ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1996

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие торговли на основе внутриотраслевой специализации привело к тому, что под их контролем находится свыше 60% всей мировой торговли (для сравнения: в 1977 г. доля внутрикорпорационных поставок американских компаний в объеме экспорта из зарубежных филиалов составляла 37%). ТНК контролируют основные потоки научно-технических знаний: в их руках сосредоточено примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК (в США и Великобритании — это 80 и 90% соответственно).

Возникла также обширная область международной собственности, на воспроизводство которой затрачивается до 8-9% мирового ВВП. В еще большей степени монополизированы отдельные товарные рынки. Так, на ТНК приходится 90% мировых рынков пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — меди и бокситов, 80% — чая и олова, 75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти. Внешнеэкономические связи многих развитых также проходят через ТНК. Половина экспортных связей США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании — 80%, а в Сингапуре — 90%305.

Как отмечает Е. С. Строев: «на протяжении всего времени существования транснациональных или многонациональных компаний их постоянно обвиняли во многих грехах и подозревали в прямых угрозах экономической безопасности национального развития. Поначалу повсюду правительства смотрели на транснациональные компании двояко: с одной стороны, как на опасных хищников, а с другой стороны, как на источники инвестиций, знаний и создания рабочих мест.

Однако, как ни оценивать деятельность ТНК, они стали неотъемлемой частью мирового экономического ландшафта. С трением сфер их влияния роль национальных государств и постепенно снижается, возникает регулируемый в одностороннем порядке интернациональный производственно-финансовый комплекс, основанный на мировом разделении труда и сливающийся с макроэкономическими особенностями регионов»306.

Надо сказать, что обвинения транснациональных компаний в «смертных грехах» отнюдь не беспочвенны. Глобальные стратегии, достигаемые при помощи международной торговли и инвестирования, являются единственным способом максимизации прибыли, роста международного охвата и лидерства на рынке. ТНК могут придерживаться различных стратегий интернационализации. Корпоративные интересы ТНК, однако, могут сталкиваться с интересами государства (защита местной промышленности, окружающей среды, трудовое законодательство). Кроме того, крупные олигополии (например, химические, автомобильные и нефтегазовые гиганты, международные банки) могут использовать финансовое и технологическое давление с целью получения важных уступок, таких как гранты и налоговые каникулы, от властей, крайне нуждающихся в ПИИ. Это уже привело в ряде случаев к проектам, повлекшими за собой негативные последствия для социальной сферы (безработица, расслоение общества) и окружающей среды, особенно в развивающихся и переходных экономиках. Некоторые подобные примеры были преданы гласности и, к сожалению, бросили тень на позитивное влияние прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие307.


Но на рубеже 80-90-х годов транснациональным корпорациями самим пришлось пережить глубокий кризис. Глобализация и технологические достижения вскрыли слабости организации, управления и хозяйственного поведения ТНК. Большинство из них были продуктом индустриальной эпохи, в которую господствовала доктрина «экономии на масштабах производства», государства защищали границы высокими торговыми барьерами, ограничениями на переток инвестиций, высокими оставались транспортные расходы. Для этого поколения ТНК почти единственным и весьма затратным способом стать «своим» было создание совместных предприятий с участием местных предпринимателей.

В 90-е годы процесс диверсификации и создание на этой основе многоотраслевых конгломератов и холдингов как основная форма организации деятельности ТНК в рамках между пашой конкуренции постепенно стал уступать место новым явлениям. Их содержание составляет освобождение от непрофильных производств и концентрация усилий на перспективных видах деятельности308.

Постепенно межграничные препятствия ослабли или исчезли, тенденция к обеспечению конкурентоспособности и экономии затрат за счет организации крупномасштабного производства стала уступать место другим методам организации производства. Изготовление продукции небольшими сериями, под индивидуальные запросы и к определенному времени сместило акцент с объема производства на своевременность, компьютеризация производства позволила предприятиям производить товары для индивидуальных заказчиков по ценам товаров массового производства.

Мир для транснациональных компаний перевернулся. Пришлось быстро изменять и адаптировать структуры управления и свое поведение на открывшемся экономическом пространстве не только не сошли с дистанции, но, более того, стали лидерами. К середине 90-х годов выяснилось, что действовать эффективно и выигрывать во всеобщем состязании означает становиться и быть международной компанией. Началось всеобщее сокращение корпоративной бюрократии309.

ТНК нового постиндустриального поколения изменили свои «представления» о том, где источник их преимущества в конкурентной борьбе. Они «привыкли думать», что их самый драгоценный ресурс — капитал и первейшая задача управления — поместить этот капитал как можно продуктивнее.

Сейчас в основу их инвестиционной политики составляет положение о том, что самый драгоценный ресурс — знания, информация и главная задача управления — обеспечить, чтобы круг накапливаемых знаний (информации) был как можно шире, а их использование — как можно эффективнее. Центры компаний стали превращаться в место принятия стратегических решений, переработки основной информации, развития и накопления управленческих и научно-технических знаний.


Властные полномочия по принятию решений о производстве маркетинге переместились на местный, региональный уровень. Теперь в штаб-квартирах понимают, что лучшие решения принимаются теми, кто всю жизнь занимался производим конкретной продукции и имел дело с потребителями. Одновременно многие компании понизили в ранге многие национальные правления и добились, чтобы они действовали как часть глобальной системы310.

Транснациональные компании разбились по форме организации и управления на два типа — обладающие простой или сложной интегрированной структурой. При простой интеграции компании отдают рутинное или устаревающее производство по сути в аренду странам развивающегося мира, сохраняя при этом за собой самые квалифицированные операции. При сложной интеграции все производства размещаются сообразно меняющейся логике рынка, и принятие решений распыляется по всей организации. Отличительный признак последней организации — нескончаемый поток информации во всех направлениях вместо командной и контрольной системы.

Потребовалось огромное политическое мастерство чтобы, с одной стороны, добиться выравнивания рельефа управленческой иерархии, а, с другой, обеспечить более тесную интеграцию, буквально пронизывающую государственные границы. Возникла новая модель многонациональных корпораций транснациональные компании с «сетевой организацией», широким рассредоточением производства и принятия решении.

С конца 80-х годов управленческой элите ТНК пришлось много раз переписывать правила руководства. Наряду с перестройкой своих организаций в собственных странах им пришлось иметь дело с чередой мировых политических и экономических потрясений. Падение Берлинской стены создало для ТНК на всем восточноевропейском и постсоветском пространстве широчайшие возможности. Открытие Индии и Китая для иностранных компаний дополнительно возбудило лихорадочные мечты в связи с перспективой иметь миллиарды новых потребителей.

Рост и развитие ТНК предопределяются долгосрочной рентабельностью и постоянным повышением стоимости корпорации. Страны, которым присущи высокие политические риски, отстают от политически более стабильных, обладающих дружественными инвесторам ПИИ-стратегиями и побудительными механизмами. Размер страны и ее ресурсы не являются автоматически гарантией для крупного притока инвестиций. Небольшие страны могут компенсировать свой низкий рыночный и ресурсный потенциал политической и экономической стабильностью и разумным законодательством. Сингапур, например, во всем мире пользуется доверием корпораций; как город-государство с площадью 633 км в 1997 г. он привлек инвестиций объемом в US$10 млрд311. Политическая предсказуемость повлекла за собой в 80-е годы японские инвестиции в экономику Великобритании. Американские компании стали более активно размещать капиталы в Мексике после того, как в 1994 г. она вступила в NAFTA и была обязана улучшить условия для иностранных инвесторов.


ТНК выбирают место размещения инвестиций исходя главным образом из своих стратегических интересов относительно конкурентов и потребителей. Как критерий выбора, политический риск подавляет значение таких факторов, как потенциал рынка, уровень образования и квалификации трудовых ресурсов. По материалам опроса, проведенного в 1996 г. в Германии на уровне топ-менеджеров крупнейших ТНК страны, следует, что фактор политической стабильности стоит для них на первом месте. По их мнению, важнейшими факторами являются риск смены политического курса, экспроприации компаний, ограничения в перемещении капитала и риски внутренних конфликтов. Опрос продемонстрировал важность существования фискальных и прочих побудительных механизмов, поскольку все больше стран ведут борьбу за ограниченные ресурсы капитала312.

И раньше при упоминании понятия «многонациональный» у большинства людей возникала ассоциация с компаниями, у которых дом везде и нигде, с компаниями, которые перемещают колоссальные количества материальных, человеческих и финансовых ресурсов вокруг света в неугомонной погоне за прибылью. По замечанию E. С. Строева «этот образ сейчас, как никогда прежде, особенно верен»313.

Повторяя Аурелио Печчеи, Е. С. Строев отмечает, что транснациональная компания стала «самым мощным агентом интернализации общества» общества». Только за полтора десятилетия произошли удивительные превращения. Многонациональные компании, для которых главные проблемы были связаны со сложным комплексом взаимоотношений с национальными государствами и учрежденными или международными организациями, по форме поддержания своей жизнедеятельности превратились в трансграничные, транснациональные образования. ГИК по-прежнему работают в различной культурной среде, на разных национальных рынках, но эти рынки более унифицированы, их штаб- квартиры все еще стремятся сохранить привязку к странам, из которых они произошли, не разводнять центры принятия стратегических решений чужаками, но все чаще приходится считаться с мультикультурным характером глобальной организации.

Однако кажущееся сближение различных культур зашло не настолько далеко, чтобы власть частично могла перейти в руки по-настоящему международного представительства интересов. От своих местных корней транснациональные компании отказаться не хотят, понимая, что это тоже ценный ресурс устойчивого развития организации. В правлениях 500 ведущих корпораций США доля членов-иностранцев на протяжении 20 лет остается почти неизменной, достигая 3-4%. Во Франции в 200 крупнейших фирмах половина руководителей получили образование в одних и тех же 6 высших школах.

«Все это служит свидетельством стремления компаний экономически развитых стран, принимая политику разнообразия, не разбавлять собственную культурную, интеллектуальную и управленческую среду. Максимально снизить риски глобальной деятельности, защитить стратегические интересы элиты, приспособляться к «локализации», ассимилируя все полезное и ценное, но не раствориться в мире — вот истинная задача перерастания многонациональных компаний в транснациональные»314.


Под растущим давлением ТНК принципиальные изменения затронули положение национальных государств, роль которых в регулировании международных процессов постепенно уравнивается с ролью транснациональных корпораций либо ограничивается политической и социокультурной сферой. Другая тенденция состоит в нейтрализации международных позиции государства и подталкивании его к передаче значительной части функций экономического и международного регулирования региональным над государственным объединениям. Возникает новый надгосударственный и трансграничный инструментарий экономического и правового регулирования, которым постепенно овладевает группа ведущих транснациональных компаний.

К взаимной выгоде ТНК, «глобальных элит» и принимающих стран корпорации повсюду, куда они приходят, стремятся ввести международные стандарты или навязать их. При этом они прибегают к помощи местных акционеров и средств массовой информации. Вообще они все чаще находят, что легче оперировать одним собранием правил для всего мира, чем применять разные правила в разных местах. Эта стратегия приносит немалые дивиденды, по крайней мере, с точки зрения продвижения продукции и рекламы.

Управлять транснациональными компаниями — это большое искусство и совершенно новый опыт. Дело усложняется тем, что неопределенность экономической деятельности в глобальном масштабе возрастает не только в силу размывания традиционных границ, но и потому, что отношения между самими транснациональными компаниями в последние годы резко усложнились. Исчезают границы и между ними самими, завязываются более тесные отношения между поставщиками и продавцами: компьютерные фирмы создают союзы с продавцами телекоммуникационного оборудования и фирмами, про изводящими технику для космоса, авиаперевозчики — с сетями отелей и т.п. Возникают союзы и группы фирм, а вчерашние конкуренты становятся союзниками, и наоборот.

К началу XXI века мировой товарный рынок сформировался как система, которую многие российские специалисты по международным экономическим отношениям315 анализируют условно на трех «этажах» (уровнях): нижний «этаж» — рынок базовых товаров (сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности), средний «этаж» — рынок средне и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных, и готовых изделий и полупродуктов, верхний «этаж» — рынок технологичной продукции. В последние десятилетия доля двух последних «этажей» в международном обмене стремительно растет: с 41% в 1955 г. до почти 72% в настоящее время. Особенно быстро при этом увеличивается удельный вес машиностроительной продукции, на которую падает почти 39% мирового экспорта (против 21% в 1955 г.)316.

Параллельно с ростом торговли готовыми изделиями усиливается обмен услугами — строительными, инжиниринговыми, транспортными, связи, предпродажным и послепродажным обслуживанием техники и пр. Еще в начале нынешнего столетия на долю услуг приходилось более '/5 мировой торговли, с тех пор их экспорт развивается опережающими темпами по сравнению с экспортом товаров317.