ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2021
Просмотров: 1981
Скачиваний: 1
Все элементы механизма правового регулирования инвестиционной деятельности связаны функционально. Они же выступают элементами правовой системы. Эффективность, действенность механизма правового регулирования, а значит и правовой системы, зависят от качественного функционирования всех элементов механизма и от согласованности их действий. Причиной низкой эффективности правового воздействия на социальную жизнь могут служить самые различные факторы, суть которых сводится, в конечном счете, к нарушению системной упорядоченности любого элемента механизма правового регулирования. Любой элемент механизма, будучи малоэффективным, может негативно влиять на деятельность по достижению целей правового регулирования через несовершенство и внутреннюю противоречивость законодательства; отсутствие в юридических нормах четкого определения прав и обязанностей субъектов права отношений; пассивность граждан в правореализации из-за отсутствия достаточных стимулов и тому подобное84. Например, применительно к гражданскому праву (в широком смысле имея в виду и международное частное право) механизм правового регулирования приобретает следующий вид: в основе лежат нормы национального гражданского и торгового законодательства, а также нормы международных соглашений и торговых обычаев. Нормы призваны упорядочить отношения, в которые вступают их участники (физические и юридические лица). Данные отношения имеют имущественный характер. Часто они содержат иностранный элемент. Гражданско-правовой характер отношения могут устанавливаться на основании многих критериев: свойств участников85, свойств имуществ86 или формы самих отношени87. Нормы получают воплощение в определенных формах реализации, поскольку только через реальные нормы права, возможно, реальное регулирование отношений гражданского оборота «каждая возможность становится действительностью в поведении соответствующих лиц»88. Ведь другого пути для проверки эффективности избранного механизма регулирования попросту нет. Формы реализации гражданско-правовых норм прямо зависят от методов регулирования, где каждый был избран основным применительно к норме89. А точнее, мы хотим сказать, это зависит от правового режима, поскольку он задан в норме в качестве настроя, касательно определенного объекта. Так, если правовому регулированию корреспондирует механизм правового регулирования (это идеальная модель, включающая в себя нормы права, правоотношения, акты реализации и применения и т.д.), то механизм правового режима не имеет своей идеальной модели, для него идеальная модель — это механизм правового регулирования, а механизм правового режима всегда овеществлен, связан с объектом, поэтому он всегда будет несколько иным, нежели механизм правового регулирования.
Механизм правового регулирования является емкой и многогранной категорией и имеет в характеристике своего содержания временную составляющую, так как правовое регулирование представляет собой процесс, длящийся во времени. В связи с этим, для лучшего понимания места и роли каждого элемента в правовом регулировании, этот процесс можно разделить на стадии, выделив, в самом обобщенном виде, две главные: издание норм права и их реализация.
Несомненно, принятие законов и других нормативно-правовых актов является важнейшей деятельностью государства и его органов по упорядочению общественных отношений. Однако право выступает высшей социальной ценностью лишь тогда, когда его нормы и принципы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения. Следовательно, реализация норм объективного права — это завершающий этап процесса правового регулирования, его непосредственный результат, конкретное его проявление.
Понятие реализации права, таким образом, выглядит весьма просто и элементарно. Но его содержание чрезвычайно значимо и фундаментально. Весь процесс правового регулирования принято условно делить на два этапа: правотворчество и правореализацию. То есть сначала право «создается», а затем оно «реализуется». Так устроена правовая система Российской Федерации и многих стран: законодательные органы принимают законы, на их основе издаются другие нормативно-правовые акты; а затем субъектами права они реализуются, применяются в конкретных отношениях.
Самостоятельность этих сфер вроде бы очевидна и жизненно обоснована. Однако при таком подходе имеются и существенные издержки: эти области права имеют тенденцию к отчуждению друг от друга. В связи с этим существует серьезная проблема — необходимо их сблизить, или, как часто говорят, «приблизить право к жизни». При таком подходе право понимается как отвлеченная, «изданная» норма, поэтому ее и надо «приблизить» к жизни. А осуществить это бывает весьма непросто из-за заведомой разъединенности исходного принципа регулирования на «правообразование» и «правореализацию».
Однако, как уже отмечалось, право не только лишь регулирует взаимоотношения людей путем установления государственно-властных предписаний, в которых определяются конкретные права и обязанности субъектов правоотношений, поведение индивида. Основополагающее ценностное начало права — его способность оказывать целенаправленное воздействие на волю и сознание людей, побуждая их вести себя в соответствии с предписаниями законодательства. Поэтому в юридической науке наряду с понятием «правовое регулирование» широко используется понятие «правовое воздействие». Соотношение этих понятий определяется по-разному: некоторые авторы их отождествляют, другие существенно различают, причем используя для этого разные основания.
Первая точка зрения выражается С. С. Алексеевым, по мнению которого правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями90. Следовательно, С. С. Алексеев включает в правовое регулирование любое правовое воздействие, фактически отождествляя их.
По мнению диссертанта, такое расширительное толкование термина «правовое регулирование» не совсем корректно так как не всякое правовое воздействие связано с установлением конкретных субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, с прямыми юридическими, поддерживаемые силой государства, предписаниями. Автор примыкает к преобладающей в науке точке зрения о том, что смысловое значение этих категорий не совпадает и понятие «правовое воздействие» по объему более широкое, чем понятие «правовое регулирование» и включает в себя последнее. Слово «воздействие» в русском языке означает влияние на кого-либо, что-либо, с помощью системы действий с целью достижения определенного результата, внушения чего-либо91.
Действительно, уже самим своим существованием нормы права, например, влияют на сознание людей, оказывают воспитательное, информационное воздействие, формируют и определяют социально полезные направления человеческой деятельности. Следовательно, правовое воздействие осуществляется не только специфическими юридическими средствами (через нормы права и правоотношения), но и другими формами влияния права на общественные отношения: социальной, информационной, воспитательной.
Правовое воздействие — это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)92.
Правовое регулирование — это главным образом процесс упорядочения, урегулирования общественных отношений правом (нормами права, другими юридическими средствами), позволяющий определить круг, рамки правового.
Следует отметить, что правовое регулирование инвестиционных отношений по направленности своего воздействия может быть внутренним и внешним, т.е. а) национально-правовым (публично и частно-правовым) и б) международно-правовым (публично и частно-правовым).
Как отмечает по этому поводу автор приведенной градации А. Г. Богатырев, «суть правового регулирования в стимулировании инвестиционного процесса и реализации инвестиционной политики:
- создание благоприятных условий и гарантий инвеститоров, условий нормальной конкуренции на рынке труда, капиталов и товаров (публично- правовое регулирование);
- установление соответствующих организационно-правовых форм инвестирования (определение субъектов правового статуса и инвестирования совместных и смешанных предприятий, иностранных предприятий и их филиалов, ТНК и т. д. (частно-правовое регулирование, которое включает нормы инвестиционных соглашений)»93.
Процесс становления и развития национальной и мировой экономики идет на основе разделения труда соответственно в национальном и мировом масштабе и на основе непременного функционирования рынка как национального, так и международного с необходимостью их взаимосвязей, взаимозависимости и взаимовлияния.
Двигателем двигателей национальной и мировой экономики и ее развития является инвестиционный процесс, который определяется инвестиционной политикой. Национальная инвестиционная политика включает в себя как национальный, так и международный аспект в зависимости от источников инвестирования. В современных условиях нормальный инвестиционный процесс представляет собой единое целое, состоящее из двух частей — национальной и международной, и соответственно правовое регулирование его включает в себя как национальное, так и международное. Существо правового регулирования инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) состоит, прежде всего в том, чтобы создать благоприятные условия инвестирования национальным и иностранным инвеститорам. Благоприятные условия инвестирования включают в себя: создание соответствующего нормального «правового климата» для национальных и иностранных инвестиций, в том числе определение и закрепление в праве инвестиционной политики государства, как в национально-правовых, так и в международном праве нормативных актах, правовых гарантий статуса инвестиций, инвеститоров-собственников капиталовложений, организационно-правовые формы инвестирования и систему разрешения инвестиционных споров как 'национально-государственную, так и международно-правовую. «Правовой климат» для инвестирования невозможно создать без соответствующего правового регулирования инвестиций — собственности. В современных условиях существования международного разделения труда, интернационализации и транснационализации производства и потребления и при нарастании всевозможных кризисов и катастроф на национальном и международном уровнях перед всем международным сообществом стоит проблема совершенствования правового регулирования мирового инвестиционного процесса, создания «инвестиционного права», включающего в себя общечеловеческие принципы и нормы рационального поведения людей в процессе производства и потребления материальных и духовных благ, т.е. в процессе воспроизводства природы и человека. Создание инвестиционного права, основанного на общечеловеческих принципах, и будет означать совершенствование правового регулирования инвестиционного процесса. А это будет означать деидеологизацию и деполитизацию основных экономических отношений в национальном и мировом масштабе. Существующее ныне правовое регулирование инвестиций исходит пока в основном из эгоистических целей отдельных людей, отдельных классов, отдельных союзов и группировок государств. В силу того что мир и человечество едино и неделимо, а следовательно, взаимозависимо и взаимообусловлено в развитии или гибели цивилизации, необходим и единый подход к правовому регулированию всего инвестиционного процесса в мире94.
Рассматривая механизм правового регулирования инвестиционных отношений нельзя обойти вниманием феномен правового режима, который выступает в качестве динамической составляющей механизма правового регулирования, позволяющей рассматривать последний в действии, как функционирующую систему. Именно правовой режим, позволяет рассматривать такие характеризующие динамику правового регулирования моменты как комплекс мер сочетающих юридические обязывания, дозволения, запреты, а так же обусловленное этими мерами поведение субъектов инвестиционных правоотношений.
Как отмечает В. М. Горшенев: «Правовое регулирование отражает лишь общий характер воздействия права на общественные отношения»95. Одновременно очевидно то, что правовое регулирование не дает нам полного представления о действительном многообразии связи права с различными видами общественных отношений и не отражает тех конкретных целей, которые ставятся перед правом определенными социальными потребностями, хотя начальные их цели и задачи едины: содействие охране, закреплению и непрерывному развитию общественных отношений, вытеснению и ликвидации отживших общественных отношений и созданию предпосылок, способствующих преобразованию общественных отношений; они вызывают значительные сдвиги, как в психологии отдельной личности, так и всего общества, развивают политическую активность и так далее. По мнению диссертанта, можно констатировать, что правовое регулирование несколько философски абстрактно, оно лишь указывает на то, что право — действительный, действенный регулятор общественных отношений. Оно лишь общее представление об урегулированности. Оно и шире, и масштабнее, но лишь потому, что имеет в виду всю совокупность (по объему) юридических средств. Правовое регулирование отражает возможность и способность отношений быть урегулированными. А режим правового регулирования, наоборот, — конкретен, категоричен, лаконичен, избирателен в правовых средствах, обусловлен определенной необходимостью, практикой; отражается в самой норме права и несет на себе бремя реализованности, способности быть в жизни. Это главное, решающее выражение правовой действительности, рассматриваемой в динамике, с активно-действенной стороны. Режим правового регулирования представляет собой осуществляемое в особом порядке сочетание правовых средств (юридических норм, индивидуальных предписаний, правоотношений и др.) результативное, нормативно-организационное упорядочение поведения, действия и деятельности субъектов (физических и юридических лиц) в обществе.
Таким образом, правовое регулирование инвестиционных отношений — это более широкое понятие, чем инвестиционный правовой режим. В свою очередь правовой режим — это более высокая ступень развития самого правового регулирования, — в этом, на наш взгляд, их тесное, глубинное переплетение, взаимосвязь, взаимообусловленность, их автономность, что и подчеркивает их внутренняя природа, дух, настрой.