В числе 12! содержится две пятерки и двойки, что дает два множителя 10. Значит, 12! заканчивается двумя нулями.

О т в е т: двумя нулями.

В а р и а н т  2

1. Выбираем семь стульчиков из 18 имеющихся (порядок выбора имеет значение):

 = 12 · 13 · 14 · 15 · 16 · 17 · 18 = 160 392 960.

О т в е т: 160 392 960 способов.

2. п! = 12 (п – 1)!;

    п (п – 1)! = 12 (п – 1)!;

    п = 12.

О т в е т: п = 12.

3. В числе 16! содержится три пятерки и двойки, что дает три множителя 10. Значит, 16! заканчивается тремя нулями.

О т в е т: тремя нулями.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется размещением из п элементов по k?

– Запишите формулу нахождения   через факториалы.

– Запишите   по комбинаторному правилу умножения.

Домашнее задание: № 835, № 836.

З а д а ч а. Из трехзначных чисел, записанных с помощью цифр 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9 (без повторения цифр), сколько таких, в которых:

а) не встречаются цифры 6 и 7;

б) цифра 8 является последней?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  77                                                                                  Дата:
СОЧЕТАНИЕ ИЗ п ЭЛЕМЕНТОВ ПО (k ≤ п)

Цели: ввести понятие сочетания из п элементов по (k ≤ п); вывести формулу нахождения числа сочетаний из п элементов по k; формировать умения решать комбинаторные задачи с применением данной формулы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. З а д а ч а. В футбольном турнире участвуют несколько команд. Оказалось, что все они для трусов и футболок использовали белый, красный, синий, зеленый или желтый цвета, причем были представлены все возможные варианты.

а) Сколько команд участвовали в турнире?

б) Сколько команд играли в зеленых футболках?

в) У скольких команд футболки и трусы были разного цвета?

г) У скольких команд футболки и трусы были разного цвета, причем трусы были не красные?

2. Найти значение выражения:

а) Р4 + Р3;           б) Р6 – Р5;           в)  ;           г)  ;

д)  ;           е)  ;           ж)  ;           з)  .

III. Объяснение нового материала.

1. Объяснение нового материала целесообразно начать с решения практической задачи:

«Сколькими способами можно смешать по три краски из имеющихся пяти?».

Р е ш е н и е

Обозначим имеющиеся краски буквами латинского алфавита a, b, c, d, e. Выпишем возможные варианты смешивания красок, учитывая, что от порядка расположения красок результат не зависит:

abc, abd, abe, ace, ade

bcd, bce, bde

cde

Мы указали различные способы смешивания красок, в которых по-разному сочетаются три краски из данных пяти. Говорят, что мы составили все возможные сочетания из 5 элементов по 3.

2. ОпределениеСочетанием из п элементов по k называют любое множество,  составленное  из  k  элементов,  выбранных  из  данных  п элементов.

П о д ч е р к и в а е м, что, в отличие от размещений, в сочетаниях не имеет значения
, в каком порядке указаны элементы. Два сочетания из п элементов по k отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.

3. Обозначение.   (читается «С из п по k»).

В рассмотренном примере мы нашли, что   = 10.

4. Вывод формулы числа сочетаний из п по k, где k ≤ п.

В отличие от предыдущих тем, при доказательстве мы опираемся не напрямую на комбинаторное правило умножения, а на ранее выведенные формулы числа перестановок и размещений.

Сперва замечаем, что   (по комбинаторному правилу умножения), значит,  .

И затем проводим аналогичные рассуждения для общего случая:



Учитывая, что  , где п ≤ k, получаем, что

 

– формула вычисления числа сочетаний

   из п по k, где k ≤ п.

5. Рассматриваем примеры задач на нахождение числа сочетаний из учебника на с. 184–185.

IV. Формирование умений и навыков.

Рассматриваем задачи на применение формулы нахождения числа сочетаний из п по k. Для предотвращения формального применения формулы требуем обоснования ее выбора.

Упражнения:

768.

Р е ш е н и е

Выбираем 2 учащихся из 7, порядок выбора не имеет значения (оба выбранных пойдут на олимпиаду как полностью равноправные); количество способов выбора равно числу сочетаний из 7 по 2:

.

О т в е т: 21 способ.

770.

Р е ш е н и е

Выбор 6 из 10 без учета порядка:

.

О т в е т: 210 способов.

772.

Р е ш е н и е

Из 11 человек 5 должны поехать в командировку:

а) Заведующий едет, нужно выбрать еще 4 из 10 оставшихся: