ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1987

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Формы и методы осуществления государственных функций. Функции государства, как направления его деятельности предполагают реализацию в особых формах и специфическими методами. При этом формы реализации государственных функций подразумевают внешнее выражение соответствующей деятельности, а методы представляют собой способы и средства которые применяются в процессе государственного функционирования.

Исследовав основные подходы к проблеме понимания функции государства в теоретико-правовой науке, и дав через признаки понятие указанному феномену, представляется возможным сформулировать следующие определение: Функции государства — это направления государственной деятельности наиболее отчетливо выражающих сущность государства.

В юридической науке предлагаются разные критерии классификации функций государства: по направленности, по времени действия, в соответствии с принципом разделения властей и т.д.

В целях исследования вопросов правового регулирования инвестиционных отношений, по мнению диссертанта, следует воспользоваться таким критерием как социальная значимость.

Объективность этого критерия обусловлена самой природой феномена системы, которая предполагает наличие таких свойств как иерархичность и многоуровневость. Согласно данной классификации функции государства подразделяются на основные и производные.

К основным функциям государства, как правило, относят наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач168. В них воплощаются классовая сущность и общесоциальное назначение государства. Основные функции относятся к государственной деятельности в целом, но вместе с тем выполняются в разной степени всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступают не отдельные узкие сферы общественной жизни и групп людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная)169.

Неосновные (вспомогательные) функции связаны с решением задач, хотя и имеющими существенный характер, но не основными (организация системы связи, борьба со стихийными бедствиями и пр.)170.

Л. А. Морозова предлагает, так же учитывать еще один функциональный уровень — так называемые «подфункции», которые присутствуют «в каждой функции». На данном уровне «происходят процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличии от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения»171. Исходя из данного критерия государственно-правовое регулирование инвестиционных отношений можно определить как производную функцию (подфункцию) экономической функции государства.

















ГЛАВА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ


3.1. Инвестиционные отношения как особый вид правоотношений


Теоретико-правовой аспект исследования проблемы инвестиционных отношений подразумевает рассмотрение последних в качестве разновидности правоотношений, т.е. общественных отношений урегулированных нормами права. При этом нормами права в данном случае регламентируется инвестиционная деятельность, т.е. социальная деятельность, «связанная с вложением инвестиций, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций»172.

Инвестиционное правоотношение рассматриваемое как система, представляет собой сложное явление, состоящее из различных элементов, объединяемых структурно-логическими связями173. В теории правоотношения в качестве его элементов обычно выделяют субъектов, объекты и содержание174. Целевые установки инвестиционной деятельности обуславливают особенности объекта, и специфический круг субъектов инвестиционных правоотношений, а так же их права и обязанности.

Таким образом, для того, что бы выявить особенности инвестиционных правоотношений следует подробно рассмотреть перечисленные структурные элементы.

Субъекты инвестиционных правоотношений. Как и любое общественное отношение, инвестиционное правоотношение представляет собой взаимосвязь, взаимодействие, взаимообусловленность, возникающую между субъектами. Отношение не может возникать у субъекта с самим собою, поэтому инвестиционное правоотношение возникает, по крайней мере, между двумя субъектами. Субъекты правоотношений — «это индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей»175. Следовательно, субъектами инвестиционных правоотношений являются лица, выступающие в качестве носителей предусмотренных нормой инвестиционного права субъективных прав и обязанностей. Круг субъектов инвестиционных правоотношений определяется, в конечном счете, государством.

Анализируя точки зрения различных авторов на феномен «субъект правоотношения», диссертант пришел к выводу, что достаточно часто отождествляются понятия субъект права и субъект правоотношения. По мнению многих авторов, быть субъектом права означает обладать правосубъектностью, или, что то же самое, обладать праводееспособностью. Однако, подобная позиция, вряд ли может быть признана в достаточной степени обоснованной. Соискателю, в свою очередь, представляется, что субъектом права может быть любой участник любого юридически значимого отношения, поведение которого может повлиять на правовой статус других участвующих в этом отношении субъектов. В подобном понимании субъектами права являются правоспособные физические лица (возможность лица обладать определенными правами, реализация которых затрагивает права других в ряде случаев возникает еще до рождения самого лица), животные (в том случае, если они выступают в качестве непосредственных участников юридически значимых отношений. В частности, ситуация, когда любимое животное упоминается в договоре-завещании). Кроме того, безусловно, субъектом права является субъект правонарушения. Однако, ни в одном из перечисленных случаев названные субъекты права не являются субъектами правоотношений. В первых двух случаях субъектом правоотношения, защищающим оспариваемые интересы или нарушенные права, будет являться представитель. При этом понятия правоспособность и дееспособность реализуются двумя разными субъектами. В примере с субъектом правонарушения, последний может выступать в качестве субъекта правоотношения (в том числе инвестиционного правоотношения), в случае привлечения к юридической ответственности. В этом случае, субъектом правоотношения, лицо становится только в том случае, если отношение в котором он принимает непосредственное участие урегулировано нормами позитивного права.


Таким образом, субъектом правового инвестиционного отношения может быть обладающее правосубъектностью лицо, в отношении (либо от имени которого) осуществляются права и обязанности связанные с «вложением инвестиций, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций»176. Субъектами инвестиционных правоотношений могут быть индивиды (граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и социальные общности. Правовое положение указанных субъектов определяется их правовым (юридическим) статусом. Правовой статус в научной литературе определяется по-разному, но его сердцевиной являются права и обязанности субъектов, закрепленные в законодательстве государства. Можно выделить общий, специальный и индивидуальный статусы субъектов. Общий статус определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, закрепленными в Конституции. Общий статус у всех субъектов-индивидов (физических лиц) одинаков и может быть изменен лишь с изменением норм Конституции. Специальным правовым статусом наделяются организации и социальные общности. Наличие прав и обязанностей этих субъектов определяется теми целями и задачами, ради которых они существуют или создаются. Индивидуальный правовой статус зависит как от общего статуса, так и от индивидуальных (конкретных) субъективных прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту. Поэтому индивидуальные правовые статусы физических лиц отличаются друг от друга и зависят во многом от воли самих субъектов и совершаемых ими юридических действий.

Организации как субъекты инвестиционных правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными.

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка министра правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом, будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

Особое место в системе инвестиционной деятельности занимают индивидуальные субъекты — должностные лица (чиновники) и лица, обладающие специальным правовым статусом, выступающие в качестве полномочных представителей государственной власти. Положение названных субъектов в системе инвестиционной деятельности предполагает наличие у них возможности действовать от имени государства, в целях реализации государственных интересов в инвестиционной сфере. При этом в случае необходимости обеспечения издаваемых властных предписаний представители государственной власти могут использовать механизм юридических гарантий и санкций. В рамках диссертационного исследования автор выделяет две группы лиц способных самостоятельно, от своего имени представлять государственные интересы в инвестиционной сфере. Это, во-первых, должностные лица — представители государственной власти (президент, министры, судьи и т.д.), являющиеся полномочными представителями государства в течение всего периода профессиональной деятельности и, во-вторых — это лица, обладающие специальным правовым статусом, реализующие государственно-властные полномочия только в период выполнения ими конкретной профессиональной функции. Отличительной чертой перечисленных лиц является выведение их за рамки служебной субординации во время осуществления государственно-властных полномочий. В этот период, они от имени государства реализуют функцию государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности и, следовательно, обязаны соизмерять свои поступки исключительно с требованиями закона.


В соответствии с действующим инвестиционным законодательством в качестве субъектов рассматриваемых отношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также государства и международные организации. Осуществляя классификацию субъектов инвестиционных правоотношений в качестве классификационных оснований, диссертант считает целесообразным выделять функциональный критерий и критерий социально-экономического интереса.

по функциональному критерию субъекты инвестиционных правоотношений подразделяются на: управленцев, координаторов, инвесторов, заказчиков, исполнителей работ, пользователей объектов инвестиционной деятельности, а также поставщиков, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др.

в соответствии с преследуемым социально-экономическим интересом следует выделять субъектов реализующих в процессе инвестиционной деятельности интересы публичного, корпоративного и частного характера.

Несмотря на столь широкий круг возможных участников инвестиционных отношений в качестве основных их субъектов, по мнению диссертанта, следует рассматривать инвесторов — собственников средств (инвестиций в любой форме), вложенные в создание, расширение или модернизацию производства. Инвесторы — это собственники средств (инвестиций в любой форме), вложенных в создание, расширение или модернизацию производства материальных (товаров и услуг) и духовных благ, а также в инфраструктуру.

Объектом инвестиционных правоотношений выступает предполагаемая прибыль (либо иной полезный результат) являющаяся целевой установкой определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности. Объект инвестиционного правоотношения — это то, что противостоит субъекту в его деятельности. Следует различать объект права и объект правоотношения (в том числе инвестиционного правового отношения). Объект права — это общественные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования и которые регулируются правом. Понятие объекта правоотношения более конкретное и более узкое. Под ним понимают то, на что направлена деятельность определенных лиц в подобном отношении, т.е. то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности субъектов. В юридической науке существуют две теории различно объясняющие, что может выступать в качестве такого объекта. Одна из них называется монистической (теория единого объекта), другая — плюралистическая (теория множественности объектов). В соответствии с первой теорией, объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует правоотношение. Но воздействовать право может только на поведение людей. При этом как субъективные права, так и юридические обязанности направлены на обеспечение в интересах управомоченного определенного поведения обязанного лица. То поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет по этой теории юридический объект правоотношения177. В соответствии с данным подходом объектами инвестиционных правоотношений являются поведенческие установки, возникающие в ходе инвестиционной деятельности. В частности в рамках инвестиционных правоотношений возникающих у инвестора с государством, субъекты вправе требовать друг от друга соблюдения определенных правил поведения закрепленных в договорах, нормативно-правовых актах и обеспеченных юридическими гарантиями и санкциями. Таким образом, применительно к инвестиционной сфере в качестве объекта правоотношения выступают отношения между людьми складывающиеся по поводу инвестиций, а точнее обусловленное спецификой инвестиционной деятельности их поведение.


Подобный подход подвергся критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям (не понятно, к примеру, каким образом в рамках подобного подхода будут реализоваться правовые отношения, связанные с охраной индивида от вторжения в сферу его частных интересов со стороны самого государства). Поэтому плюралистическая теория объекта правоотношения не сводит последний только к поведению обязанного лица, а понимает под объектом различные социальные блага. Это могут быть материальные блага — вещи, а также продукты духовного творчества, личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека), само поведение участников правоотношения и результаты поведения (вынесение судебного решения). С данной точки зрения в качестве объекта правоотношений в инвестиционной сфере выступают как поведение субъектов, обусловленное их коммерческими интересами (инвестиционными), так и предполагаемая прибыль. Такой подход соискателю представляется более приемлемым хотя бы потому, что позволяет рассматривать проблему комплексно, в связи с множеством объективных и субъективных критериев характеризующих поведение участников инвестиционных правоотношений.

При этом необходимо отметить, что от объекта инвестиционного правоотношения следует отличать предмет, в качестве которого могут выступать соответствующие экономические вложения, сделанные в целях получения прибыли или достижения какого-либо иного положительного социального эффекта. В качестве таких вложений могут выступать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности.

Таким образом, инвестиционные правоотношения можно рассматривать как разновидность отношений собственности. При этом следует иметь ввиду, что отношения субъектов-собственников (или возникновение таких отношений) возможны при нормальной рыночной экономике, когда существует как национальный, так и международный рынок товаров, капиталов и т.д. Ибо только в этих условиях возможен нормальный инвестиционный процесс, основанный на разделении труда.

Как национальные, так и иностранные инвестиции вкладываются в производство и инфраструктуру в широком смысле этого слова. Именно инвестиционный процесс представляет собой с точки зрения источников инвестирования единый, а точнее, двуединый и неделимый процесс — необходимый и объективный экономический производственный процесс — явление закономерное. И здесь возникает необходимость его глубокого познания и сознательное влияние на него. С юридической точки зрения инвестиционный процесс означает создание определенных правовых условий (гарантий) участникам инвестиционных отношений, которые независимо от субъективных причин всегда стимулировали бы инвестирование в производство, т.е. инвестиционную деятельность178. Этим во многом определяется содержание инвестиционного правоотношения.