ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1984

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

5. разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

6. выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; 7. предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации109.

Следует отметить, что модель правового регулирования инвестиционных отношений функционирующую в России нельзя назвать либеральной (о критериях типологии моделей правового регулирования инвестиционных отношений см.: § 2 гл.1 и § 1 настоящей главы — И. В.). Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем хороший процесс». Поэтому либеральная точка зрения ориентирует не на революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами давно уже разработана модель либерализации и свободы в экономике. Самое главное, она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерных вмешательств государства и права в стихию рыночных отношений, связанных с производством товаров и услуг.

Западная либеральная модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием состоит в следующем:

1. коллективный разум не достиг высот, которые могли бы позволить обществу произвести замену саморегулирующихся экономических процессов сознательным руководством;

2. индивидуальные усилия миллионов отдельных личностей формируют такую структуру человеческой деятельности, что ее возможности превосходят достижения сознательно задуманных процессов;

3. противоположные результаты конкурирующих экспериментов, проводившихся на памяти двух поколений в разных частях того, что когда-то было общеевропейской цивилизацией, продемонстрировали превосходство системы, базирующейся на институте частной собственности, где высшей ценностью является свобода личности;

4. без свободы в делах экономических никогда в прошлом не было свободы личной и политической; разработка стройной системы аргументов в пользу экономической свободы явилась результатом свободного развития экономической деятельности как непременного и непредусмотренного побочного продукта свободы политической;


5. главный принцип либерализма сводится к использованию стихийных сил общества по возможности без принуждения110;

6. для сторонников системы «плановой экономики» наиболее целесообразным представляется централизованное руководство всей экономикой по единому плану. Либеральная модель — это достаточность существования рациональной и стабильной правовой структуры, в рамках которой люди занимались бы любой деятельностью по личным планам. Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозирования и планирования деятельности граждан111;

7. закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу беспрепятственного доступа в разные отрасли на равных основаниях. Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее;

8. государству следует ограничиться установлением общих правил, применимых к широкому многообразию ситуаций, предоставив индивиду свободу во всем; что зависит от локальных обстоятельств.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности — это важнейшая составляющая правового регулирования деятельности предпринимательской. Поэтому методы, посредством которых осуществляются данные виды правового регулирования, по сути одни и те же. Более того. Понять специфику методологического сочетания при регулировании в инвестиционной сфере возможно только через анализ правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Это определяется самой сутью последней, ее пониманием как вида самостоятельной производственной или коммерческой деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами на постоянной основе112. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для получения прибыли дохода) на основе существующего законодательства, под ответственность и |риск предпринимателя113.

В рамках законодательства предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской деятельности, направлений и методов той деятельности; принятии решений, выборе форм их реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материалов я каналов сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы, распоряжении прибылью.

Предпринимательство охватывает различные виды деятельности, в частности инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, лицензионную и другие. Правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий: 1) характер рыночных отношений; 2) характер правовых связей субъектов предпринимательства; 3) общесоциальные факторы; 4) общеэкономические условия; 5) общеполитические факторы.


Вышеизложенное позволяет определить рынок как систему экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности прямого правового воздействия на рынок, на механизм рыночных отношений, не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.

Как нами уже отмечалось, государственно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в соответствии с Федеральным законом РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», можно условно подразделить на прямое и косвенное114 (т.е. в соответствии с законодательством «создание благоприятных условий»)115. Если рассматривать инвестиционную деятельность как составляющую предпринимательства, то сфера воздействия указанных форм значительно расширяется. При этом трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

В последние годы вновь поднимается вопрос формирования мирового права, что также следует рассматривать как проявление экономической функции права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе116.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации предпринимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС117. Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами, в частности поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и так далее. Одно из самых «старых» — антитрестовское законодательство США, ведущее свою историю с 1890 г. Не так давно — в 1986 году — обновилось, например, законодательство о либерализации цен и конкуренции во Франции. Оно предусматривает: 1) ликвидацию государственного контроля над ценами; 2) приватизацию предприятий государственного сектора; 3) ослабление государственного контроля в некоторых отраслях экономики; 4) расширение государственного контроля за недобросовестной конкуренцией. Получила прямое запрещение деятельность по ограничению доступа на рынки, фиксированию цен, распределению рынков и т.д118.


Существенным является вопрос о предоставлении определенного правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участникам может предоставляться режим, свободный от дискриминации. При этом правовом режиме отечественные предприниматели пользуются приоритетом. Во-вторых, иностранным участникам может предоставляться режим наибольшего благоприятствования119. В-третьих, может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в равное положение с другими партнерами. Выбор того или иного правового режима, который предоставляется иностранным участникам, зависит от многих факторов экономического и политического порядка. Многие зарубежные государства избирают путь защиты отечественных предпринимателей.

Вышеизложенное позволяет выделить основные направления правового воздействия на формирование рыночных отношений на современном этапе:

1. Регламентация стратегических направлений развития экономических отношений страны в целом. Исходя из стратегического планирования, субъекты экономической деятельности вправе самостоятельно решать возникающие оперативные задачи. При этом законодательно устанавливаются запреты на те возможные действия, которые, по сути, противоречат стратегическим целям и сдачам экономического моделирования.

2. Исходя из того, что право собственности рассматривается как основная экономическая и правовая категория, в законодательстве устанавливается многообразие форм собственности и равенство последних (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ)120.

Рассматривая инвестиционные отношения как разновидность предпринимательских отношений, отмечая их неразрывную связь с институтом собственности, а так же исходя из специфики данных отношений, круга и уровня субъектов, следует констатировать, что инвестиционное право по логике регулирования инвестиционного процесса включает в себя нормы публично-правового и частно-правового характера, т.е. оно состоит из публично-правового и частно-правового регулирования.

Такое сочетание выражает, на наш взгляд, характер и существо этих отношений не представляет собой, таким образом, способ или метод правового регулирования инвестиционных отношений. С точки зрения общей теории права для обоснования инвестиционного права имеется в наличии два критерия: предмет регулирования — обособленные общественно необходимые инвестиционные отношения и метод регулирования — особый способ воздействия норм права на отношения, выражающееся в сочетании публично-правового и частно-правового регулирования в зависимости от характера отношений. Главным и ведущим, по мнению диссертанта, в определении инвестиционно-правовой сферы является критерий наличия и выделения особой группы инвестиционных отношений из всей совокупности общественных, экономических отношений, т. е. прежде всего наличия предмета правового регулирования. Метод правового регулирования, как критерий обоснования наличия особой правовой сферы, есть производное, зависящее от предмета и поэтому являющееся как бы дополнительным признаком. Отсюда многие правовые сферы и даже отрасли национального и международного права имеют одни и те же, или схожие методы регулирования.


Как нами уже отмечалось, при нормальном общественном развитии наблюдается своего рода конвергенция, синтез систем публичного и частного права121. Эта тенденция весьма отчетливо прослеживается и в сфере инвестиционных отношений. Последнее, прежде всего, определяется тем что:

1) Классическое разделение права на публичное и частное со времен римских юристов означает градацию правовых норм в зависимости от предмета и метода регулирования. Так общественно-важные отношения, выражающие общественные, публичные интересы, регулировались нормами публичного права, а отношения, выражающие интересы частных лиц, соответственно регулировались нормами частного права. В данном случае инвестиционные отношения являются общественно-важными и необходимыми для развития экономики страны и поэтому вызывают необходимость быть урегулированными нормами публичного права во имя достижения общесоциального интереса. С другой стороны, как мы выяснили, инвестиционные отношения — это предпринимательские отношения, отношения по поводу собственности в связи с участием в них конкретных субъектов-собственников, реализующих свой частный интерес. Нормы публично-правового характера, как правило, выражают государственно-властное веление во имя достижения общественного государственного интереса. Они, таким образом, создают правовые условия и гарантии реализации и функционирования деятельности субъектов в общественных отношениях, в инвестиционном процессе. В этом случае правовые отношения носят характер власти и подчинения, т.е. налицо вертикальные отношения. Нормы законов о собственности и инвестиционной деятельности в основе своей имеют публично правовой императивный характер. В то же время инвестиционные отношения в условиях рыночной экономики представляют собой реализацию интересов частных, конкретных собственников в отношениях друг с другом на равных и гарантированных правом условиях и относятся, таким образом, к горизонтальным отношениям, для которых характерны автономия воли в пределах дозволенных государством правил поведения. Таким образом, государство и власть через введение общеобязательных норм для участников инвестиционного процесса организует необходимые и общественно-важные инвестиционные отношения, развивая или ограничивая правовые условия и гарантии деятельности. В этом заключается основная роль государства как организатора и регулятора инвестиционных отношений. Однако на этом роль и функции государства в инвестиционном процессе не заканчиваются. Любое государство в современных условиях должно являться по существу и главным инвеститором, т.е. участником инвестиционных отношений. В силу обладания собственностью, государство располагает большими инвестиционными возможностями и должно инвестировать, как правило, в общегосударственные программы, непроизводственную сферу, инфраструктуру и т.д. Это вовсе не означает, что государство не может быть участником инвестиционных отношений наряду с частными лицами. Так, оно может быть участником конкретного инвестиционного проекта, наряду с физическими и юридическими лицами, в том числе и иностранными. Это типично для инвестиционных отношений смешанной рыночной экономики и, кроме того, свидетельствует о наличии диагональных правовых отношений по осуществлению инвестиционной деятельности между субъектами различного уровня, или статуса.