ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2021
Просмотров: 1982
Скачиваний: 1
Всякая автономная хозяйственная структура при таком взаимодействии представляется открытой системой. Она включает проявление одной и той же сущности — экономической деятельности региона и может быть рассмотрена как совокупность субъектов хозяйствования разного уровня. Функции каждого из элементов экономической системы предопределяются спецификой воспроизводства социально-экономических и природно-экологических условий жизнедеятельности хозяйствующих единиц.
В этой связи актуальным является изучение состояния и возможностей развития совокупного физического и человеческого капитала региона. Представляется возможным выделять как общие принципы производства этих видов капитала, так и специфические, обусловленные типом, уровнем, характером региона. Важным в этих условиях является вопрос: «Каким инвестиционным потенциалом и какими возможностями развития располагает регион, существует ли специфика воспроизводства?». По мнению ряда экономистов, развитие социально-экономической системы находится в зависимости от развития субъекта лиственных связей и накопления потенциала производительности364. Наряду с этим важное значение имеют исторические, социально-политические, экономические и прочие условия, в которых осуществляется процесс производства на уровне региона. Они способствуют созданию эффективной региональной экономики, наращиванию ее инвестиционного потенциала.
При исследовании региональных, различий воспроизводства необходимо исходить из следующих положений:
Во-первых, из многообразия отношений, в которые реально включается регион. Причем эти отношения обусловлены многоуровневой совокупностью социально-экономических связей, представителем которых он становится: транснациональных, государственных, республиканских и других. Будучи носителем этой совокупности, регион несет в себе в той или иной мере закономерности развития каждой из них;
Во-вторых, из объективно складывающихся условий формирования региональных экономических систем. Их следует рассматривать в аспекте региональной организации инвестиционной деятельности, реализации самовоспроизводства и саморазвития хозяйствующих субъектов, предприятий разных форм собственности365.
Эти тенденции сказываются на формировании инвестиционной политики региона через специфику экономического развития, национальных условий хозяйствования, организацию деятельности хозяйствующих субъектов в рамках прав и обязанностей региона.
Оценка социально-экономических условий функционирования экономики региона осуществляется:
- с целью изучения их влияния на возможности экономического роста региона;
- для определения существующих различий воспроизводства;
- для обоснования степени влияния инвестиционного потенциала на экономическое развитие региона.
Посредством регионального управления в дальнейшем необходимо координировать деятельность хозяйствующих субъектов территории. Так, например, создание региональных и межрегиональных центров по прогрессивным технологиям, «инкубационные центры», поддерживающие фирмы при их создании и на начальном этапе функционирования, региональные комплексы НИОКР дают возможность формирования и дальнейшего накопления совокупного физического капитала региона. Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
1. регион представляет собой открытую воспроизводственную социально-экономическую систему, вследствие чего он не может быть полностью самостоятельным и независимым в решении вопроса воспроизводства различного вида капитала и инвестиционной деятельности;
2. целью функционирования региональной экономики является качественное жизнеобеспечение населения;
3. результатом деятельности хозяйствующих субъектов региона выступает воспроизводство совокупного капитала, отвечающее условиям развития производства;
4. региональные особенности, связанные с природно-климатическими особенностями и социально-экономическими характеристиками, образуют основу формирования инвестиционной политики366.
Для определения возможностей развития каждого региона можно идти двумя путями. Первый, более сложный, заключается в дифференциации регионов в зависимости от состояния их экономического потенциала (природно-ресурсного, производственного, рекреационного), конкуренции, финансово-кредитной системы, рынка труда, состояния других элементов, характеризующих регион как элемент экономики России. Для этого потребуется разработка иерархии показателей, позволяющих оценить экономический потенциал каждого региона. Для оценки экономического потенциала регионов следует использовать систему индикаторов, применяемую для анализа инвестиционной привлекательности отраслей367. Итогом такой работы может быть создание бизнес-карты региона, то есть документа, открывающего для инвесторов наиболее привлекательные сферы и территории для вложения капитала. Следующим этапом решения проблемы оценки возможностей региона является создание регионального банка инвестиционных проектов368.
Рассматривая проблему формирования стратегических основ региональной инвестиционной политики, следует указать на ряд факторов негативного характера. Прежде всего, следует указать на то, что в инвестиционной сфере с особенной остротой проявляются недостатки в системе федеративных отношений в стране, в частности, фактическое неравенство субъектов Федерации. Так, на долю республик приходится 15-16% от общего объема инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории достигает 30%. Для административно-территориальных образований соотношение совершенно иное — соответственно 85 и 70%. При этом снижение доли централизованных инвестиций из общегосударственного бюджета отнюдь не компенсируется расширением децентрализованных вложений — региональных и местных. При сравнении с зарубежными странами выявляется крайняя недостаточность последних — нормальный удельный вес средств региональных бюджетов в странах с рыночной экономикой оценивается примерно в 15% от общего объема инвестиций, в России он составляет около 10%.
Еще хуже дело обстоит с финансированием инвестиций из территориальных местных бюджетов. В российской статистике их доля вообще не выделяется отдельной строкой. Поэтому судить о вкладе местных бюджетов в финансирование инвестиций весьма сложно. Косвенным показателем может служить доля инвестиций в рамках муниципальной собственности, которая, очевидно, включает и внебюджетные источники и составляет 5-6%. Эта доля крайне мала и примерно в 2-3 раза ниже показателей зарубежных стран.
В связи с имеющимися проблемами в привлечении инвестиций в российских регионах применяют достаточно стандартный набор правовых мер по их стимулированию. Предоставление налоговых льгот инвесторам используется в каждом пятом регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ — в каждом третьем, долевое участие региональных бюджетов в финансировании перспективных инвестиционных проектов — в каждом четвертом369. Создаются лизинговые и венчурные фонды, интересен опыт Санкт-Петербурга по разработке особой резервной системы защиты инвестиций. Вместе с тем, следует согласиться с тем, что российские регионы пока еще не стали в полной мере самостоятельными субъектами инвестиционной политики, а остаются во многом объектами региональной инвестиционной политики федерального центра.
Вышеизложенное позволяет определить общие, стратегические направления инвестиционной политики в России как на федеральном так и на региональном уровне. В этой связи, по мнению диссертанта, прежде всего, следует указать на необходимость:
Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
Стимулирование прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.
3) Развитие частного сектора инвестиционной сферы, создание неправительственных организаций выполняющих функции по оценке и координации инвестиционной деятельности.
Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Начатые в 1992 году экономические реформы привели, в конечном счете, к переориентации инвестиционной сферы на инвестирование потоков финансовых ресурсов и ценных бумаг, которое приносит неизмеримо больший доход, чем инвестиции в реальную экономику. При этом объемы инвестиций в основной капитал, т.е. в материально-технический фактор производства существенно снизились370. В этой связи необходимо отметить, что выравнивание указанного дисбаланса должно рассматриваться как важнейшая задача экономической и правовой реформ
Стимулирование прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Преимущество привлечения именно этой формы перед другими формами иностранного капитала (кредитами, портфельными инвестициями) состоят в следующем:
1. прямые иностранных инвестиции представляют собой долгосрочные капитальные вложения, которые ориентируются в первую очередь на стратегические преимущества и мало подвержены влиянию краткосрочных факторов, а значит, гарантируют более стабильный источник удовлетворения спроса на инвестиции (данное обстоятельство имеет особенно важное значение для предотвращения финансовых кризисов, а также в периоды преодоления их последствий);
2. в большинстве случаев прямые иностранных инвестиции сопряжены с переносом в принимающую страну новых технологий, ноу-хау и методов управления, что содействует повышению общего уровня конкурентоспособности национальной экономики;
3. приток прямых иностранных инвестиций может оказать положительное влияние на развитие хозяйственной системы в целом, связанное с:
- распространением используемых иностранными инвесторами технологий, ноу-хау и т.д. на другие отрасли и производства;
- ростом спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями;
- созданием новых рабочих мест;
- ростом доходов занятых на данных компаниях резидентов принимающей страны, обеспечивающим расширение спроса на продукцию национальной промышленности;
- увеличением налоговых и иных поступлений в центральный и региональные бюджеты, что способствует решению фискальных проблем государства и созданию предпосылок оптимизации деятельности в сфере выполнения им своих функций371.
Основными задачами политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России на среднесрочную перспективу должны стать совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учетом стратегических интересов России, развитие политики привлечения иностранных инвестиций в регионы, совершенствование отраслевой структуры их распределения, создание системы страхования иностранных инвестиций.
3) Развитие частного сектора инвестиционной сферы, создание неправительственных организаций выполняющих функции по оценке и координации инвестиционной деятельности.
В условиях формирования в России правового государства и гражданского общества коммуникация государственных и негосударственных институтов задействованных в инвестиционных правоотношениях обеспечивает достижение оптимального баланса в данной сфере и, в конечном счете, выступает в качестве гаранта социальной стабильности и условия экономического роста. Участие в инвестиционных процессах субъектов с разноуровневыми (публичными, корпоративными и частными) интересами является фактором, способствующим усилению эффективности деятельности инвестиционной системы в целом. Государство, допуская к участию в инвестиционной деятельности негосударственные структуры, выступающие в качестве «субъектов-инвесторов» и «субъектов-координаторов», получает возможность сосредоточить силы и средства на решении задач определяемых инвестиционной политикой в качестве приоритетных. В свою очередь негосударственные субъекты инвестиционных отношений могут реализовать свои корпоративные и частные интересы, направленные на извлечение прибыли. Причем, создавая экономическую базу и являясь финансовой опорой государства, негосударственные субъекты инвестиционной деятельности одновременно выступают в качестве конкурентов, стимулирующих развитие соответствующих государственных институтов.
Оптимизация структуры инвестиционной системы складывающейся в условиях рыночной экономики обусловливает необходимость создания неправительственных организаций наделенных соответствующей компетенцией в сфере инвестиционных отношений и способствующих созданию и обеспечению режима наибольшего благоприятствования российским и зарубежным компаниям в развитии бизнеса в России. В качестве исходной модели организации подобного рода может выступать Национальное агентство прямых инвестиций, позитивный опыт функционирования которого позволяет констатировать эффективность и конкурентоспособность негосударственных субъектов инвестиционной деятельности. Целенаправленная деятельность Национального агентства наряду с деятельностью государственных структур способствует повышению инвестиционной привлекательности как отдельных регионов, так и в целом Российской Федерации.
6.2. Приоритетные направления экономико-правовых реформ в инвестиционной сфере
Реальные структурные преобразования экономики в России начались в 1992 году, когда страна взяла курс на рыночную модель хозяйствования372. По мнению автора, следует согласиться с точкой зрения тех исследователей, которые склонны признать, что за прошедшие годы экономика России приобрела «современные цивилизованные черты — свободные цены, единый валютный курс, преобладание негосударственной собственности, либерализация внешнеэкономических связей. Из авторитарно-замкнутой она превратилась в открытую экономику, ориентированную на мировой рынок капитала, товаров и услуг»373. Нельзя не отметить также вполне конструктивный процесс формирования нормативно-правовых основ позволивших:
- создать в финансово-кредитной сфере двухуровневую банковскую систему с достаточно разветвленной сетью коммерческих банков;
- заложить основы действенной налоговой системы;
- создать предпосылки развивается рынок страховых услуг, появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.).
Но проведение экономической реформы в России сопровождалось и серьезными упущениями. Прежде всего, следует отметить одномоментную либерализацию цен в условиях монополизированного народного хозяйства, отсутствие реальной конкуренции на начальном этапе реформ, форсированная приватизация государственной собственности, рост внутреннего и внешнего государственного долга на основе масштабного выпуска государственных ценных бумаг, перекос в сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития ее реального сектора. Это обусловило негативные тенденции в развитии российской экономики и особенно ее инвестиционной составляющей. Экономическое развитие России за годы радикальных реформ (1992 — 1998 гг.) характеризуется беспрецедентным падением объемов производства и еще в большей степени замораживанием инвестиционной активности374.