ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1983

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений;

- изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ;

- рост числа новых рабочих мест и т. д.353

Как нами уже отмечалось, инвестиционная политика предполагает выбор приоритетов и определение стратегических целей подразумевающих некую общую направленность. По мнению М. Бродского, государственная инвестиционная политика в среднесрочной перспективе будет осуществляться в двух направлениях:

Во-первых, привлечение инвестиций частного сектора, прямых иностранных инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики России;

Во-вторых, обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств, государственное инвестирование в среднесрочной перспективе будет осуществляться в основном посредством программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность, а также в ряде случаев (сельское хозяйство, лизинг авиационной техники) посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам, государственных гарантий.

При этом приоритетными объектами государственных инвестиций будут развитие человеческого капитала, экономическая инфраструктура (транспортная, телекоммуникационная, финансовая), охрана окружающей среды, сферы прямой ответственности государства, — оборонно-промышленный комплекс, социальная инфраструктура. Меры государственной поддержки также будут направлены на развитие высоких технологий, прежде всего информационных354.

Следует отметить, что при определении стратегических основ инвестиционной политики следует учитывать специфику социально-экономической и политико-правовой среды, в которой она осуществляется. Поэтому весьма важным представляется определить к какой экономической модели следует отнести экономическую систему России, как по средством какого сочетания методов осуществляется правовое регулирование экономических отношений в государстве.

Представляется, что факторы, которые необходимо учитывать при определении стратегических основ инвестиционной политики можно условно разграничить на общие и специальные, т.е. собственно носящие экономический характер.

Общими факторами, которые должны определять стратегические основы инвестиционной политики Российского государства являются:

1. Естественно-географический и демографический (значительные масштабы и расстояния, сочетание огромных по площади незаселенных территорий «окраин» с перенаселенными центральными регионами, различия, определяемые географическими, климатическими, ресурсно-сырьевыми факторами и т.д.);

2. Геополитический (промежуточное положение между европейскими и азиатскими центрами «Восток — Запад», «Север — Юг», ключевые позиции отдельных регионов в контроле над ресурсами, над стратегическими узлами и традиционными коммуникациями, предопределенность политического противостояния и взаимодействия);


3. Полиэтнический (традиционная многонациональность населения, генезис, складывание и развитие, а в отдельных случаях ассимиляция или распад этносов и этнических объединений, наличие разнонаправленных и разнородных миграционных и колонизационных потоков, широкое комплексное взаимодействие этносов);

4. Цивилизационно-культурный (культурная общность и в то же время несхожесть различных типов локальных цивилизаций, наличие в составе крупных этносов групп с различным культурно-цивилизационным кодом – поли-конфессиональность);

5. Политико-ментальный (выделятся особая роль государства в организации социальной жизни и формировании сословного строя, закрепляется высокая степень централизации и профессионализации власти, определяются средства и методы реализации властных предписаний, принципы взаимодействия власти и подвластных ей субъектов). К политико-ментальным факторам следует отнести и низкий уровень правовой культуры, который во многом обуславливает существенное отставание устойчивых правовых институтов (законодательство) от временных (указы). Они, по сути, отражали уже консенсус разных политических сил — издержки становления системы разделения властей на фоне достаточно острой борьбы различных политических команд по вопросам сути, методов и форм преобразований. К названной проблеме можно отнести и определенные сложности, вызванные неким дуализмом исполнительной власти (Администрация Президента и Правительство Российской Федерации) и определенным соперничеством исполнительной и законодательной федеральных властей в определении стратегии и тактики реализации экономических реформ, а также всю логику противоречий нового российского федерализма (центр — регионы, республики — области, региональная власть — муниципалитеты и т.д.).

Специальные факторы, которые должны определять стратегические основы инвестиционной политики Российского государства обусловлены экономико-хозяйственный (существование специфической хозяйственной системы в рамках которой исторически сочетаются различные экономические уклады, осуществляется региональное разделение труда, реализуются региональные торговые отношения).

По мнению ряда исследователей, Российская Федерация в настоящее время может рассматриваться как государство со смешанной экономикой, поскольку становление рыночных отношений происходит на фоне быстро развивающейся базы правового регулирования, заметного прямого участия государства в ряде отраслей производства, а также утвердившихся ранее социальных ценностей: коллективизма, справедливости и защищенности населения. Однако социально-экономические и правовые условия России отличаются рядом особенностей объективного и субъективного характера.

К особенностям субъективного характера прежде всего следует отнести такие как:


- высокую монополизацию экономики;

- изначально неэффективную «мобилизационная» структуру производства и предприятий, обусловившую их низкую адаптивность к рынку;

- привязанную к предприятиям и лишенную собственных индикаторов качества систему жилищно-бытовых и социально-культурных учреждений;

- неадекватный уровень экономической и правовой наук для обеспечения разработки и принятия уникальных решений в столь напряженной и динамичной ситуации и т.д.

В качестве особенностей субъективного характера следует выделить такие, как:

- опережение экономических преобразований правовых (проводились через указы Президента Российской Федерации). Временный характер правовых норм такого рода порождал неустойчивость экономической среды;

- радикальность экономической политики только в макроизмерении. При этом в области институциональных преобразований, на микроуровне носила половинчатый, компромиссный характер: недостаточно эффективная форма приватизации; отсутствие необходимой реформы социального сектора и трудовых отношений;

- отсутствие необходимых культурно-технических навыков для организации бизнеса355.

По точному замечанию М. Н. Бродского, следует отметить и некоторые проблемы, специфические, на наш взгляд, именно для России с ее особой ментальностью. Импорт нормативной и институциональной базы развитых стран, где правовые институты развивались в течение столетий, в сочетании с изначально низкой правовой культурой хозяйствующих субъектов порождает проблему «невостребованности права». Если не считать случаев непосредственного воздействия правовых норм на доход (например, налоговое законодательство), хозяйствующие субъекты почти не интересуются правовыми возможностями и правовыми последствиями своих действий.

Заимствование готовых рыночных форм не может не сопровождаться «импортом» и соответствующих правовых норм, которые, таким образом, не обобщают реальных интересов, а как бы опережают их. В результате формальное право не поддерживается неформальными правилами и неписаными нормами хозяйственного поведения и, в частности, поэтому становится экономически неэффективным.

Главной проблемой развивающегося российского законодательства является законодательное стимулирование эффективного развития рыночных отношений с целью подъема экономики и создания заинтересованности людей в труде. Новые законы должны открыть простор развитию хозяйственной инициативы и свести к минимуму имеющиеся еще негативные стороны в российской экономике.

Таким образом, особенности инвестиционной политики в разных социальных системах выражаются в доминировании тех или иных юридических методов, средств, правовых режимов. Для обществ с административно-командной экономикой, прежде всего, характерно централизованное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемое на императивных началах. Для обществ с рыночной экономикой, прежде всего, свойственен метод децентрализованного регулирования, при котором юридически значимым является поведение самих хозяйствующих субъектов. Для обществ со смешанной экономикой характерна комбинация первого и второго метода, соотношение между которыми имеет своеобразие применительно к каждой конкретной стране.


Как нами уже отмечалось одним из факторов, который должен определять стратегические основы инвестиционной политики государства является естественно-географический фактор. Значительные масштабы и расстояния, сочетание огромных по площади незаселенных территорий «окраин» с перенаселенными центральными регионами, различия, определяемые географическими, климатическими, ресурсно-сырьевыми факторами и т.д., все это определяет необходимость акцентирования особого внимания на региональной инвестиционной политики которая представляет собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий.

Региональная инвестиционная политика как неотъемлемый элемент общей экономической политики разрабатывается и реализуется путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровня, а также органов местного самоуправления. Главное место в этой области занимает взаимодействие федеральных представительных и исполнительных органов с властями субъектов Федерации. Это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ, Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а также договорами между центром и регионами356.

Региональная инвестиционная политика предусматривает разработку:

- инвестиционной стратегии;

- инвестиционной программы;

- мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата;

- мероприятий по привлечению инвесторов.

Региональная стратегия не может обойтись без концепции основных направлений развития, на основе которой разрабатывается конкретная экономическая программа и как ее составная часть — инвестиционная программа.

В свою очередь необходимым условием реализации инвестиционной программы является благоприятный инвестиционный климат, который зависит, прежде всего, от общеэкономической и политической ситуации. Однако инвестиционный климат определяется не столько инвестиционным законодательством, сколько правовым механизмом в целом. Тем не менее, в рамках инвестиционной политики важной составной частью инвестиционной программы является разработка регионального инвестиционного законодательства357.

Следует согласиться с точкой зрения, что «концепция региональной инвестиционной политики может быть положена в основу новой модели развития региона, адекватной переходной экономике. Осуществление инвестиционной деятельности в настоящее время в основном связано с социально-экономическим развитием региона. В то же время повышение инвестиционной активности определяет развитие самого региона, возможности его экономического роста и достижение социального благосостояния населения»358.


Регион можно рассматривать как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства, наличием всех форм собственности концентрацией населения, рабочих, мест, условий духовной жизни человека, имеющую местные органы управления своей территорией359. В связи е. развитием федерализма в России регион становится полноправным субъектом экономических отношений. Очень важно в этой ситуации определить приоритеты специфику функционирования региональной экономики. В отечественной литературе признано, что целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня жизнеобеспечения населения соответствующего региона360.

Как в дореформенный период, так и в настоящее время, воспроизводство рассматривается преимущественно с позиций прямого приоритета материально-вещественного результата и недостаточно полно ориентируется на другие сферы деятельности. В переходной экономике могут быть заложены основы, способствующие возрастанию роли инвестиционной политики государства и региона, и обуславливающие в свою очередь их социально-экономическое развитие361.

В этих целях необходима определенная стратегия развития региона, которая способствует четкому представлению факторов развития, сравнительных преимуществ, специфики регионального образования. Для этого можно применить критерии региона, используемого при стратификации рыночного пространства. К ним относятся природно-климатические условия, целостность воспроизводственной базы, уровень развития и территориально-отраслевая организация производительных сил, степень завершен нести производственно-энергетических циклов, уровень инфраструктурного обеспечения, торгово-коммерческий потенциал, развитость новых форм хозяйствования362.

Очевидно, что «формирование эффективной инвестиционной политики напрямую зависит от уровня развитости региона, и, в свою очередь, развитие региона, его перспективы в полной мере находятся в зависимости от инвестиций в ту или иную сферу народнохозяйственного комплекса региона. В состав критериев и показателей уровня развития региона можно включить три уровня сопоставлений. Первый уровень — это сравнение характеристик региона с так называемыми «пороговыми пределами», то есть с минимальными из допустимых показателей. Второй уровень позволяет сравнивать регион с относительно передовыми районами страны и мира. И третья группа показателей — прогнозные, охватывающие стратегический потенциал развития региона. Эти сравнения по трем блокам, характеризующим инвестиционную деятельность, в настоящее время оказываются не в пользу России и ее регионов»363.

Необходимо отметить, что проблема осуществления инвестиционных вложений связана с проблемой развития региональных социально-экономических систем. Под развитием этих систем понимается удовлетворение потребностей ее элементов, возникающих по мере ив ходе накопления социально-экономического потенциала.