ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2021
Просмотров: 1990
Скачиваний: 1
Эволюция структуры мировой торговли обусловлена появлением все новых и новых товаров и услуг, а следовательно, новых потребностей мирового сообщества, возникновением новых технологических связей в сфере производства, новых методов конкурентной борьбы, новых правовых и организационных форм ее регулирования.
Верхний «этаж» мирового рынка товаров представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованными в появлении на этом поле новых претендентов на какую-то долю данного рынка. На среднем «этаже» конкурируют в основное страны, идущие по пути «догоняющего развития».
Число участников борьбы на этом рынке расширяется за счет постсоциалистических стран, конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер, хотя и не до такой степени, как на верхнем «этаже» рынка. На нижнем «этаже», сфера которого непрерывно сужается в относительном измерении, сбывают основную долю своей продукции большинство латиноамериканских, африканских и развивающихся азиатских стран, а также постсоветские государства. Здесь тоже достаточно соперников, претендующих на свою долю на рынке.
На нижнем «этаже», поскольку качественные параметры базовых товаров в целом более или менее схожи, главном формой соперничества выступает ценовая конкуренция. Основа конкуренции на рынках готовых изделий — не столько цена, сколько потребительские свойства продукции, ее качество.
Структура мировых товарных рынков и присущий каждому («описи характер конкуренции предопределяют внешнеэкономическую политику государств. От выбора рынка, характера товаров и конкуренции зависят мера соотношения в ней либерализма и протекционизма, дифференциация уровня защиты внутреннего рынка в отношении тех или иных видов товаров. Упрощенно представляя положение в мировой торговле, можно утверждать, что, как правило, в наименьшей степени защищаются рынки базовых товаров, а рынки готовых изделий являются объектом протекционизма — тарифных и нетарифных ограничений импорта при постепенном смещении акцентов роли последних318.
У такой особенности есть своя логика. Невысокий уровень протекционистской защиты на нижних «этажах» мирового рынка объясняется тем, что при наличии в стране собственной ресурсно-сырьевой базы конкуренция со стороны импортных базовых товаров не слишком опасна (местное сырье обычно обходится дешевле хотя бы в связи с меньшими издержками на транспортировку), а при отсутствии подобной базы необходимость в защите внутреннего рынка и вовсе отпадает.
По мере подъема на верхние уровни рынка опасность конкуренции для национальной промышленности возрастает (преимущества иностранных поставщиков в неценовой конкуренции могут привести к вытеснению местных товаропроизводителей даже с внутреннего рынка), что влечет за собой усиление защитных мер.
Роль различных стран в изменении мирового торгового режима неодинакова. В связи с тем, что в мировом экспорте преобладающее место заняли готовые изделия, а их подавляющая часть приходится на промышленно развитые страны (примерно 80% в начале 90-х годов), последние по существу устанавливают порядок обмена наукоемкой продукцией через договоренности на двух- или многосторонней основе.
По мере продвижения по ступеням технического прогресса указанные страны утрачивают интерес к защите отечественных производителей материало- и трудоемких изделий, стремясь удешевить обмен путем снижения или даже упразднения им портных тарифов. Догоняющие страны (именно в эту категорию опустилась Россия), в меру возможностей отстаивая свои интересы, вынуждены все же воспринимать вырабатываемые мировым экономическим авангардом правила игры как данность, мирясь с высокими тарифами на новые категории товаров и сниженными на продукты, обращающиеся на нижних т «этажах» мирового рынка, хотя им, естественно, было бы желательно иметь
более сильную защиту национальных производителей в обновляющихся обрабатывающих отраслях. И мировой торговле широко распространяется феномен «скользящего протекционизма авангарда мировой экономики»319.
Нормы осуществления торговых и финансовых операций на глобальном рынке во все большей мере универсализируются, являясь результатом многостороннего согласования в рамках специализированных организаций ВТО, ЮНК-ТАД, МВФ и других. Поэтому членство в подобных организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов другими странами, разумеется, если она сама неукоснительно следует многосторонним договоренностям о мерах регулирования торговли и движении капиталов.
Универсализация режимов торговли и перемещения капиталов вместе с тем отнюдь не привела к созданию на планете единого экономического пространства, однородной хозяйственной среды. Мировая экономика представляет собой много полюсную структуру, динамичное и постоянно изменяющее и сцепление 185 национально-государственных образований, развитие которых протекает неравномерно. Взаимосвязи и взаимозависимости между частями этой структуры асимметричны, разные группы стран втянуты в мировые интеграционные процессы в неодинаковой степени и далеко не на равных.
Наиболее интенсивно хозяйственное взаимодействие происходит внутри региональных и субрегиональных экономических группировок — ЕС, НАФТА,
АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д. Тенденция к экономическому объединению на региональной основе обусловлена тем, что в условиях современного сложного и многономенклатурного производства внутренние даже относительно крупных стран оказываются недостаточными для него, и создание более обширного единого экономического пространства выступает условием успешного щи и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. На складывающихся единых экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути ж о комических связей и проводится совместная таможенная политика, но и координируются другие направления экономической политики и в первую очередь инвестиционной. Таким образом, формируются как бы «острова» интеграции с преференциальным режимом для экономических субъектов входящих в данную группировку стран. Предприятия и фирмы стран остального мира пользуются на территории миграционных объединений менее льготным режимом функционирования320.
Во многом по этой причине и в связи с территориальной близостью друг к другу внешнеэкономические связи стран, входящих в интеграционные группировки, ориентированы в первую очередь на партнеров по сообществу. В 1990-е годы 60% внешней торговли стран ЕС приходилось на взаимосвязи внутри сообщества, а внутрирегиональный оборот в Азиатско-Тихоокеанском регионе превышал совокупный объем внешней торговли стран данного региона с внешним миром321.
В XX веке резко возрос и в ближайшие десятилетия вероятно, будет продолжать увеличиваться технологическим разрыв между регионами и отдельными странами. Каждая цивилизация технологически многоукладна, но соотношении между укладами резко различается, что предполагает дифференциацию технологического уровня и конкурентоспособности и продукции на мировых рынках.
На этой почве возникает мировой дифференциальный научно-технологический доход: вырвавшиеся вперед страны, используя наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги (например, компьютеры, программы сотовые телефоны и услуги космической связи и т.п.) в страны с низким и среднем уровнем развития получая при этом огромные сверхприбыли322.
П. Фишер указывает на прямую связь между экономическим и промышленным ростом страны и количеством ТНК, действующих в ней. «Обычно предусмотрительные правительства, отмечает П. Фишер, направляют ТНК с необходимыми объемами ПИИ в те сектора и регионы, которые нуждаются в развитии в соответствии с государственными программами. Интернациональная структура инвестирующей организации и вклад ее филиалов в достижение общекорпоративных задач также влияют на технологический и человеческий капитал.
Хотя ТНК, особенно крупные, довольно диверсифицированы, для интернационально-ориентированных компаний в настоящее время, кажется, просматривается общая тенденция специализации; они пытаются сконцентрировать внимание на главных направлениях, уменьшая общее число сфер своей деятельности. Эти попытки, сопровождаемые мерами, направленными на реорганизацию (реинжиниринг) и рационализацию (снижение себестоимости) деятельности их внутренних структур, ведут к общему снижению объема работ и уменьшению количества персонала. Из-за разницы в уровне оплаты труда штат сотрудников корпорации зачастую сокращается дома, при одновременном росте занятости за границей. 90-е годы ознаменовались также появлением значительного числа ТНК среднего размера, которые играют все более активную роль в глобальном процессе экономической интеграции.
Несмотря на позитивное в целом значение транснациональных компаний для национальной экономики, следует отметить, что их появление часто означает монополизацию ими рынка международных инвестиций. Как и всякое явление, монополизация (или монополия) содержит в себе положительные и отрицательные аспекты. По мнению соискателя, создание и развитие транснациональных корпораций отражает объективную закономерность современных международных отношений и, возможно, это есть симптомы и признаки того, что уже сейчас закладываются основы будущей смешанной мировой экономики, поскольку смешанная экономика отдельных стран уже существует.
Чтобы уменьшить отрицательные последствия участия транснациональных корпораций в инвестиционном процессе, необходимо использовать право или правовое регулирование деятельности этих корпораций. О важности этой проблемы свидетельствует разработка «Кодекса поведения транснациональных корпораций» в ООН. С правовой точки зрения нормы поведения ТНК нельзя безапелляционно отнести к нормам международного права как публичного, так и частного. Нам представляется, что это — нормы и субъекты другой системы права, которые находятся в стадии формирования. Возможно, это и есть транснациональное право. Объективность и закономерность инвестиционных процессов в общественно-экономической жизни позволяют сделать вывод о сущности права вообще и его субъектам в особенности. В этом контексте право представляется как рациональные нормы разумного поведения людей в природе и между собой, исходя из общечеловеческих принципов и ценностей. Из сказанного следует, что основным и универсальным субъектом права является человек — личность — гражданин — физическое лицо. Все другие субъекты права: государства и юридические лица организации — есть производные субъекты. Мировой инвестиционный процесс, процесс инвестирования в условиях существования мирового рынка представляет собой процесс движения инвестиций из одной отрасли в другую, в сферах производства, из одной страны в другую. Зависит это непрерывное движение от спроса, предложения, а также других условий инвестирования.
В национальном и мировом масштабе регулирование отношений собственности определяется видами собственности — и частной, и государственной (общенациональной и общенародной) и организационно-правовыми формами инвестирования. Независимо от видов собственности и субъектов инвестирования (собственников) должно соблюдаться основное правило, или императив, регулирования инвестиций — это предоставление свободы реализации всех трех правомочий собственника (права владения, права пользования и права распоряжения собственностью). В инвестиционный процесс должны быть вовлечены все граждане. И в действительности мы все являемся собственниками, но существующие системы права не наделяют нас правами собственников. Политизированное право лишает людей присвоения результатов их труда — отчуждает от собственности и от власти. Это отчуждение зависит от подхода к правовому регулированию собственности в каждой национально-правовой и международно-правовой системе. Рассматриваемый нами процесс представляет собой инвестирование в различных формах: частных, государственных, в ссудной и производственной, прямых и портфельных и т. д. Наличие разнопорядковых инвестиций в процессе инвестирования предполагает еще большую разновидность участников инвестиционных отношений — субъектов, инвеститоров-собственников. Вообще в условиях рыночной экономики субъектами отношений на рынке должны выступать только собственники, и это обстоятельство обязывает юридическую науку заниматься этими проблемами в первую очередь.
В заключении следует отметить, что правовое положение транснациональных корпораций должно определяться, прежде всего, национальными интересами. В этой связи отмечается, что международные соглашения, определяющие порядок иностранного инвестирования должны учитывать основные положения национальной инвестиционной политики и, прежде всего, отвечать требованиям действующего на настоящий момент законодательства. При этом важно не отступать от положения, согласно которому «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам»323.
Вместе с тем проблема правового регулирования деятельности транснациональных корпораций не может быть решена только в рамках национальной правовой системы. Как справедливо отмечает А. Г. Богатырев, правовое регулирование инвестиционных отношений с участием транснациональных корпораций «имеет специфику и сложность», которая заключается в том, что эти корпорации не являются обычными иностранными юридическими лицами, статус которых определяется законом государства по месту и инкорпорации или местонахождения. Влияние транснациональных корпораций на инвестиционный процесс оказывается через коммерческие и финансовые операции, оказание услуг и передачу технологий324. В 1980 г. Генеральной Ассамблеей ООН был одобрен Свод многосторонне согласованных правил и принципов по контролю за определенными видами хозяйственной деятельности, в соответствии с которым транснациональным корпорациям запрещалось осуществлять такую деятельность или вступать в такие соглашения, которые ограничивали бы другим хозяйствующим субъектам свободный доступ к рынкам либо препятствовали бы свободной конкуренции, оказывая негативное влияние на прогрессивное развитие международной торговли в целом325. Вместе с тем этих мер явно недостаточно.
В этой связи диссертант считает целесообразной разработку международным сообществом эффективного механизма правового регулирования именно деятельности транснациональных корпораций и принятие соответствующего международного акта носящего многосторонний характер.
5.3. Правовые основы международного регулирования инвестиционных отношений: двустороннее и многостороннее правовое регулирование
Глобализация экономики, расширение сферы действия транснациональных корпораций предопределяют необходимость выработки качественно новых механизмов международно-правового регулирования инвестиционной деятельности. Вместе с тем «попытки государств создать механизм регулирования иностранных инвестиций часто наталкивались на противоречия между обусловленными международным правом принципами национального суверенитета и взаимной зависимости»326. Решение проблемы видится в сочетании национального, международного двустороннего и многостороннего правового регулирования инвестиционной деятельности.