Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1036

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Сформулируйте основные комбинаторные правила, формулы.

– Какие определения вероятности вы знаете? Сформулируйте, приведите примеры.

Домашнее задание: № 841, № 861, № 868.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  15 (84).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6

В а р и а н т  1

1. На стол бросают два игральных тетраэдра (серый и белый), на гранях каждого из которых точками обозначены числа от 1 до 4. Сколько различных пар чисел может появиться на гранях этих тетраэдров, соприкасающихся с поверхностью стола?

2. Сколько существует шестизначных чисел (без повторения цифр), у которых цифра 5 является последней?

3. В бригаде 4 женщины и 3 мужчины. Среди членов бригады разыгрываются 4 билета в театр. Какова вероятность того, что среди обладателей билетов окажется 2 женщины и 2 мужчины?

4. На каждой карточке написана одна из букв клмноп. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «клоп»?

5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10.

В а р и а н т  2

1. Из коробки, содержащей 8 мелков различных цветов, Гена и Таня берут по одному мелку. Сколько существует различных вариантов такого выбора двух мелков?

2. Сколько существует пятизначных чисел (без повторения цифр), у которых вторая цифра в записи 4?

3. В урне 6 белых и 4 черных шара. Из этой урны наудачу извлекли 5 шаров. Какова вероятность того, что 2 из них белые, а 3 черные?

4. На каждой карточке написана одна из букв рстуфх. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «хруст»?

5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5.

РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


В а р и а н т  1

1. Первый тетраэдр может лечь на стол одной из четырех своих граней; второй тетраэдр – также одной из четырех своих граней; всего 4 ∙  4 = 16 различных пар граней (чисел).

О т в е т: 16.

2. Фиксируем цифру 5 на последнем месте, на остальные пять перед ней выбираем любые пять цифр из 9 оставшихся (с учетом порядка выбора).

Количество вариантов   = 5 · 6 · 7 · 8 · 9 = 15120 чисел. Но мы знаем, что цифра 0 не может стоять на первом месте. Мы должны «отбросить» из этих чисел те, у которых 0 на первом месте (и 5 на последнем).

Таких чисел   = 5 · 6 · 7 · 8 = 1680 чисел.

Значит, всего 15120 – 1680 = 13440 вариантов.

О т в е т: 13440.

3. Исходы – все возможные четверки людей, выбираемые из членов бригады; порядок выбора не учитывается, так как все билеты равнозначные.

Общее число исходов:   = 35.

Событие  А  –  «выбраны  2  мужчины  и  2  женщины», m =   =
 = 18 – количество благоприятных исходов;

.

О т в е т:  .

4. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в определенном порядке, то есть размещения   = 3 · 4 · 5 · 6 = 360 – общее число исходов.

Благоприятный исход – один (слово «клоп»).

Вероятность  .

О т в е т:  .

5. Общее число двузначных чисел п = 90.

Событие А – «случайным образом выбранное двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10».

Количество благоприятных исходов т равно числу значений k, при которых число 11k + 10 – двузначное. Это будет при k = 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, то есть т = 9.

Искомая вероятность  .

О т в е т: 0,1.



В а р и а н т  2

1. В данном случае порядок выбора имеет значение (один цвет может попасться Гене или Тане). Гена может выбрать один из 8 мелков, а Таня – один из 7 оставшихся. Общее число вариантов выбора по правилу умножения равно 8 · 7 = 56.

О т в е т: 56.

2. Фиксируем цифру 4 на втором месте, на остальные четыре выбираем любые четыре цифры из 9оставшихся (с учетом порядка выбора). Количество вариантов   = 6 · 7 · 8 · 9 = 3024 чисел. Но мы знаем, что цифра 0 не может стоять на первом месте. Мы должны «отбросить» из этих чисел те, у которых 0 на первом месте (и 4 на втором). Таких чисел   = 6 · 7 · 8 = 336 чисел. Значит, всего 3024 – 336 = 2688 вариантов.

О т в е т: 2688.

3. Исходы – все возможные пятерки шаров, вынимаемые из урны; порядок выбора не учитывается.

Общее число исходов:  .

Событие  А  –  «выбраны  2  белых  и  3  черных  шара», m =   =
 = 60 – количество благоприятных исходов;

.

О т в е т:  .

4. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в определенном порядке, то есть размещения   = 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720 – общее число исходов.

Благоприятный исход – один (слово «хруст»).

Вероятность  .

О т в е т:  .

5. Общее число двузначных чисел п = 90.

Событие А – «случайным образом выбранное двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5».

Количество благоприятных исходов т равно числу значений k, при которых число 13k + 5 – двузначное. Это будет при k = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, то есть т = 7.

Искомая вероятность  .

О т в е т:  .

 

 

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

 

У р о к  1 (85).
НАХОЖДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЧИСЛОВОГО
ВЫРАЖЕНИЯ. ПРОЦЕНТЫ



Цели: систематизировать знания учащихся; обобщить умения нахождения значения числового выражения, процента от числа и числа по его проценту.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Какие из приведенных чисел являются рациональными:

0,3;    ;    ;   1,(31);    ;    ;   –4,2(51)?

2. Представьте в виде десятичной дроби число:

а)  ;          б)  ;          в)  ;          г)  ;          д)  ;          е)  .

3. Вычислите:  .

4. Найдите:

а) 3 % от 60;             б) 25 % от 360.

5. Сколько процентов составляет:

а) 26 от 200;             б) 50 от 250?

III. Формирование умений и навыков.

1. Начинаем с актуализации знаний, предлагая несложное задание на нахождение значения числового выражения.

Упражнения:

В а р и а н т  1

Вычислите:

а) 4 (1,22 : 0,4 – 3,7) +  ;

б)   + (0,4 · 3,25 – 3,15) : 0,2;

в)  .

В а р и а н т  2

Вычислите:

а)   + 1,2 (2,3 – 0,061 : 0,2);

б) 5,07 : (0,6 · 3,25 – 2,25) – 3 ;

в)  .

Р е ш е н и е

В а р и а н т  1

а) 4 (1,22 : 0,4 – 3,7) +   = 4(3,05 – 3,7) +   = 4 (–0,65) +   = –2,6 +
+   = – .

б)   + (0,4 · 3,25 – 3,15) : 0,2 = 1,5 + (1,3 – 3,15) : 0,2 = 1,5 + (–1,85) :
: 0,2 = 1,5 – 9,25 = –7,75.

в)  .

О т в е т: а) –1 ; б) –7,75; в) 68,4.

В а р и а н т  2

а)   + 1,2 (2,3 – 0,061 : 0,2) =   + 1,2 (2,3 – 0,305) =   + 1,2 · 1,995 =
=   + 2,394 =  .

б) 5,07 : (0,6 · 3,25 – 2,25) – 3  = 5,07 : (1,95 – 2,25) – 3,25 = 5,07 :
: (–0,3) – 3,25 = –16,9 – 3,25 = –20,15.

в) 

О т в е т: а)  ; б) –20,15; в) –18,6.

При выполнении этих заданий обращаем внимание на порядок выполнения действий, на переход от десятичных дробей к обыкновенным и наоборот.

2. Решение упражнений на нахождение значения алгебраического выражения при конкретных значениях входящих в его запись букв.


Упражнения:

В а р и а н т  1

Найдите значение выражения:

1)  , при а =  , b =  .

2)  , при а = 0,3 b = –0,4.

3)  , при х =  ; у =  .

В а р и а н т  2

Найдите значение выражения:

1)  , при х =  ; у =  .

2)  , при х = 1,2; у = –0,6.

3)  , при a =  ; b =  .

3. Решение текстовых задач на нахождение значения выражения, составленного по заданным процентным соотношениям.

877 (а).

Р е ш е н и е

I  с п о с о б.

Пусть а – стоимость телевизора (в рублях), тогда в апреле его стоимость составляла 1,3а. В декабре телевизор стоил (1,3а) · 0,6 = 0,78а. Так как  а = 10000 (р.),  то  0,78 · 10000 = 7800(р.) – стоимость телевизора в декабре.

II  с п о с о б  (не вводя буквенных значений).

10000 (р.) – стоимость телевизора.

1,3 · 10000 = 13000 (р.) – стоимость телевизора в апреле.

13000 · 0,6 = 78000 (р.) – стоимость телевизора в декабре.

О т в е т: 7800 р.

877 (б).

Р е ш е н и е

а – цена товара первоначальная;

1,3а – цена товара после повышения на 30 %;

0,6 (1,3а) = 0,78а – цена товара после снижения на 40 %.

Значит, цена снизилась на 22 %.

О т в е т: 22 %.

П р и м е ч а н и е. Если пункт а) решать первым способом, то есть с введением буквенного выражения, то пункт б) можно решить устно.

879 (б).

Р е ш е н и е

Пусть а – количество первого раствора соли, тогда 0,3а – количество соли в нем.

Пусть 2а – количество второго раствора соли, тогда 0,15 · 2а = 0,3а – количество соли в нем.

3а – количество смеси, а соли в ней 0,3а + 0,3а = 0,6а. Концентрация получившегося раствора равна   = 0,2 или 20 %.

О т в е т: 20 %.

881 (а).

Р е ш е н и е

8000 р. – первоначальный вклад.

1,05 · 8000 = 8400 р. – на счету через год.

1,05 · 8400 = 8820 р. – на счету через два года.

О т в е т: 8820 р.

881 (б).

Р е ш е н и е

8000 р. – первоначальная сумма.

1,05 · 8000 = 8400 р. – на счету через год.

8400 + 2000 = 10400 р. – на счету на начало второго года.