ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1723

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- последовательная наднациональная направленность;

- примат европейского права над национальным;

- постепенная эволюция международного сотрудничества государств-членов ЕЭС к общей внешней политике Европейского Союза;

- принцип субсидиарности, предусматривающий, что Евросоюзу передаются только функции национальных правительств, реализация которых на государственном уровне была бы менее эффективна;

- замена в течение 10 лет принципа единогласия при принятии решений на принцип простого либо квалифицированного большинства голосов.

Проект поддержали 237 депутатов Европарламента при 31 голосе против и 43 воздержавшихся. После одобрения Европарламентом проект был разослан парламентам государств-членов. В дискуссии над ним появились опасения относительно его федералистских предложений. Наиболее жесткую позицию заняли Великобритания, Греция и Дания. Поддержал проект только парламент Италии, однако дискуссия не прошла даром. Она подвигла государства-члены к дальнейшей работе над реформой Римских договоров и облегчила принятие Единого Европейского Акта.


    1. Единый Европейский акт (ЕЕА). Проект Внутреннего рынка


Президент Франции Франсуа Миттеран, выступая в мае 1984 г. в Европарламенте, предложил начать консультации о реформе Римских договоров, опираясь на Торжественную декларацию о ЕС и проект комитета Спинелли. На очередном заседании Европейского совета в Фонтенбло 24-25 июня 1984 г. было решено создать два рабочих комитета для выработки новых проектов: комитет по институциональным изменениям (называемый комитетом Доджа по имени ирландского сенатора Джеймса Доджа) и комитет народов Европы (комитет Адоннино по имени итальянского депутата Европарламента). В Фонтенбло было также принято решение о введении с 1985 г. европейского паспорта, европейских флага и гимна для более широкой демонстрации во внешнем мире достижений в сфере интеграции и создания позитивного образа европейской солидарности. Комитеты работали несколько месяцев. Комитет Доджа занялся подготовкой новеллизации основополагающих договоров и кодификацией принципов политического сотрудничества. Он рекомендовал расширение компетенции Еврокомиссии и Европарламента, сосредоточение работы Европейского совета на стратегических планах и отхождение от принципа единогласия. Комитет Адоннино работал над докладом о состоянии «граждан Европы». Он обсуждал возможность укрепления идентичности Европейских Сообществ и способы создания среди граждан стран-членов позитивного имиджа процесса интеграции.

Предложения Миттерана о создании Европейского Союза поддержал Бонн. Однако М. Тэтчер от имени Великобритании требовала уточнения положения о новом политическом союзе. Доклады обоих комитетов были представлены на встрече Европейского совета в Милане 28-29 июня 1985 г. Там в очередной раз обозначилась разница между государствами, поддерживающими федералистские принципы (ФРГ, Бельгия, Голландия) и неприязненных к ним (Великобритания, Франция, Дания, Греция). Однако несмотря на сопротивление последних главы государств и правительств высказались за созыв межправительственной конференции о создании Европейского Союза. Такая конференция начала работу 9 сентября 1985 г. В ней участвовали министры иностранных дел и представители Еврокомиссии. Окончательно положения Единого Европейского Акта были приняты на встрече министров иностранных дел в Брюсселе 16 декабря 1985 г. В ходе работы конференции не удалось, однако, сгладить разницы во взглядах отдельных государств. Поэтому 17 февраля 1986 г. в Люксембурге под текстом договора поставили свои подписи только девять государств. Италия считала, что темп предлагаемых реформ недостаточен, тогда как Греция и Дания, наоборот, оценивали предложения как слишком далеко идущие. Датский парламент требовал даже проведения новых переговоров в этом вопросе. Только после дальнейших согласований 28 февраля 1986 г. в Гааге они подписали договор. ЕЕА вступил в действие после ратификации всеми государствами-членами 1 июля 1987 г.


Единый европейский акт соединил вместе положения, изменяющие договоры о Европейских сообществах и постановления, не входящие в договоры. Его 34 статьи разделены на 4 части:

- положения о создании Европейского Союза, где закрепляется связь между Европейскими сообществами и системой Европейского политического сотрудничества;

- изменения в договорах о Европейских Сообществах, изменяющие процедуры утверждения решений и устанавливающие порядок сотрудничества Совета министров с Европарламентом и КЕС;

- положения в сфере общей внешней политики, где впервые юридически оформлялись понятие «европейская внешняя политика» и механизм ЕПС;

- заключительные положения о применении статей ЕЕА и порядке вступления его в силу.

ЕЕА не создал новой организации, но усовершенствовал прежние интеграционные достижения, произвел корректировку устаревших положений нормативной базы ЕЭС. Он подтвердил намерение создания Европейского Союза, впервые сформулировал в рамках интеграционного процесса принципы общей внешней политики. Одной из наиболее существенных институциональных реформ было расширение компетенции Европарламента, который получил полномочия на внесение поправок в позицию Европейского совета и даже большинством голосов мог ее отвергнуть. Европейский совет включался составной частью в институциональную структуру ЕЭС и должен был собираться не реже двух раз в год. ЕЕА расширил полномочия Европейских сообществ в сфере экономической и валютной политики, технологического развития и охраны окружающей среды. Он подтвердил намерение создания общего европейского рынка к концу 1992 г. как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов». Именно единый внутренний рынок должен был стать экономическим фундаментом Европейского Союза.

Для координации европейского политического сотрудничества создавался Политический комитет, состоящий из политических директоров министерств иностранных дел. Устанавливалось, что европейским политическим сотрудничеством руководит министр иностранных дел государства – председателя в Совете. Политический комитет получил полномочия на создание специализированных рабочих групп. Государства-члены согласовали способы взаимного информирования и консультирования в вопросах внешней политики, декларировали обязательность согласования действий на международных конференциях и в международных организациях.

Принятие ЕЕА означало начало нового этапа в развитии европейской интеграции. С этого времени название «Европейское экономическое сообщество» сделалось устаревшим и было заменено на «Европейское сообщество» (ЕС). В 1986 г. была утверждена символика ЕС: флаг - прямоугольное синее полотнище, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд, и гимн – фрагмент из Девятой симфонии Л. ван Бетховена «Ода к радости».


Огромную роль в ходе подготовки и ратификации ЕЕА сыграл Жак Делор, председатель Комиссии ЕС в 1985-1995 гг., признанный наиболее влиятельным ее главой. Многие годы Делор проработал в банке Франции и правительственном аппарате, с 1981 по 1984 гг. занимал пост министра финансов. Он зарекомендовал себя как сильная личность, умный политик, видящий стратегические цели, и умелый организатор, способный добиваться поставленных целей. Будучи членом социалистической партии, он заслужил репутацию реалиста, не абсолютизирующего идейные разногласия. Сторонник федеративной Европы, Делор считал, что объединение является необходимостью, не имеющей альтернативы. Будущее Европы безнадежно, говорил Делор, если она не научится «говорить в один голос и действовать сообща». Приступив к исполнению обязанностей председателя КЕС в январе 1985 г., он немедленно заявил, что намерен ликвидировать к концу 1992 г. все внутренние барьеры в ЕЭС и вывести Сообщество из институционального тупика, куда оно зашло по вине сложившейся процедуры принятия решений, требующей единогласия.

14 июня 1985 г. Комиссия представила Европейскому совету Белую книгу, содержащую программу завершения строительства единого внутреннего рынка к концу 1992 г. В трех ее главах, насчитывающих 297 предложений, предлагался конкретный план мероприятий по ликвидации физических, технических и фискальных барьеров, разделяющих страны ЕЭС, сближению законодательства и налоговых систем, либерализации условий движения капиталов, взаимном признании дипломов и т.д. Благодаря энергии Делора почти все предложенные в Белой книге меры были не только одобрены Европейским советом, но и полностью претворены в жизнь к концу 1992 г.

В феврале 1987 г. представил очередные предложения по строительству экономического и валютного союза (ЭВС), взяв за основу план Вернера 1970 г. Формирование ЭВС должно было пройти через три этапа: до 1 июня 1990 г. – создание общего рынка капиталов, до 1 января 1994 г. - Европейского валютного института (то есть ассоциации центральных банков государств-членов ЕС), до 1 января 1998 г. – Европейского центрального банка. Предложения Делора касались также уменьшения инфляции в государствах-членах, сохранения финансовой стабильности и укрепления механизма фиксации валютных курсов. В июне 1988 г. Европейский совет на встрече в Ганновере принял пакет предложений Комиссии и создал Комитет по экономическому и валютному союзу (комитет Делора), куда вошли главы центральных банков государств-членов и независимые эксперты.

Доклад комитета Делора был опубликован 17 апреля 1989 г. В нем предлагался трехэтапный переход к валютному союзу, сопровождающийся введением единой валюты, интеграцией финансового рынка Сообщества, исключением колебаний валютных курсов и передачей части полномочий государств-членов в финансовой сфере Европейскому центральному банку. Валютный союз дополнялся экономическим союзом, включавшим единый рынок со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также координацию экономической политики государств-членов. Доклад комитета Делора одобрил саммит Европейского совета, собравшийся в июне 1989 г. в Мадриде. Там было решено приступить к реализации первого этапа строительства ЭВС с 1 июля 1990 г. Позже предложения, содержащиеся в докладе, послужили основой для разработки Маастрихтского договора.


Во время заседания Европейского Совета в Фонтенбло в июне 1984 г. руководители государств и правительств высказались за постепенную отмену пограничного контроля на границах государств-членов, понимая эту меру как способ сближения народов и поддержку интеграционных процессов. Первый шаг в этом направлении был сделан в июле 1984 г., когда в Саарбрюкене подписали соглашение ФРГ и Франция. 14 июня 1985 г. Франция, ФРГ и государства Бенилюкса в люксембургском пограничном городе Шенген заключили соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах и введении свободного передвижения для граждан государств – членов ЕЭС. Шенгенские соглашения были дополнены в июне 1990 г, а вступили в силу 26 марта 1995 г. К ним присоединились все страны ЕС, коме Великобритании и Ирландии, опасавшихся нарушения своего суверенитета и наплыва иностранцев.

Таким образом, реализация тенденций, начатых Единым европейским актом, достигла к концу 1989 г. такого момента, когда стало необходимым принятие принципиально новых соглашений, позволяющих вывести процесс интеграции на более высокий уровень. Поэтому 8-9 декабря 1989 г. на заседании Европейского совета в Страсбурге лидеры стран ЕС постановили до конца 1990 г. созвать межправительственную конференцию с целью подготовки поправок к основополагающим договорам, необходимых для строительства ЭВС. Тогда же была одобрена Хартия фундаментальных социальных прав трудящихся, обозначившая цели Сообщества в социальной сфере.


    1. Политические изменения в Восточной Европе и интеграционный процесс


До середины 70-х гг. государства социалистического лагеря не имели никаких контактов с ЕЭС и не признавали его в качестве международной организации. Диктовавшееся идеологическими установками отношение к западноевропейской интеграции было крайне негативным. Так, XXI съезд КПСС в 1959 г. отмечал, что «“общий рынок” создан на реакционной политической основе, представляет собой орудие политики монополистических группировок, стремящихся усилить эксплуатацию трудящихся и подчинить себе всю экономику». В официальной пропаганде интеграция в рамках ЕЭС преподносилась не иначе как заговор западноевропейских империалистов под эгидой агрессивных кругов США, направленный против СССР и других государств социалистического лагеря, рабочего класса и демократических сил Западной Европы, национально-освободительного движения в странах «третьего мира». Только позитивные изменения, произошедшие в ходе «разрядки» и общеевропейского диалога на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, создали предпосылки для установления отношений между ЕЭС и СЭВ. В 1978 г. начался первый раунд переговоров между двумя интеграционными объединениями. Он проходил весьма напряженно из-за идеологических, правовых и экономических барьеров, в конце концов завершившись неудачей в связи с новым обострением международной напряженности на рубеже 70-80-х гг.


Приход к власти М.С. Горбачева и начало перестройки в СССР позволили вернуться к вопросу об установлении отношений между ЕЭС и СЭВ, и более того, создали предпосылки, чтобы начать думать об объединении не одной лишь Западной Европы, но и всего континента. Выдвинутая Горбачевым концепция «общеевропейского дома» провозглашала принцип политического, экономического, культурного и научно-технического сотрудничества всех государств Европы независимо от их социально-экономического и политического устройства. Горбачев выступал за ликвидацию разделительных линий на континенте, роспуск военных блоков и создание равных условий безопасности для всех. Он считал, что как цивилизационная общность Европа охватывает не только западную часть континента, но и восток его, включая Советский Союз. Советский лидер подчеркивал необходимость строительства новой модели международных отношений, исключающей возможность войн и конфронтации, на пространстве от Атлантики до Урала. На Западе концепция «общеевропейского дома» была встречена довольно прохладно, там считали, что, прежде чем вести речь об активизации сотрудничества, нужно дождаться проведения широких политических и экономических реформ в странах социалистического лагеря. Тем не менее идеи Горбачева способствовали налаживанию диалога, в результате которого отношения ЕЭС со странами Восточной Европы перешли в совершенно иное качество.

В апреле 1985 г. секретарь СЭВ В. Сычев в письме председателю КЕС Ж. Делору предложил установить официальные отношения между СЭВ и ЕЭС. Предложение было принято, но завязывались контакты медленно и не без труда. Брюссель предпочитал добиваться признания ЕЭС каждым государством социалистического лагеря в отдельности и решать вопросы торгового и экономического сотрудничества на основе двусторонних договоренностей. Камнем преткновения служил и немецкий вопрос, поскольку ФРГ настаивала на особом статусе торговли с ГДР, требуя признания ее «внутригерманской» торговлей. Несмотря на трудности, начавшиеся в 1986 г. в Женеве переговоры экспертов ЕЭС и СЭВ завершились успешно. 25 июня 1988 г. в Люксембурге была подписана декларация об установлении официальных отношений между Европейским сообществом и СЭВ. Она открыла новый этап в развитии сотрудничества ЕС и стран Восточной Европы. Для стран СЭВ появилась возможность установления дипломатических отношений с ЕС и заключения с Сообществом двусторонних договоров. Такие документы были подписаны на протяжении 1988-1989 гг. СССР подписал соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве с ЕС 18 декабря 1989 г.

Падение коммунистических режимов осенью 1989 г. коренным образом изменило геополитическую ситуацию в Европе. Стало ясно, что угроза с Востока, ранее цементировавшая евроатлантические структуры, больше не существует. Напротив, появилась реальная возможность распространения влияния ЕС в восточном направлении, поскольку страны, вставшие на путь реформ, немедленно обратились к Сообществу с просьбой о помощи. Падение берлинской стены и начало процесса объединения ФРГ и ГДР обозначили для бывших социалистических государств возможность членства в ЕС. В центральноевропейских странах (Венгрии, Польше и Чехословакии) доминирующей идеей внешней политики сразу после смены режимов стало «возвращение в Европу», понимаемое не только как возрождение европейских цивилизационных ценностей, но главным образом как интеграцию в политические структуры Западной Европы, прежде всего, в ЕС. Вступление в ЕС виделось средством решения экономических и политических проблем, лекарством, которое в короткий срок позволит излечить отсталость и приблизиться к западным стандартам жизни.