Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1025

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. № 475.

4. № 477.

Р е ш е н и е

Пусть  первоначальный  раствор  содержал  х  г  воды  и  у  него  была у %-ная концентрация.

Весь раствор имел массу (50 + х) г и в нем было у % соли. Получим уравнение:

(50 + х) · 0,01у = 50.

После добавления воды масса раствора будет (200 + х) г и у него станет (у – 7,5) %-ная концентрация. Соли в этом растворе останется 50 г. Получим уравнение:

(200 + х) · 0,01 (у – 7,5) = 50.

Составим систему уравнений:



О т в е т: 200 г; 20 %.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какие существуют способы решения систем уравнений? Опишите их.

– Перечислите этапы решения задач на движение и задач на работу.

Домашнее задание: № 465, № 471, № 476

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  51                                                                       Дата:

РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ
С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ


Цели: ввести понятие неравенства с двумя переменными и его решения; формировать умение решать линейные неравенства с двумя переменными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Какие из следующих чисел: –2; –1; 0; 2; 3   – являются решением неравенства х3 – 2х ≥ 1?

2. Подберите два каких-нибудь числа разных знаков, чтобы их сумма была больше 5.

III. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала проводить согласно пункту учебника. Сначала  ввести  понятие  неравенства  с  двумя  переменными  и  его  решения, а затем разобрать, как решается линейное неравенство с двумя переменными.

Вопрос о решении неравенств второй степени с двумя переменными целесообразно рассмотреть на следующем уроке.

IV. Формирование умений и навыков.

1. № 482, № 483 (а, в).

2. № 484 (а, г), № 485.

3. Изобразите на координатной плоскости множество точек, задаваемое неравенством:

а) х < 2;                     в) –1 ≤ х ≤ 4;

б) у ≥ –3;                  г) –2 < у < 2.

4. № 492 (а).

Р е ш е н и е

ху ≥ 0.

Произведение двух чисел
является неотрицательным в том случае, если эти числа имеют одинаковые знаки. Значит, когда

 

Первой системе соответствует первая координатная четверть, а другой системе – третья координатная четверть.



Сильным в учебе учащимся можно предложить дополнительно выполнить № 556.

Р е ш е н и е

х | + | у | ≤ 1;

у | ≤ 1 – | х |.

Построим график уравнения | у | = 1 – | х |. Для этого нужно раскрыть знаки модуля.

Получим четыре случая:

1) х ≥ 0, у ≥ 0;

    у = 1 – х.

2) х ≥ 0, у < 0;

    –у = 1 – х;

    у = х – 1.





3) х < 0, у ≥ 0;

    у = 1 + x.

4) x < 0, y < 0;

    –у = 1 + х;

    у = –х – 1.





Объединяя все эти случаи, получим фигуру:



Данному неравенству удовлетворяет множество точек внутренней области этой фигуры.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется решением неравенства с двумя переменными?

– Сколько решений может иметь неравенство с двумя переменными?

– Как найти множество решений линейного неравенства с двумя переменными?

Домашнее задание: № 483 (б, г), № 484 (б, в), № 486.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  52                                                                  Дата:

РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ



Цель: формировать умение решать неравенства второй степени с двумя переменными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Является ли пара чисел (–1; 2) решением неравенства:

а) 3х + 2у – 1 > 0;

б) 2х2 + 4у < 12;

в) х2 + у2 – 2х ≥ 7?

2. Найдите два каких-нибудь решения неравенства:

а) у ≥ х2 – 3;

б) х2 + у2 < 7.

III. Объяснение нового материала.

Разобрать примеры из учебника.

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства:

а) у ≤ х2 + 2;                       г) ху < 8;

б) у > (х + 1)2 – 3;               д) х2 + у2 ≥ 4;

в) ху ≥ 2;                            е) (х – 2)2 + (у + 1)2 < 16.

2. № 490 (а), № 491 (б).

3. № 489.

Р е ш е н и е

а) х2 + у2 – 6х – 4у + 13 ≤ 0.

Преобразуем выражение, стоящее в левой части неравенства, выделив в нем квадраты двучленов:

х2 – 6х + 9 – 9 + у2 – 4у + 4 – 4 + 13 ≤ 0;

(х – 3)2 + (у – 2)2 ≤ 0.

Сумма квадратов двух выражений не может быть отрицательна. Поэтому данное неравенство выполняется только в том случае, если выражение (х – 3)2 + (у – 2)2 равно нулю, то есть при х = 3 и у = 2. Значит, данным неравенством задается всего одна точка с координатами (3; 2).



б) х2 – 4х – у + 5 ≥ 0;

у ≤ х2 – 4х + 5;

у ≤ х2 – 4х + 4 – 4 + 5;

у ≤ (х – 2)2 + 1.

Значит, данным неравенством задается множество точек, принадлежащих параболе у = (х – 2)2 + 1, и множество точек, расположенных ниже ее.













В классе с высоким уровнем подготовки можно дополнительно выполнить № 554.

Р е ш е н и е

а) у ≥ | х |

 

б) у ≤ | х – 2 |



 



V. Итоги урока.

– Что называется решением неравенства с двумя переменными?

– Как решаются линейные неравенства с двумя переменными?

– Как задается неравенством множество точек координатной плоскости, расположенных:

а) выше (ниже) параболы у = 2х2 – 3х;

б) внутри окружности с центром в начале координат и радиусом 7?

Домашнее задание: № 487, № 488, № 490 (б), № 491 (а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  53                                                                      Дата:
РЕШЕНИЕ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ
С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ


Цели: ввести понятие решения системы неравенств с двумя переменными; формировать умение решать системы линейных неравенств с двумя переменными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1. Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства:

а) у > 2х – 3;             б) у ≤ (х + 2)2.

2. Задайте неравенством с двумя переменными множество точек заштрихованной области, изображенной на рисунке.