ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1989

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой связи следует отметить, что важную роль в процессе международно-правового регулирования инвестиционных отношений все еще играют двусторонние соглашения об инвестициях между государствами. Указанные соглашения представляют собой специальные межгосударственные правовые акты, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного капитала.

Конкретные правоотношения между государствами, принимающими инвестиции, и частными иностранными инвеститорами регулируются контрактами-соглашениями между ними. Обязательства сторон, заключивших инвестиционные контракты, базируются на национальном законодательстве государств и международных соглашениях об инвестициях.

В юридической науке на сегодняшний день не выработалось единого подхода к пониманию двухсторонних инвестиционных соглашений. Зарубежные ученые-юристы относят инвестиционные контракты к международным экономическим концессиям или к административным контрактам (administrative contracts — англ. и contract administrative — фр.)327. Российские юристы также разделились в определении природы этих контрактов. Некоторые из них придерживаются «цивилистической» концепции и инвестиционные контракты относятся к категории гражданско-правовых договоров; другие — сторонники «публично-правовой» концепции — считают эти контракты административно-правовыми договорами или административными односторонними сделками328.

Следует отметить, что правовая природа и особенности характера экономических концессий вызывают еще много споров в отечественной и зарубежной юридической науке, недостаточно изучены и до настоящего времени нет стройной научной разработки этого понятия. Экономическая концессия рассматривается как специальное разрешение в форме особой привилегии иностранным инвеститорам правительствами развивающихся государств или государственными органами от имени правительств. По контракту этой формы иностранному инвеститору, будь то физическое или юридическое лицо, разрешается заниматься инвестиционной деятельностью, связанной с экономическим развитием принимающего государства. Поскольку инвестиционные контракты подобного рода предполагают деятельность иностранного инвеститора в направлении экономического развития того или иного развивающегося государства, некоторые юристы предпочитают называть эту форму термином «соглашения об экономическом развитии» вместо термина «экономическая концессия»329.

По замечанию А. Г. Богатырева «инвестиционные контракты (в форме административного контракта) представляют собой модификацию одного из институтов французского права, когда возможны контракты между правительством, с одной стороны, и физическим или юридическим лицом, с другой. Что-то похожее на этот тип инвестиционного контракта широко распространено в Азии и Африке, особенно в тех государствах, которые были в свое время колониями стран цивильного права (Франция, Бельгия, Италия, Нидерланды)»330. В том случае, когда развивающееся государство использует эту правовую форму, т.е. строит свои отношения с иностранным инвеститором, приспосабливая или модифицируя административно-правовой контракт, такие контракты квалифицируются как «транснациональные контракты об экономическом развитии» (transnational economic development contracts)331. Модифицированная или приспособленная форма административного контракта, естественно, отличается от обычного понимания этого института французского права332. Обычно положения административного контракта признают односторонние действия правительства (как стороны контракта) по контролю за исполнением условий контракта или по изменению его условий в общественных или публичных интересах333. Подобные положения отсутствуют в инвестиционных контрактах, вследствие чего в них ограничивается право правительств развивающихся государств в одностороннем порядке изменять условия контракта с иностранными инвеститорами.


Таким образом, экономическая концессия и административный контракт представляют собой два типа инвестиционных контрактов, соответствующих правовым системам стран «общего права» и стран «цивильного права». Появление этих контрактов вполне закономерно, так как основные иностранные инвеститоры в развивающихся государствах — это крупные корпорации стран, принадлежащих к указанным правовым системам. Для определения правовой природы необходимым представляется рассмотрение основных положений инвестиционных контрактов. Одной стороной контрактов выступает правительство суверенного развивающегося государства, другой стороной — иностранное физическое или юридическое лицо, как правило, крупные корпорации и фирмы развитых капиталистических стран. Предметом контрактов является соглашение сторон о вложении иностранного капитала в экономику развивающегося государства одной стороной (инвеститором) и о разрешении допустить этот капитал на территорию государства, в определенную отрасль экономики другой стороны (развивающегося государства), на определенных условиях и на определенный срок. Контракты содержат положения, в соответствии с которыми любая инвестиционная деятельность в развивающихся государствах должна способствовать экономическому развитию, увеличению занятости населения, обеспечению профессиональной подготовки местного населения, передачи управленческого опыта, улучшению платежного баланса страны, улучшению снабжения населения товарами широкого потребления и т. д. Непременное условие инвестиционной деятельности заключается в использовании местных ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы и др.). В контрактах содержатся условия, обязывающие стороны контракта на строгое выполнение взаимных прав и обязательств.

Контракты включают положения-обязательства развивающихся государств — сторон контрактов предоставлять иностранному инвеститору полное или частичное освобождение от определенных видов налогов, а также экспортных и импортных таможенных пошлин, свободный или регулируемый перевод прибылей и капитала за границу в соответствующей валюте, неприменение положений национального законодательства, изменяющего правовой режим, льготы и привилегии до истечения срока контракта.

Контракты, как правило, содержат арбитражную оговорку, в соответствии с которой стороны согласны на обязательное для них арбитражное разрешение споров, возникающих в случае нарушения или несоблюдения положений и условий контракта.

Анализ основных положений некоторых инвестиционных соглашений ясно показывает, что правительства развивающихся государств в некоторых случаях предоставляют иностранным инвеститорам более льготные режимы, чем те, которые закреплены в инвестиционных законах и кодексах.


Льготный режим предоставляется иностранным компаниям в зависимости от величины инвестируемого капитала и важности промышленных объектов, призванных заложить основы различных отраслей национальной экономики развивающихся стран.

Контракты, заключаемые развивающимися государствами с иностранными инвеститорами, представляются сложными с точки зрения определения их правовой природы. Эта сложность состоит в том, что в правоотношения вступают субъекты с разным статусом. С одной стороны, это государства, обладающие суверенитетом и более универсальной правоспособностью, с другой — иностранные физические и юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью.

Анализируя юридическую природу инвестиционных соглашений-контрактов, следует отметить, что существо инвестиционных отношений нельзя свести только к международным экономическим отношениям. Национальное право содержит в себе нормы различной отраслевой принадлежности материального и процессуального права, в том числе административного, финансового, таможенного, валютного, гражданского, торгового, трудового и пр. А это говорит о том, что национально-правовое регулирование рассматриваемых отношений включает в себя как публичное, так и частное право, и, следовательно, инвестиционные соглашения-контракты должны исходить из всего комплекса норм. Несмотря на то что основу этих отношений составляет национальное право, тем не менее, и международное право также участвует в их регулировании. Международно-правовое, так же как и национально-правовое, включает в себя нормы публично-правового и частно-правового характера, которые отражаются на юридической природе инвестиционных соглашений-контрактов. В силу сложности и комплексности отношений регулирования, вероятно, и невозможно прямолинейно отнести инвестиционные соглашения-контракты к категории договоров и соглашений международного публично-правового характера или административного и гражданского характера в национальном праве.

В юридической науке, как уже отмечалось, существуют две концепции относительно правовой природы инвестиционных соглашений-контрактов. В соответствии с первой, цивилистической, трактовкой, наиболее обоснованной в работах профессора Л. А. Лунца, Н. Н. Вознесенской, Н. Г. Дорониной, А. Костина и других авторов, инвестиционные соглашения-контракты являются разновидностью гражданско-правовых договоров334.

Вторая концепция, обоснование которой дается в работах профессора

П. Мозолина, М. И. Кулагина и др., относит инвестиционные соглашения-контракты к категории публично-правового характера, т. е. к административно-правовым актам335. Административно-правовая концепция инвестиционных соглашений представляется наиболее убедительной. Однако окончательного решения относительно правовой природы этих соглашений в настоящее время в теории правового регулирования иностранных инвестиций, по нашему мнению, нет. Все концепции и подходы к определению правовой природы инвестиционных соглашений-контрактов имеют право на жизнь, и только долговременная практика в будущем может решить этот вопрос. Тем не менее, и в настоящее время, как нам представляется, возможна попытка рассмотреть инвестиционные контракты и их правовую природу с позиции современного международного частного права.


Специфика и сложность инвестиционных отношений состоит не только в том, что в них участвуют разнопорядковые субъекты — государства, с одной стороны, и иностранные физические и юридические лица, с другой. И в силу этого факта эти отношения принадлежат к категории «диагональных и длящихся» и таким образом представляют собой особую категорию отношений в международном частном праве, непохожую на отношения чисто гражданско-правового (частного) и публично-правового административного характера. Государство может вступать в гражданско-правовые отношения и, следовательно, быть стороной гражданско-правового контракта. Все это, бесспорно, так. Однако инвестиционные контракты в данном случае не регулируют чисто гражданско-правовые отношения, а регулируют инвестиционные отношения, которые по сути своей отличаются от гражданско-правовых, т.е. частно-правовых отношений. Если возвратиться к проведенному нами анализу содержания инвестиционных контрактов, то содержание контракта говорит о том, что в нем содержатся нормы в большей степени публично-правового характера в виде обязательств государства, принимающего прямые инвестиции, разрешить допуск инвестиций в определенную отрасль и на определенных условиях. Обязательства государства по инвестиционному соглашению-контракту сводятся, в конечном счете, к обеспечению условий и правовых гарантий иностранному инвеститору на случай от «политических рисков», которые могут наступить в результате действия или бездействия государства или его органов по осуществлению властных полномочий (национализация, налогообложения, валютного регулирования и др.). Обязательства инвеститора в данном случае состоят в принятии этих условий и строгом их выполнении. Здесь прямо не регулируется гражданский или коммерческий оборот, а учитываются отношения власти и подчинения, т.е. обеспечиваются условия необходимой экономической деятельности. И ответственность за нарушения контрактов наступает не чисто гражданско-правовая (материальная), когда взыскивается положительный ущерб и упущенная выгода. Эта ответственность приближается к международно-правовой, когда государство-нарушитель возмещает или компенсирует в виде репарации только часть нанесенного ущерба.

Причина цивилистической трактовки инвестиционных соглашений-контрактов проф. Л. А. Лунца и его последователей, по нашему мнению, состоит в том, что они подходят к определению сути и характера самого международного частного права как регулирующего только отношения гражданско-правового характера с «иностранным элементом». Так в отношении инвестиционных контрактов, определяемых зарубежными авторами как международные договоры, проф. Л. А. Лунц писал: «Доктрина, по которой соглашение между частным лицом, иностранной компанией и государством выводится из сферы гражданского права и переносится в область международного публичного права, имеет своей предпосылкой тезис о возможности для частноправовой организации и для отдельного физического лица быть субъектом международно-правовых отношений, тезис, стоящий в прямом противоречии с принципом государственного суверенитета»336.


Исходя из изложенного выше, Л. А. Лунц и его сторонники, вероятно, убеждены, что инвестиционные отношения гражданско-правового характера гражданским правом и регулируются, Тогда, как современное международное частное право, на примере прямых иностранных частных инвестиций, в том числе и посредством инвестиционных контрактов, включает, на наш взгляд, не только регулирование отношений гражданско-правового — частно-правового характера. Анализ контрактов свидетельствует о том, что они носят больше публично-правовой характер, а современное международное частное право, как по предмету (инвестиционные отношения), так и по источникам (национальное и международное право), представляет собой сочетание публично-правового и частно-правового регулирования. Это, однако, вовсе не исключает наличия в современном международном частном праве отношений гражданско-правового характера на примере экспорта и импорта товаров. Причина появления особого рода инвестиционных контрактов, не укладывающихся в рамки цивилистических институтов, форм и методов правового регулирования и состоит, на наш взгляд, в развитии самих социально-экономических отношений в условиях научно-технического процесса, экологического кризиса и рационального использования ресурсов, возрастающей взаимозависимости и взаимообусловленности всех субъектов международных экономических отношений в едином мировом рынке и мировом хозяйстве. Дальнейшее социально-экономическое мировое развитие требует от юридической науки новых нетрадиционных подходов. С этой точки зрения нельзя начисто отвергать концепцию зарубежных ученых о международно-правовой природе инвестиционных контрактов. Во-первых, правовое решение иностранных инвестиций включает в себя нормы национального и международного права, в которые в свою очередь входят нормы публичного и частного права. Во-вторых, и это, наверное, главное, публичное право вообще не существует без частного конкретного интереса и его субъекта. А поэтому международное публичное право не может существовать без частного так же, как национальное. Подтверждением этой концепции может служить Вашингтонская конвенция 1965 года о разрешении инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств. Практика инвестиционных отношений говорит о тенденции предметного расширения международного частного права, что скорее всего повлечет за собой появление новых видов отношений и новых правовых институтов, форм и методов регулирования. И наконец, в-третьих, стороной инвестиционных контрактов являются, в большинстве случаев, транснациональные корпорации, которые экономическому потенциалу иногда не уступают другой стороне контрактов — суверенным развивающимся государствам. Кажущиеся непримиримыми противоречия в интересах развивающихся государств и транснациональных корпораций находят свое разрешение и согласование в инвестиционных соглашениях-контрактах.