Файл: 2011_Кокшина_ОснДизГостИнт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 2439

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. «Многие новые издания создаются по необычной методике - с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное «оживление» продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы)»5.

Hа первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного, что отражают эклектические тенденции всевозможных «ретро»-стилей.

ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им В. И. Мухиной. Их деятельность позволила уже вначале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции. В частности, концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности. В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узко прикладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. В качестве тенденции мирового гостиничного рынка можно выделить появление специализированных отелей различных стилей отвечающих последним изменениям рыночной конъюнктуры и прогрессивному экономическому развитию.

Сегодня ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность рынка гостиничных услуг требует ориентации на один или несколько целевых сегментов. Экономическое развитие повлекло за собой образование бизнес-отелей, конгресс-отелей, отелей долговременного проживания, бутик-отелей, а вместе с тем и новых дизайнерских разработок, создания современных дизай-проектов, отвечающих вкусам самого изысканного потребителя.


На данный момент доминирующей концепцией в дизайне современных отелей и открывающихся объектов индустрии гостеприимства является стиль комфортного минимализма. Этот стиль открывает неограниченные возможности по разработке дизайна номерного фонда и общественных помещений. Он предоставляет дизайнерам широкую палитру красок для создания, как ярких, так и спокойных интерьеров под любую концепцию, будь то загородный или городской отель, клубное помещение, дом или квартира. Комфортный минимализм – устоявшийся стиль, он не потеряет своей актуальности и наверняка будет популярен еще несколько десятилетий.

В последние два десятилетия туристская отрасль и гостинично-ресторанный сегмент России набирают обороты, занимая одно из ключевых мест в экономике и давая рынку новые рабочие места. За этот, достаточно короткий период, успела сформироваться собственная законодательная база этих сегментов. На смену Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 (постановлением Правительства РФ от 27 августа 2003 г. N 528 г. она была отменена) был принят ряд важных документов, регулирующих разнообразные аспекты туристской деятельности. К действующему федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ были приняты федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 № 115-ФЗ, федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116 ФЗ. Подписаны указы Президента РФ: «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» (от 25 апреля 1994 г. № 813), «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации (от 22 декабря 1995 г. № 1284), постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (от 18 июля 2007 № 452).

Вступили в силу иные приказы Ростуризма «Об утверждении Положения о ведении Единого федерального реестра туроператоров (от 10 мая 2007 № 28), «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации (от 18 июля 2007 № 69), «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года (от 06 мая 2008 № 51).

Кроме того, были приняты другие нормативные акты, регулирующие вопросы транспортных перевозок, таможенных формальностей, защиты прав потребителей, безопасности, стандартизации и классификации в сфере туризма, а также курортного дела. Совершенствование правовой базы туристской отрасли и гостинично-ресторанного хозяйства продолжается. При этом законодателям следует обратить внимание не только на эффективность внедряемых ими изменений, но и на степень устанавливаемой ответственности всеми участниками рынка за несоблюдение законодательства.



Лекция 2. Гостиничный дизайн: определение и специфика

Дизайн отелей. Дизайн (desing от латинского) – замысел, проект. Термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств окружающей среды.

Дизайн интерьера – это искусство. По стилю, в котором решен интерьер, можно определить не только вкус, род деятельности, имидж, характер, но и увидеть лицо предприятия. Создать свое лицо интерьера, его стиль, колорит, дух – это и есть главная задача дизайнера.

«В узком смысле понятие «дизайн» означает художественное конструирование. Дизайн напрямую связан с интерьером.

Интерьер (от франц. внутренний) – это внутреннее пространство помещения, его устройство и убранство. При этом важна гармония – закономерное сочетание всех элементов интерьера, а также вкус и понимание общего стиля предприятия»6. Высокая культура дизайна в оформлении интерьера современных предприятий гостеприимства связана с достижениями зарубежных и отечественных дизайнеров и обусловлена не только стремлением людей к прекрасному, но и тем, что при этом возникают положительные эмоции. Хорошо известно, что от интерьера зависят и настроение посетителей, и условия работы персонала.

Понятие «дизайн» включает в себя обстановку номеров, отделку, мебель, архитектуру внутренних помещений и все то, на чем отдыхает глаз клиента гостиницы. Все компоненты интерьера должны находиться в тесной связи друг с другом. Так, например, размещение мебели должно быть связано с размером площади, ее назначением, а освещение с расстановкой мебели. Освещение влияет на цветовое решение интерьера, цвет архитектурных поверхностей связан с цветом мебели, а цвет мебели с цветом ткани. Проблема гостиничного дизайна – проблема комплексная, и решаться она должна с учетом следующих закономерностей: от утилитарного к красивому, создание ощущения простора, света, соблюдение чувства меры, единого оформления всего отеля. Главное суметь выразить через интерьер свое отношение к гостиничной клиентуре. У разных культур есть свое представление о комфорте и роскоши. Сколько народов столько и видов внутреннего дизайна, имеющих разнообразные направления в оформлении мест временного пребывания.

Сегодня просто стандартного комфорта для удовлетворения потребностей гостиничных клиентов уже недостаточно. К дизайну отдельных номеров предъявляются совсем другие требования: он должен быть таким, чтобы запомниться и заставить постояльца вновь выбрать ту же гостиницу.

В гостиничном деле дизайн определяет внешний вид отелей, как настоящего, так и будущего. Еще три десятка лет назад моду на интерьеры в отельном бизнесе задавали классические роскошные гостиницы класса Ritz. Сегодня на первый план выходят не корпорации, а отдельный художник. Дизайн отелей в наши дни стало престижным доверять не только профессионалам от архитектуры, но также и специалистам, которым до этого не приходилось заниматься обустройством гостиничных номеров – от модельеров до скульпторов. Среди тех, кто сегодня проектирует отели, встречается все больше мировых знаменитостей: от Бреда Питта до Джорджио Армани.


Среди ведущих современных дизайнеров лидером считается Филипп Старк, который приложил руку к интерьеру нескольких отелей, в числе которых Royalton Hotel в Нью-Йорке и Mondrian в Лос-Анджелесе. Дизайнерская концепция Старка легла в основу сети отелей W, которую недавно представила на рынок корпорация Starwood. Считается, что именно Старк стал основателем такого направления в гостиничном бизнесе, как бутик-отели.

Дизайн интерьера гостиниц — ответственный проект, который способствует приятному отдыху, и делает размещение комфортабельным. Дизайн гостиниц — это всегда оригинальный дизайн проект, созданный с учетом всех основных требований удобства, красоты и функциональности.

Разработка дизайна гостиницы, довольно-таки непростая масштабная задача, посильная только имеющей опыт компании. Ведь начиная с зоны ресепшн, продолжая рестораном и холлом, и, конечно же, от дизайна самих интерьеров номеров, напрямую, зависит быт людей во время отдыха или командировки.

«Основная дизайнерская задача – обеспечить комфортный и уютный отдых в гостинице, угодить абсолютно всем посетителям, удивить их и привлечь интересными решениями. Дизайнеры, как никто иной, выгодно подчеркнут конструктивные особенности гостиницы, создадут непринужденную обстановку и приятную атмосферу»7.

Создавая интерьеры в номерах гостиницы, частные дизайнеры, часто используют разнообразные декоративные решения, но при этом не отходят от основного стиля. Это позволяет клиенту выбрать соответствующую именно его вкусам и запросам обстановку. Такой подход поднимает статус гостиницы, пополняя клиентскую базу.

Дизайн отелей – направление, которое привлекает многомиллионные обороты. Среди компаний, которые являются лидерами рынка дизайна отелей – такие фирмы как HKS, Wimberly Allison Tong & Goo, Leo A Daly, чей доход составляет десятки миллионов долларов. Каждая из этих компаний имеет в своем портфолио целый ряд громких проектов. Так, компания HKS, расположенная в Далласе, разработала дизайн отелей для таких известных операторов гостиничного рынка как Ritz-Carlton (отель Ritz-Carlton в Далласе) и Starwood (отель W Dallas Victory Hotel and Residences) в том же Далласе.

Однако в случае с дизайном отелей, разрабатываемым крупными компаниями для крупных компаний, речь идет в первую очередь о массовом, промышленном дизайне. Об уникальности отелей здесь можно говорить в определенных рамках, которые, так или иначе, ограничиваются политикой отельной корпорации. Что же касается по настоящему дизайнерских отелей, то здесь рынок еще только формируется. Тем не менее, уже сейчас в отрасли дизайна отелей существует «пантеон» с десятком имен, которые являются неоспоримыми авторитетами в своей области.

В Европе репутацию авторитетов отельного дизайна закрепили за собой итальянцы. Здесь есть несколько молодых, но уже зарекомендовавших себя дизайнеров, которые создали дизайн отелей не только Италии, но и Франции, и Британии. Можно выделить такие имена как Бруно Боррионе, который сотрудничает со Старком, и Ольгу Полицци. Боррионе известен, в том числе благодаря проекту отеля Le Placide в Париже. Ольга Полицци заслужила признание за аутентичный дизайн отеля Tresanton в английском Корнуэлле.


Таким образом, профессионально созданный интерьер предприятия индустрии гостеприимства – это своего рода творческое произведение, в котором взаимное соответствие отдельных элементов обусловлено единым замыслом автора.


Лекция 3. Современное состояние гостиничного дизайна в России

1. Гостиничный дизайн: определение и специфика.

2. Современное состояние гостиничного дизайна в России.

3. Новые направления дизайна гостиничных интерьеров


В настоящее время наша страна переживает бизнес-бум и наиболее удачно идут дела в тех регионах, где активнее всего бизнес развит вообще: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Самара, Воронеж, Новосибирск и другие города-миллионеры. Среди крупнейших и наиболее востребованных гостиниц Москвы следует выделить «Балчуг-Кемпински», «Президент-отель», «Рэдиссон-Славянская», «Белград», «Мариотт» и др. «Ежегодно Москву посещают около 55% туристов в основном с деловыми целями. В целом же по России эта цифра не превышает 18%. Возможностями для деловых встреч и конференций располагает ряд современных бизнес-центров: «Москва-Сити», «Царев-Сад», «Чайка-Плаза» и др.»8.

В середине 80-ых годов стали возможны ранее закрытые формы творчества, а достаточно скованное, но начавшееся развитие частного предпринимательства позволило молодым, возможности которых до того были скованы государственным строем, открыть собственное дело. Именно в это время начали появляться одни из первых частных дизайн-студий и рекламных агентств. Начался выпуск исключительно рекламно-ориентированных изданий: «Экстра-М», «Центр Plus» и др.). Все это порождало спрос на услуги новой отрасли бизнеса – дизайна. В настоящее время активно работают выставочные комплексы «Экспоцентр», «Крокус Экспо», многофункциональный зал «Форум холл», «Большой Петровский зал» и др. Создаются предпосылки для дальнейшего, уже более уверенно чувствующего себя в новых созданных условиях, профессионального дизайна, превратившегося постепенно из стихийного и необузданного явления в явление, плотно занявшее свою нишу как на российском так и сегодня уже на мировом рынке.

Поскольку тема достаточно широка – остановимся на основных творческих объединениях в области графического дизайна.

Объемно-планировочные решения гостиниц, отелей, создание интерьеров производится с учетом индивидуальных особенностей каждого предприятия и в зависимости от его место расположения, назначения и характера окружающей среды.

Каково же современное состояние гостиничного дизайна в России?

После Октябрьской революции все гостиницы были национализированы, а некоторые из них и вовсе закрыты.

В 60–80 годы гостиницы строились как в центре, так и на окраинах. В более поздний период стали появляться гостиничные комплексы, появились крупнейшие наиболее комфортабельные гостиницы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Российской Федерации.