ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1978

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует также признать совершенно верной точку зрения Е. С. Строева, согласно которой необходимо «предусмотреть сокращение косвенного налогообложения валовой выручки компаний нефтегазового комплекса»391.

Формирование правовой основы, четко регламентирующей основные направления реструктуризации и реформирования кредитно-банковских учреждений, так как последние на настоящий момент не способны эффективно обеспечивать привлечение капиталовложений и трансформацию сбережений в инвестиции392. При этом следует ориентироваться на создание банковской системы с центральным банком (наделенным широкими полномочиями и выведенным из подчинения исполнительной власти) и имеющих равные права коммерческих банков393.

Построение эффективной информационной системы обеспечивающей получение объективной информации всеми субъектами инвестиционных правоотношений. В этой связи следует указать на положительный опыт Санкт- Петербурга, где распоряжением губернатора, фактически было задано направление информационной поддержки субъектов инвестиционных отношений.

В целях предоставления потенциальным инвесторам достоверной и полной информации об экономике и условиях ведения бизнеса в Санкт- Петербурге, а также консолидации имеющихся информационных источников губернатором было предложено создать и развивать Канал деловой информации Администрации Санкт-Петербурга.

Этот канал включает:

- Доску объявлений (анонс деловой активности и инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге со ссылками на первоисточники информации (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты, сеть «Интернет»).

- Справочники (Структура Администрации Санкт-Петербурга; Городские программы и проекты; Ссылки на другие справочники).

- Базы данных (в частности инвестиционная база данных: Предприятия Санкт-Петербурга; Городские программы; Инвестиционные проекты; Инновационные проекты; Архив инвестиционной информации; Инвестиционное законодательство и законопроекты Санкт-Петербурга; Городская статистика; Отраслевые базы данных).

- Календари событий (Календарь событий Администрации Санкт-Петербурга, Календарь международных событий в Санкт-Петербург)

- Публикации',

- Новости: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга (еженедельно); Информация пресс-центра Администрации Санкт-Петербурга (еженедельно); Вестник Администрации Санкт-Петербурга (ежемесячно); Инвестору о Санкт-Петербурге (ежемесячно).

- Справочники: Справочник инвестора: Санкт-Петербург (ежеквартально); Справочники по секторам экономики (ежегодно); Иностранные инвестиции в Санкт-Петербург (два раза в год); Российские инвестиции в Санкт-Петербург (два раза в год); Инвестиции в малый и средний бизнес Санкт-Петербурга (два раза в год); Условия ведения предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге (ежегодно); Как организовать бизнес в Санкт-Петербурге (по секторам экономики, ежегодно).


- Обзоры: Экономический обзор Санкт-Петербург (ежеквартально); Обзоры рынков Санкт-Петербурга.

- Полезная информация для инвестора в сети «Интернет»: Ссылки на периодические издания; Ссылки на организации, услуги которых могут заинтересовать инвестора; Ссылки на организации, содействующие инвестициям в Санкт-Петербург; Ссылки на деловые ассоциации; Ссылки на ключевые правительственные учреждения; Ссылки на консульства, представительства иностранных государств и регионов Российской Федерации.

- Мнения инвесторов о Санкт-Петербурге'. Успешные инвестиции; Причины неудавшихся инвестиций; Планы инвесторов.

- Виртуальные конференции: Реклама в сети «Интернет» инвестиционных форумов и конференций, программ Санкт-Петербурга; Поиск партнеров и инвесторов; Организация электронных диалогов, телеконференций в сети «Интернет»; Виртуальный магазин деловой информации Санкт-Петербурга394.

Оказание эффективного противодействия экономической преступности в инвестиционной сфере. Следует иметь ввиду, что «уход государства из сферы регулирования экономической и общественной жизни приводит в России лишь к тому, что его место в этих сферах начинают занимать криминальные структуры, все более берущие под свой контроль не только экономику, но и политическую жизнь»395.

Совершенствование инвестиционного законодательства. Все вышеуказанные условия преодоления кризиса в инвестиционной сфере должны быть подкреплены законодательно. При этом особенно важно для российской экономики сегодня выполнение двух требований:

- Оптимизация инвестиционного законодательства;

- нормативно-правовое закрепление условий благоприятствующих привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.

Итак, прежде всего усиление эффективности правового регулирования в инвестиционной сфере связывается с необходимостью систематизации действующих инвестиционно-правовых норм с целью их упорядочения и объединения в единый нормативно-правовой акт — «Основы инвестиционного законодательства Российской Федерации». При этом указанные Основы должны содержать не только общие положения, регламентирующие правоотношения, связанные с капитальными вложениями, но и обеспечивать правовое регулирование всего спектра инвестиционных отношений обусловленных многообразием форм собственности и видов экономической деятельности. Не менее важной представляется задача по нормативно-правовой регламентации процесса привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. В этой связи следует отметить, что создание благоприятного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций основано на законодательном закреплении и неукоснительном соблюдении ряда принципов, фиксирующих обязательства правительства перед иностранными инвесторами.
























6.3. Противодействие экономической преступности в инвестиционной сфере как приоритетное направление государственной политики


В условиях переходной экономики всегда актуализируется проблема теневой экономики. «Стремительный рост теневой экономической деятельности — одна из характерных черт рыночного реформирования России... Интересы субъектов теневой экономики распространяются на ключевые направления и отрасли экономической деятельности, включая процесс приватизации, финансово-кредитные отношения, внешнеэкономическую и экологическую сферы жизнедеятельности общества. Опасность экспансии теневой экономики заключается не только в нанесении материального вреда гражданам, обществу и природе, но и в заложенной в ней возможности трансформации экономико-правовой системы в целом»396. Следует отметить, что существенной составляющей теневой экономики является экономическая преступность397.

Переход к рынку, изменение политической системы общества усилили, расширили процесс коррупции (приватизация, появление нового класса депутатов, который у власти быстро портится, несоответствие действующего сейчас экономического законодательства новым экономическим реалиям, возможность быстрого и крупного обогащения, безнаказанность...). В 90-е годы появились новые сферы обогащения и прежде всего участие в финансовых и банковских аферах. К новым формам можно отнести так же открытие или пополнение счетов в зарубежных банках (по данным отдела по борьбе с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности МВД РФ на таких счетах к середине 1992 года находилось примерно 20 млрд. долл. США); приобретение недвижимости как в стране, так и за рубежом за счет частнопредпринимательских структур398. По данным ГУЭП МВД России, в 1993 году в сфере экономики выявлено 110 тысяч 408 преступлений, 23 313 из них — тяжкие, более 60 тысяч — хищения. Из 15 333 должностных преступлений 4 497 составляют взятки399.

Следует согласиться с точкой зрения К. В. Привалова, что именно «организованная преступность за годы реформ не только стала главой одной из мощнейших экономических корпораций под названием теневая экономика, но и уверенно трансформирует свою экономическую власть во власть политическую» 400.

В связи с тем, что вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности в целях оживления экономики сегодня для России стоят особенно остро, по мнению диссертанта, весьма актуализируется проблема противодействия преступным посягательствам именно в инвестиционной сфере.

В данной сфере широко распространены такие виды преступлений как завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотреблением доверием. Следует констатировать факт резкого повышения криминальной активности группировок выступающих под видом инвестиционных, кредитных, финансовых, страховых фирм. Это во многом обусловлено несоответствием установленных действующим законодательством оснований юридической ответственности за злоупотребления в этой сфере изменившимся формам и способам реализации криминальных интересов. Фирмы действующие в сфере теневого капиталооборота в условиях России умело применяют и зарубежный криминальный опыт. Усматривается рост фактов присвоения денежных средств и материальных ценностей путем умышленного, запланированного банкротства предприятий и коммерческих банков401. Борьба с экономическими правонарушениями, и особенно с правонарушениями в сфере капиталовложений, должна стать одним из приоритетных направлений экономической политики современного российского государства.


Рассматривая обозначенную проблему, следует отметить ряд наиболее характерных правонарушений в инвестиционной сфере. В этой связи особо следует отметить правонарушения связанные с возникновением экстремальных ситуаций, весьма свойственных для экономики переходного периода. К таким экстремальным ситуациям, следует отнести, например, процедуру банкротства. Широкое распространение в современной России получил прием спланированного банкротства, для которого характерно то, что все долги реальны и процедура затевается не с целью избавления от кредиторов, а с задачей смены собственника активов предприятия. Этому способствует новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу в марте 1998 г., ориентированный не на защиту интересов кредиторов, а на передел сфер влияния и собственности. Все ценные активы заблаговременно переводятся в другую организацию и затем одновременно должнику предъявляются требования по погашению обязательств, значительно превышающих оставшиеся активы. Далее после непродолжительной процедуры наблюдения, согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»402 чаще всего вводится внешнее или конкурсное управление. На период указанных процедур собственником — менеджером предприятия становится арбитражный управляющий фактически, ограниченный только законом и проницательностью кредиторов. Как правило, управляющий назначается из заранее известного круга кандидатов с четко установленной программой. За редким исключением, внешнее управление завершается конкурсной распродажей. Итогом запланированного банкротства является смена собственника у первого предприятия и очищение ценных активов прежним собственником от долгов. Запланированное банкротство направлено против мелких инвесторов и третьих лиц-кредиторов.

Поскольку многие законы только вступают в силу и практика их применения накапливается довольно долго, то особый статус приобретают официальные комментарии и различные издания. Нередко ссылки на комментарии дают лишний повод для злоупотребления правом, С введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»403 получили распространение судебные разбирательства по признанию сделок недействительными. В соответствии с Законом в большинстве случаев инициаторами выступают арбитражные управляющие. Комментарии к закону «О несостоятельности (банкротстве)» предлагает контрагенту по сделке с должником доказывать свое незнание относительно признаков несостоятельности у контрагента по сделке404. Вместе с тем, и пункт 3 статьи 78, указанного Закона, и пункт 3 статьи 10 ГК РФ предполагают, что контрагент должника действовал разумно и добросовестно. Официальный комментарий к ГК РФ подчеркивает, что «добросовестность» участников гражданских правоотношений предполагаются. Из приведенной нормы следует, что сторона в споре, которая ссылается на то, что другая действовала «недобросовестно», должна доказать соответствующее обстоятельство. По аналогии этот тезис подтверждает и пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г. № 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок». Статья 174 ГК РФ устанавливает, что сделка по указанным в данной норме основаниям может быть признана недействительной лишь в случаях, когда будет доказано, что контрагент по сделке знал или заведомо должен был знать об ограничениях полномочий органа юридического лица, заключившего сделку. В связи с этим указанное обстоятельство подлежит доказыванию. Согласно статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания такого обстоятельства возлагается на истца, заявившего иск о признании оспоримой сделки недействительной.


Фактически комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» дезориентирует суды (ведь изданы под общей редакцией заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда) в отношении субъектов доказывания, что в свою очередь дает лишний повод арбитражным управляющим злоупотреблять правом в отношении добросовестных приобретателей.

В период перераспределения собственности практически все предприятия России обладают признаками несостоятельности в смысле статьи 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»405. Если предположить, что каждый контрагент заранее должен доказывать свое незнание относительно состоятельности или несостоятельности иного лица, то хозяйственная жизнь будет парализована. Тем более что это нарушает и конституционную презумпцию невиновности.

Обширное поле для злоупотребления правом создала презумпция о виновности кредитора, совершившего сделку с должником. Так называемое «предпочтительное удовлетворение требований отдельных кредиторов», сформулировано настолько расплывчато, что арбитражный управляющий может оспаривать любую сделку должника за шестимесячный период, предшествовавший возбуждению дела о банкротстве.

Типичным примером злоупотребления правом в процессе банкротства предприятий является предъявление исполнительного листа к исполнению должником, срок исполнения которого наступил после введения внешнего или конкурсного управления. Фактически предъявление такого исполнительного листа изменяет очередность погашения долгов перед кредиторами. Исполнение в пользу кредитора пятой очереди означает преимущественное удовлетворение перед остальными кредиторами второй и последующих очередей.

Еще одним поводом являются расчеты векселями по гражданско-правовым сделкам. Серьезные проблемы, вследствие слабо проработанной нормативной базы и отсутствия практического опыта использования векселей в материальном обороте порождают широкое пространство для злоупотребления правом. Одной из методологических посылок предупреждения использования прав во вред другим участникам инвестиционной деятельности является разделение понятий о векселе как о безусловном денежном обязательстве, как о средстве платежа (объект материального оборота) и как о ценной бумаге. Это позволит идентифицировать факт перехода векселя от одного держателя к другому, в том числе и к векселедателю в процессе его оборота и факт предъявления векселя к оплате406.

Наряду с вышеуказанными поводами для злоупотребления правом, достаточно часто встречаются и случаи с использованием пробелов в иных отраслях

права. Так, практика применения Федеральных законов «Об акционерных обществах»407, «Об обществах с ограниченной ответственностью»408, «О рынке ценных бумаг»409 и сопутствующих им подзаконных актов Федеральной комиссии по ценным бумагам сопровождается большим количеством негативных примеров.