ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 2494
Скачиваний: 11
Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. «Многие новые издания создаются по необычной методике - с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное «оживление» продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы)»5.
Hа первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного, что отражают эклектические тенденции всевозможных «ретро»-стилей.
ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им В. И. Мухиной. Их деятельность позволила уже вначале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции. В частности, концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности. В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узко прикладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.
С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. В качестве тенденции мирового гостиничного рынка можно выделить появление специализированных отелей различных стилей отвечающих последним изменениям рыночной конъюнктуры и прогрессивному экономическому развитию.
Сегодня ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность рынка гостиничных услуг требует ориентации на один или несколько целевых сегментов. Экономическое развитие повлекло за собой образование бизнес-отелей, конгресс-отелей, отелей долговременного проживания, бутик-отелей, а вместе с тем и новых дизайнерских разработок, создания современных дизай-проектов, отвечающих вкусам самого изысканного потребителя.
На данный момент доминирующей концепцией в дизайне современных отелей и открывающихся объектов индустрии гостеприимства является стиль комфортного минимализма. Этот стиль открывает неограниченные возможности по разработке дизайна номерного фонда и общественных помещений. Он предоставляет дизайнерам широкую палитру красок для создания, как ярких, так и спокойных интерьеров под любую концепцию, будь то загородный или городской отель, клубное помещение, дом или квартира. Комфортный минимализм – устоявшийся стиль, он не потеряет своей актуальности и наверняка будет популярен еще несколько десятилетий.
В последние два десятилетия туристская отрасль и гостинично-ресторанный сегмент России набирают обороты, занимая одно из ключевых мест в экономике и давая рынку новые рабочие места. За этот, достаточно короткий период, успела сформироваться собственная законодательная база этих сегментов. На смену Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 (постановлением Правительства РФ от 27 августа 2003 г. N 528 г. она была отменена) был принят ряд важных документов, регулирующих разнообразные аспекты туристской деятельности. К действующему федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ были приняты федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 № 115-ФЗ, федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116 ФЗ. Подписаны указы Президента РФ: «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» (от 25 апреля 1994 г. № 813), «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации (от 22 декабря 1995 г. № 1284), постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (от 18 июля 2007 № 452).
Вступили в силу иные приказы Ростуризма «Об утверждении Положения о ведении Единого федерального реестра туроператоров (от 10 мая 2007 № 28), «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации (от 18 июля 2007 № 69), «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года (от 06 мая 2008 № 51).
Кроме того, были приняты другие нормативные акты, регулирующие вопросы транспортных перевозок, таможенных формальностей, защиты прав потребителей, безопасности, стандартизации и классификации в сфере туризма, а также курортного дела. Совершенствование правовой базы туристской отрасли и гостинично-ресторанного хозяйства продолжается. При этом законодателям следует обратить внимание не только на эффективность внедряемых ими изменений, но и на степень устанавливаемой ответственности всеми участниками рынка за несоблюдение законодательства.
Лекция 2. Гостиничный дизайн: определение и специфика
Дизайн отелей. Дизайн (desing от латинского) – замысел, проект. Термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств окружающей среды.
Дизайн интерьера – это искусство. По стилю, в котором решен интерьер, можно определить не только вкус, род деятельности, имидж, характер, но и увидеть лицо предприятия. Создать свое лицо интерьера, его стиль, колорит, дух – это и есть главная задача дизайнера.
«В узком смысле понятие «дизайн» означает художественное конструирование. Дизайн напрямую связан с интерьером.
Интерьер (от франц. внутренний) – это внутреннее пространство помещения, его устройство и убранство. При этом важна гармония – закономерное сочетание всех элементов интерьера, а также вкус и понимание общего стиля предприятия»6. Высокая культура дизайна в оформлении интерьера современных предприятий гостеприимства связана с достижениями зарубежных и отечественных дизайнеров и обусловлена не только стремлением людей к прекрасному, но и тем, что при этом возникают положительные эмоции. Хорошо известно, что от интерьера зависят и настроение посетителей, и условия работы персонала.
Понятие «дизайн» включает в себя обстановку номеров, отделку, мебель, архитектуру внутренних помещений и все то, на чем отдыхает глаз клиента гостиницы. Все компоненты интерьера должны находиться в тесной связи друг с другом. Так, например, размещение мебели должно быть связано с размером площади, ее назначением, а освещение с расстановкой мебели. Освещение влияет на цветовое решение интерьера, цвет архитектурных поверхностей связан с цветом мебели, а цвет мебели с цветом ткани. Проблема гостиничного дизайна – проблема комплексная, и решаться она должна с учетом следующих закономерностей: от утилитарного к красивому, создание ощущения простора, света, соблюдение чувства меры, единого оформления всего отеля. Главное суметь выразить через интерьер свое отношение к гостиничной клиентуре. У разных культур есть свое представление о комфорте и роскоши. Сколько народов столько и видов внутреннего дизайна, имеющих разнообразные направления в оформлении мест временного пребывания.
Сегодня просто стандартного комфорта для удовлетворения потребностей гостиничных клиентов уже недостаточно. К дизайну отдельных номеров предъявляются совсем другие требования: он должен быть таким, чтобы запомниться и заставить постояльца вновь выбрать ту же гостиницу.
В гостиничном деле дизайн определяет внешний вид отелей, как настоящего, так и будущего. Еще три десятка лет назад моду на интерьеры в отельном бизнесе задавали классические роскошные гостиницы класса Ritz. Сегодня на первый план выходят не корпорации, а отдельный художник. Дизайн отелей в наши дни стало престижным доверять не только профессионалам от архитектуры, но также и специалистам, которым до этого не приходилось заниматься обустройством гостиничных номеров – от модельеров до скульпторов. Среди тех, кто сегодня проектирует отели, встречается все больше мировых знаменитостей: от Бреда Питта до Джорджио Армани.
Среди ведущих современных дизайнеров лидером считается Филипп Старк, который приложил руку к интерьеру нескольких отелей, в числе которых Royalton Hotel в Нью-Йорке и Mondrian в Лос-Анджелесе. Дизайнерская концепция Старка легла в основу сети отелей W, которую недавно представила на рынок корпорация Starwood. Считается, что именно Старк стал основателем такого направления в гостиничном бизнесе, как бутик-отели.
Дизайн интерьера гостиниц — ответственный проект, который способствует приятному отдыху, и делает размещение комфортабельным. Дизайн гостиниц — это всегда оригинальный дизайн проект, созданный с учетом всех основных требований удобства, красоты и функциональности.
Разработка дизайна гостиницы, довольно-таки непростая масштабная задача, посильная только имеющей опыт компании. Ведь начиная с зоны ресепшн, продолжая рестораном и холлом, и, конечно же, от дизайна самих интерьеров номеров, напрямую, зависит быт людей во время отдыха или командировки.
«Основная дизайнерская задача – обеспечить комфортный и уютный отдых в гостинице, угодить абсолютно всем посетителям, удивить их и привлечь интересными решениями. Дизайнеры, как никто иной, выгодно подчеркнут конструктивные особенности гостиницы, создадут непринужденную обстановку и приятную атмосферу»7.
Создавая интерьеры в номерах гостиницы, частные дизайнеры, часто используют разнообразные декоративные решения, но при этом не отходят от основного стиля. Это позволяет клиенту выбрать соответствующую именно его вкусам и запросам обстановку. Такой подход поднимает статус гостиницы, пополняя клиентскую базу.
Дизайн отелей – направление, которое привлекает многомиллионные обороты. Среди компаний, которые являются лидерами рынка дизайна отелей – такие фирмы как HKS, Wimberly Allison Tong & Goo, Leo A Daly, чей доход составляет десятки миллионов долларов. Каждая из этих компаний имеет в своем портфолио целый ряд громких проектов. Так, компания HKS, расположенная в Далласе, разработала дизайн отелей для таких известных операторов гостиничного рынка как Ritz-Carlton (отель Ritz-Carlton в Далласе) и Starwood (отель W Dallas Victory Hotel and Residences) в том же Далласе.
Однако в случае с дизайном отелей, разрабатываемым крупными компаниями для крупных компаний, речь идет в первую очередь о массовом, промышленном дизайне. Об уникальности отелей здесь можно говорить в определенных рамках, которые, так или иначе, ограничиваются политикой отельной корпорации. Что же касается по настоящему дизайнерских отелей, то здесь рынок еще только формируется. Тем не менее, уже сейчас в отрасли дизайна отелей существует «пантеон» с десятком имен, которые являются неоспоримыми авторитетами в своей области.
В Европе репутацию авторитетов отельного дизайна закрепили за собой итальянцы. Здесь есть несколько молодых, но уже зарекомендовавших себя дизайнеров, которые создали дизайн отелей не только Италии, но и Франции, и Британии. Можно выделить такие имена как Бруно Боррионе, который сотрудничает со Старком, и Ольгу Полицци. Боррионе известен, в том числе благодаря проекту отеля Le Placide в Париже. Ольга Полицци заслужила признание за аутентичный дизайн отеля Tresanton в английском Корнуэлле.
Таким образом, профессионально созданный интерьер предприятия индустрии гостеприимства – это своего рода творческое произведение, в котором взаимное соответствие отдельных элементов обусловлено единым замыслом автора.
Лекция 3. Современное состояние гостиничного дизайна в России
1. Гостиничный дизайн: определение и специфика.
2. Современное состояние гостиничного дизайна в России.
3. Новые направления дизайна гостиничных интерьеров
В настоящее время наша страна переживает бизнес-бум и наиболее удачно идут дела в тех регионах, где активнее всего бизнес развит вообще: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Самара, Воронеж, Новосибирск и другие города-миллионеры. Среди крупнейших и наиболее востребованных гостиниц Москвы следует выделить «Балчуг-Кемпински», «Президент-отель», «Рэдиссон-Славянская», «Белград», «Мариотт» и др. «Ежегодно Москву посещают около 55% туристов в основном с деловыми целями. В целом же по России эта цифра не превышает 18%. Возможностями для деловых встреч и конференций располагает ряд современных бизнес-центров: «Москва-Сити», «Царев-Сад», «Чайка-Плаза» и др.»8.
В середине 80-ых годов стали возможны ранее закрытые формы творчества, а достаточно скованное, но начавшееся развитие частного предпринимательства позволило молодым, возможности которых до того были скованы государственным строем, открыть собственное дело. Именно в это время начали появляться одни из первых частных дизайн-студий и рекламных агентств. Начался выпуск исключительно рекламно-ориентированных изданий: «Экстра-М», «Центр Plus» и др.). Все это порождало спрос на услуги новой отрасли бизнеса – дизайна. В настоящее время активно работают выставочные комплексы «Экспоцентр», «Крокус Экспо», многофункциональный зал «Форум холл», «Большой Петровский зал» и др. Создаются предпосылки для дальнейшего, уже более уверенно чувствующего себя в новых созданных условиях, профессионального дизайна, превратившегося постепенно из стихийного и необузданного явления в явление, плотно занявшее свою нишу как на российском так и сегодня уже на мировом рынке.
Поскольку тема достаточно широка – остановимся на основных творческих объединениях в области графического дизайна.
Объемно-планировочные решения гостиниц, отелей, создание интерьеров производится с учетом индивидуальных особенностей каждого предприятия и в зависимости от его место расположения, назначения и характера окружающей среды.
Каково же современное состояние гостиничного дизайна в России?
После Октябрьской революции все гостиницы были национализированы, а некоторые из них и вовсе закрыты.
В 60–80 годы гостиницы строились как в центре, так и на окраинах. В более поздний период стали появляться гостиничные комплексы, появились крупнейшие наиболее комфортабельные гостиницы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Российской Федерации.