ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1980

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвестиционным законодательством Российской Федерации устанавливаются такие виды инвестиционно-правовых режимов как:

1. правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями96, который в свою очередь может быть: а) режимом наибольшего, или б) режимом меньшего благоприятствования97;

2. специальные налоговые режимы, не носящие индивидуального характера, установленные для субъектов инвестиционной деятельности98 и др.

Рассматривая вопросы механизма правового регулирования в инвестиционной сфере нельзя обойти вниманием проблему концептуальных подходов. В этой связи следует отметить, что в юридической науке правовое регулирование рассматривается как с позиции естественного права, так и с позиции юридического позитивизма. В этой связи можно выделить две основные теоретические модели механизма правового регулирования инвестиционных отношений.

В рамках первой модели инвестиционные отношения рассматриваются как объективно существующие социально-экономические связи, обусловленные самой природой общества. Возможность участия в этих экономических отношениях обусловлена таким естественным и неотъемлемым субъективным правом как право частной собственности. В определенной степени эта модель представляет собой юридическую проекцию либеральной концепции инвестиционной деятельности. Правовое регулирование инвестиционных отношений носит, лишь институциональный, закрепительный характер и осуществляется в рамках общедозволительного типа («разрешено все, что не запрещено законом»). Государственное участие при этом сводится к выявлению объективно существующих экономических связей и нормативному закреплению последних, если это не нарушает определенных прав других субъектов инвестиционных отношений. Таким образом, правовое регулирование инвестиционных отношений в рамках данной модели скорее не государственная деятельность, а сфера автономии саморегулирующегося гражданского общества.

Вторая модель правового регулирования инвестиционных отношений связана с пониманием права как государственного волеустановления. Государство не только выявляет и закрепляет устоявшиеся отношения капиталооборота, но и само их создает. В рамках данной теоретической модели правовое регулирование инвестиционных отношений, — это, функция государства, т.е. основное направление государственной деятельности.






















2.2. Социальное значение и методы государственно-правового регулирования капиталовложений


Экономика любого государства требует капиталовложений в ее развитие. Особую же значимость вопросы, касающиеся материальной (и, прежде всего, финансовой) обеспеченности приобретают в период осуществления реформационных процессов. В. В. Путин совершенно точно указал на то, что «основное сейчас — это создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать в экономику своей страны99. Таким образом, важнейшим условием экономических преобразований для современной России является эффективное правовое регулирование деятельности компетентных структур специализирующихся на привлечении соответствующих вложений (инвестиций) в наиболее значимые для государства и общества сферы жизнедеятельности.


При этом следует отметить, что возможности правового регулирования в разных областях социальной жизни неодинаковы, государство может оказывать разное регулятивное воздействие на различные общественные отношения. И здесь важнейшая роль отводится методу правового регулирования, под которым в юридической науке понимается «обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения»100. Поскольку право — правила поведения людей, оно прежде всего воздействует на человеческие поступки, а уже через них — на общественные отношения. Поэтому метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение людей — субъекта общественных отношений101.

Принято выделять два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный. Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно определенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера. Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения в пределах, установленных действующим законодательством.

Несмотря на то, что правовое регулирование экономических и в частности инвестиционных отношений имеет особую социальную значимость, которая преумножается в условиях экономического кризиса, а так же при проведении государством структурных преобразований экономики, односторонним следует признать подход в соответствии с которым правовое регулирование инвестиционной деятельности подразумевает (или должно подразумевать) лишь прямое государственное участие, определяемое в первую очередь императивным методом правового регулирования.

В условиях экономики ориентированной на рыночные отношения, весьма важным является апеллирование к частно-правовым началам в процессе правового регулирования. Деятельность государства осуществляемая частно-правовыми методами сводится, прежде всего, к следующим направлениям:

1. Установление целей экономического развития. Делать это можно по-разному. Более уместен такой подход: не расписывать в законодательном порядке все цели, а дать возможность поступать гражданам и их объединениям в соответствии с принципом «что не запрещено, то дозволено». Запреты останавливаются на цели, которые по своей природе или по средствам достижения антигуманны102. Было бы наивным полагать, будто рыночные отношения можно с успехом насаждать сверху законодательными и административными мерами. В отношении последних можно рассчитывать на эффект разве лишь там, где они снимают преграды на пути к рынку, создают дополнительные экономические стимулы.

2. Закрепление экономической основы движения к рынку и рыночной динамики. Сегодня уже признано (и в российских законах наиболее определенно) равноправие всех форм собственности, включая частную. В этой связи законодатель и правоприменитель, в данном случае органы исполнительной власти должны сделать следующий шаг, который гарантирует эффективное управление и использование государственной собственности.


3. Определение круга субъектов рыночных отношений. Разумеется, это не означает расставить по ранжиру и правоспособности всех и каждого. Речь идет о необходимости вывести из-под неоправданного покровительства закона строго ограниченные категории лиц, вполне определенные организации и предприятия103. Особого внимания заслуживает вопрос об участии в предпринимательской и коммерческой деятельности служащих государственного аппарата, работников правоохранительных органов, депутатов. Так, законом США об этике в деятельности государственных органов (1978 г.) для государственных служащих, включая Президента, установлено ограничение на занятие должностей вне государственного аппарата. Кодексом должностного поведения Палаты Представителей Конгресса США должностным лицам и служащим запрещено получение каких-либо благ, вне зависимости от источника, если они окажут воздействие на деятельность лица как члена палаты, должностного лица, служащего. Избирательным кодексом Франции (ст. 146) для парламентариев установлена несовместимость мандата с главенством в каком-либо коммерческом предприятии и даже с иным личным участием в таком предприятии104. То же правило устанавливается для служащих госаппарата законом о правах и обязанностях государственных служащих. К сожалению, современная российская правоприменительная практика знает случаи создания и регистрации коммерческих организаций, учредителями которых являются министерства и другие государственные структуры, а должностные лица государства занимают соответствующие посты в коммерческих организациях. Статическая функция права в части определения участников того или иного рода рыночных отношений наглядно иллюстрируется регистрационной деятельностью компетентных государственных органов. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы, например, такие организации, как Российский союз молодых предпринимателей, Союз потребителей Российской Федерации, Российский союз частных собственников, Ассоциация женщин-предпринимателей России. Сами наименования названных объединений свидетельствуют о покровительстве со стороны юстиции (в полном соответствии с российскими законами) предпринимательской и коммерческой деятельности.

4. Запрещение и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции. Не только всеми признанные преступные формы и виды деятельности должны исключаться из рыночной жизни, но и, казалось бы, правомерные. Так, антимонопольное законодательство известно всему цивилизованному миру. Борьба со злоупотреблениями рекламой, товарным знаком, наименованием фирмы и другими — на этом зиждется нормальный рынок. Отрадно, что правовое регулирование этих видов правоотношений осуществляется в РФ с помощью законов105, а не подзаконных нормативных актов. Принципиальная позиция по поводу способов регулирования экономических и социальных отношений товарного производства такова: осторожность и еще раз осторожность в инвестиционных мероприятиях, субсидиях, дотациях в предпринимательстве; определенность и стабильность в отношениях собственности, аренды, банковском деле, валютных операциях. И, конечно, продуманная налоговая политика. Это едва ли не универсальный инструмент. Он позволяет поощрять предпринимательство и обеспечивать его использование и в социальных целях106.


5. Регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров о праве. Если участники хозяйственных отношений хотят добиться справедливого решения, они могут достигнуть цели только при строгом процессуальном порядке рассмотрения споров. Можно допустить, что стороны вообще игнорируют при разрешении спора государственные структуры и обращаются к своему суду — третейскому. Но тогда они лишаются определенных видов государственной защиты.

6. Установление юридической ответственности. Это косвенный механизм реализации экономической функции права. Справедливость требует восстановления нарушенного состояния и возмещения вреда. Рыночная справедливость требует материальной ответственности.

Применительно к сфере инвестиционных отношений, вышеперечисленные методологические направления правового регулирования конкретизируются в Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где в частности закрепляется, что государство осуществляет регулирования инвестиционной деятельности, прежде всего через создание благоприятных условий для ее развития. Это осуществляется путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно — аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов107.

По мнению диссертанта, рассматривая диспозитивный метод правового регулирования инвестиционной деятельности, следует отметить, что ориентация реформ на законы «свободного рынка», нередко стимулирует настроения полной деэтатизации экономики, государственного невмешательства в экономические процессы и пр. Как справедливо отмечает в этой связи С. С. Занковский:

«Отсюда может создаться впечатление, что все заботы государственной власти в отношении частных предпринимателей сводятся к их защите, причем в первую очередь от произвола самой власти.


Появление представлений такого рода, если обратиться к новейшей истории, вполне закономерно. Долгое присутствие сверхдирективной советской экономики, основанной на тотальной государственной собственности, привело к появлению ряда хронических проблем, и самый простой путь к их разрешению усматривался в отстранении государства от мелочного руководства экономическими процессами и открытии возможностей для развития частных начал»108.

В этой связи соискатель считает целесообразным отметить, что роль законов не в том, чтобы предусматривать и регламентировать весь спектр частных случаев, закон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации, которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, непредсказуемости мотивов и поступков отдельных индивидов, результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений.

При этом было бы неверно представлять дело так, что экономические отношения являются предметом регулирования частного права, и только. Публичное право также имеет в сфере экономики большое значение. Именно оно создает устойчивую основу здоровой экономики, закрепляя формы собственности, принципы демократии со всеми её сдержками и противовесами. Публичное право нельзя непременно отождествлять с авторитаризмом и тоталитаризмом. При нормальном общественном развитии наблюдается своего рода конвергенция (соединение) систем публичного и частного права. Это проявляется:

- в учете публичным правом требований естественного частного права;

- в опоре частного права на публичное в части защиты от нарушений;

- в перекрещивании сфер регулирования, перемещении объектов регулирования из одной сферы в другую;

- во взаимодействиях в методе правового регулирования.

Частное право предопределяет сугубо правовые признаки экономических отношений в их рыночном варианте: равенство участников, свобода действий, самостоятельная ответственность, диспозитивность и альтернативность прав, возможность выбора в защите прав.

Синтез частно-правовых и публично-правовых начал при правовом регулировании инвестиционной деятельности получил свое отражение и в действующем инвестиционном законодательстве РФ, где наряду с «созданием благоприятных условий» подразумевается и прямое государственное участие в инвестиционной деятельности путем:

1. разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

2. формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;