ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1598
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3.Административно-хозяйственные районы
Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.
Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.
Глава 6. Историко-архитектурные памятники
Глава 7. Культурные центры Петербурга и
Организационная структура современного краеведения.
Глава 2. Географическое положение и природные особенности
Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.
Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга
4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I
4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.
Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.
5.1. Демографические особенности города за три века
Население Петербурга в XVIII веке
Население Петербурга в XIX веке.
Население Петербурга в XX веке.
5.3.Петербург – город веротерпимости
Иноверческие храмы других вероисповеданий
7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области
Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец – великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых всемирно известная возрожденная к 300-летию Петербурга Янтарная комната.
Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма - Александровский дворец. В этом дворце можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.
Царское Село – это не только памятник архитектуры и садово-паркового искусства. Это еще и современный культурный центр с хорошо развитой индустрией развлечений.
Собрания музейных экспонатов и предметы дворцовых коллекций позволяют устраивать в Царском Селе выставки на разные темы. Так, постоянными являются выставки "Восток и Царское Село", "Придворный экипаж XYIII- начала XX века". Кроме того, музей-заповедник участвует в международных проектах. Традиционно Царское Село остается местом проведения праздников и фестивалей.
В 1996 году восстановлена паромная переправа, соединяющая "Зал на острову" Большого пруда с Екатерининским парком. Два парома, как и два с лишним века назад, перевозят гостей (одновременно 25 человек), придавая прогулкам в парке особое очарование.
В течение 30 лет в Царском Селе существует школа верховой езды. Она расположилась в Александровском парке, в комплексе зданий бывшей Царской фермы. Для туристов в парках организовано катание в экипажах, разработан маршрут "Царская конная тропа". В перспективе - возрождение рыцарских турниров, "Царскосельских каруселей", строительство ипподрома, манежа, гольф-клуба.
В здании бывшей римско-католической церкви св. Иоанна Крестителя располагается концертный зал. Здесь проходят вечера классической музыки, организован цикл лекций-концертов "Волшебство музыки"). Выступают зарубежные исполнители.
В 2005 году отпраздновал 300-летний юбилей Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль, расположенный на берегу Финского залива в 29 километрах от Петербурга, включает в себя 10 парков, общей площадь. 1500 гектаров. Трудно чему-то отдать предпочтение в этом органичном единстве тенистой зелени, изысканности дворцов или величию морского пейзажа. Но все же решающая роль в ансамбле по праву принадлежит фонтанам. По образному выражению Вс.Рождественского именно фонтаны исполняют в Петергофе "блистающую симфонию воды", которая не может оставить равнодушным посетителей знаменитого парка.
Замысел создания парадной летней резиденции, которая бы "зело первейшим монархам приличествовала", возник у Петра I сразу же после Полтавской победы 1709 года. "26 мая 1710 года царское величество изволил рассматривать место сада и назначить делать плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению" (Петергоф в переводе с немецкого означает "Петров двор"). Устройство парков и фонтанов намечалось вблизи "попутных светлиц", расположенных на берегу залива. Место было выбрано не случайно. Оно оказалось ближе всего к острову Котлин, где строилась "ситадель Кроншлот".
Инженер В.Туволков нашел простое, но эффективное решение питания водометов, основанное на использовании естественных водотоков. Этому способствовало и естественное понижение местности к морю.
Строительство на пустынном берегу залива приобрело особенный размах после победы русского флота при Гангуте 1714 года.
На протяжении XYIII – XIX веков в Петергофе работали такие архитекторы, как И.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов, П.Еропкин, Ф.-Б.Растрелли, А.Воронихин; скульпторы Б.-К.Растрелли, М.Козловский, Ф.Шубин, И.Мартос и многие другие.
В 1918 году царская резиденция становится музеем. 26 мая 1918 года сюда пришла первая экскурсия рабочих.
Восстановление жестоко пострадавшего во время Великой Отечественной войны Петергофа (Петродворца) началось в 1944 году и продолжается по сей день. Восстановлены дворцы, фонтаны, расчищены аллеи. Знаменательным событием стало открытие 14 сентября 1947 года фонтана "Самсон". К 300-летию Петербурга восстановлен "Львиный каскад", проведены дополнительные работы по благоустройству, открыты Царицын и Ольгин павильоны, реставрируется Фермерский дворец.
Государственный музей-заповедник Петергоф ведет большую просветительную работу. Телевизионные передачи об истории, реставрации, научной деятельности музея проходят с участием его директора - Знаменова В.В. Как говорит В.В.Знаменов, главная задача Петергофа – возрождение коллекций. Петергоф – один из немногих музеев, который для пополнения своих экспозиций принимает участие в аукционах. Так, несколько лет назад были приобретены личные вещи Александра II – его перо и кресло. Найдена кожаная подушка, которую подложили раненому императору в день покушения. К своему юбилею Петергоф получил замечательный подарок – карильон (набор настроенных колоколов разной величины с клавишным механизмом, исполняющих определенную мелодию).
В 30 километрах от Петербурга находится всемирно известный Павловский дворцово-парковый ансамбль. Эти земли – 362 десятины – были подарены Екатериной II своему сыну Павлу в связи с рождением старшего сына Павла – Александра. Это событие обрадовало Екатерину, и она оповестила Европу о рождении "господина Александра". В исторической летописи Павловска записано: "Асновано и зачато строить село Павловское в 1777 году в декабре 12-м числе". К началу строительства здесь уже были деревянные дома "Крик" и "Крак", затем возникают деревянные дворцы Паулюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Мариина долина). Наконец архитектору Чарльзу Камерону поручено создавать в Павловске каменный дворец – архитектурный шедевр, который не повторяет дворцы Западной Европы, а сам становится выдающимся явлением в мировом искусстве. С 1786 года у Камерона появился помощник, затем сменивший его на посту главного архитектора – Винченцо Бренна. По его руководством велась отделка парадных покоев второго этажа дворца. Третий период строительства – это уже XIX век. Он связан с именами Дж.Кваренги, А.Воронихина, К.Росси.
Дворец интересен еще и тем, что в его убранстве принимали участие хозяева – Павел Петрович и Мария Федоровна. В 1781 году они отправляются в путешествие по Европе под именем графа и графини Северных. Для Павловска были закуплены картины, часы, гобелены, ткани для обивки мебели и стен. Из Италии привезена коллекция античной скульптуры, пеплохранильницы, обнаруженные во время раскопок в Помпеях. Дворец обладает одной из лучших в России коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства.
Уникален Павловский парк – один из самых больших в России (его площадь – 600 гектаров). Декоративным садоводством увлекалась с детства Мария Федоровна, и многие уголки Павловска - например, Молочня и Вольер - оформляются в соответствии с ее замыслами.
С годами Павловск превратился в энциклопедию ландшафтной архитектуры. В основном здесь господствовал английский пейзажный стиль, но вокруг дворца устроена французская регулярная планировка. В Собственном садике – голландский камерный стиль, в районе Больших Кругов – композиции с регулярными партерами, украшенными классической скульптурой.
На этом фоне в Павловске происходили грандиозные праздники, как в 1814 году в честь триумфального возвращения императора Александра I после одержанной победы над Наполеоном. В этом торжестве принимал участие юный Александр Пушкин.
После смерти Павла Мария Федоровна изменяет стиль светской жизни Павловска. Отсюда ушли воинские марши и порядки. Теперь здесь проходят музыкальные вечера, театральные встречи. Сюда приезжают В.А.Жуковский и И.А.Крылов. В круг друзей императрицы входил историк Н.М.Карамзин. Именно в Павловске проявил себя русский композитор Д.С.Бортнянский. Но самые известные музыкальные встречи связаны с именем Иоганна Штрауса, короля вальсов, который давал концерты в знаменитом Павловском вокзале.
Культурные традиции Павловска сохраняются. Экскурсии по дворцу и павильонам, выставки (например "Особая кладовая"), прогулки по аллеям парка, музыкальные вечера в Розовом павильоне – все это дает уникальную возможность современникам погрузиться в прекрасный мир искусства и природы.
Гатчинский парк и дворец-замок - единственный в своем роде ансамбль, в котором воплощен идеал царственного уединения в окружении природы. Он расположен в 45 километрах от Петербурга и является самым удаленным из всех пригородов.
Первое упоминание об этом месте "Село Хотчино" зафиксировано в 1494 год у в писцовой книге "Водской пятины " Великого Новгорода. Гатчинская мыза принадлежала многим владельцам: сестре Петра I Наталье Алексеевне, Б.А.Куракину, Г.Г.Орлову. При Орлове архитектор А.Ринальди возводит в Гатчине дворец-замок, в 1770-х годах на берегах Большого и Серебряного озер планируется разбивка большого Дворцового парка.
В 1783 году была подарена цесаревичу Павлу Петровичу, и строительные работы развернулись с особым размахом под руководством архитектора В.Бренны. Бастионная стена, рвы, мосты, башни, Лесная Оранжерея, парк Сильвия – все это было возведено по желанию Павла Петровича, отвечало его вкусам и интересам.
Особая достопримечательность Гатчины ансамбль Приорат. Приоратский дворец построен по проекту архитектора Н.А.Львова из землебитных блоков, связанных каркасом. Название дворца свидетельствует о том, что император Павел I был приором, а затем и магистром Мальтийского ордена.
К 250-летию Павла I (1754-1801) совместными усилиями Гатчины, Павловска, музея артиллерии и инженерных войск, Исторического музея и Российской национальной библиотеки была подготовлена большая межмузейная выставка, посвященная императору и Павловскому Петербургу. Юбилей был также отмечен конференцией и праздником. В Приоратском дворце открыта выставка "Императорская Гатчина".
Единственный ансамбль, который во время войны не попал в зону оккупации – это Ораниенбаум. Прибрежный участок на южном берегу Финского залива, недалеко от Петергофа Петр I подарил А.Д.Меншикову Архитекторы Д.Фонтана и Г.Шедель построили для князя Большой (Меншиковский) дворец. Одновременно распланировали Нижний и Верхний парки.
Для племянника Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) архитектор А.Ринальди строит крепость "Петрштадт", а для Екатерины II Китайский дворец и Катальную горку –изысканные произведения в стиле рококо.
Перестроенный Ф.-Б.Растрелли Большой дворец, в XIX веке принадлежал Александру I. По преданию, на ступенях этого дворца Александр I провел последнюю ночь и встретил рассвет перед отъездом в Таганрог и скоропостижной смертью.
Недавно сотрудники музея, на основе изучения архивных документов, выдвинули интересную идею. Меншиковские дворцы в Ораниенбауме, Кронштадте, Петербурге на Васильевском острове расположены таким образом, что образуют огромный треугольник в акватории Финского залива. Вероятно, первый губернатор Петербурга представлял их как единый архитектурный ансамбль. Между дворцами предполагалось устроить судоходное сообщение, в них должны были принимать гостей, устраивать "междворцовые" праздники. Эта красивая идея ждет своего воплощения в современной туристской практике.
В 2001 году было начато восстановление Константиновского дворца и парка в Стрельне. Это один из самых старых ансамблей, расположенных вдоль Петергофской дороги, проложенной Петром I. Это место у впадения речки Стрельны в залив издавна привлекало своим удобным местонахождением.
Для Петра I здесь были построены бревенчатые "Попутные хоромы". Позже появился маленький изящный дворец, вокруг которого возник Стрельнинский парк. По замыслу Петра I был выполнен неповторимый по композиции Нижний парк
Большой дворец возведен архитектором Н.Микетти, перестроен Ф.-Б.Растрелли.
В 1847 году Стрельнинский ансамбль стал собственностью сына Николая I великого князя Константина Николаевича, и с этого времени за ним утвердилось второе название - Константиновский дворец и парк.
В годы войны ансамблю был нанесен существенный ущерб.
Сегодня эта жемчужина архитектуры и паркового искусства восстановлены. Константиновский дворец – морская резиденция Президента России. Здесь проходят международные встречи, конференции. В гостиничных корпусах-коттеджах неподалеку от дворца останавливаются главы зарубежных делегаций, выдающиеся деятели искусства и культуры. Дворец открыт для посетителей, так же, как и парк, из которого открывается великолепный вид на Финский залив.
Литература
1.Гоголыцын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1979.
2.Горбачевич Х., Хабло Е. Почему так названы? – СПб.: "Норинт", 1996.
3.Гордин А., Гордин М. Пушкинский век. Панорама столичной жизни. – СПб.: Пушкинский фонд, 1995.
4.Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб.: АО "Славия", 1996.
5.Монастыри Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель. – М., 2001.
6.Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга: История. Культура. Быт. – М.: "Галарт", 1997.
7.Павловск. Императорский дворец и парк. – СПб.: Изд-во "П-2", 1998.
8.Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб.: "Норинт", 1997.
9.Пыляев М.И. Старый Петербург. - Л.: Титул, 1990. -. Репринт. воспроизв. изд А.С.Суворина 1889 г.
10.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.– М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". – 1992.
11.Туристский путеводитель по Ленинградской области// Под.ред. М.Б.Биржакова. – СПб.: Издательский дом Герда, 2003.
12.Царское Село: Путеводитель. – СПб.: Студия Александра Зимина, 1999.
Вопросы и задания
1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?
2.В чем Вы видите сущность "поворота" в культуре, связанного с возникновением Санкт-Петербурга?
3.Какие новые направления в культуре рождены веком девятнадцатым, двадцатым, в чем их своеобразие.
4.Какие монастыри Ленинградской области вы знаете? Как складывалась их жизнь в прошлом, каковы перспективы развития в будущем?
5.В чем своеобразие загородных императорских резиденций?
6.Подготовьте краткое сообщение на тему "Старинные усадьбы Ленинградской области".
7.Составьте план развития культуры нашего края на ближайшие 10 лет. Найдите точки культурного взаимодействия города и области.
Заключение
Предложенное учебное пособие, конечно, не претендует на исчерпывающую полноту. За пределами внимания авторов остались многие вопросы, которые, несомненно, имеют огромное значение для нашего края. Это и некторые аспекты изучения природы Невских земель, и новое в топонимике Петербурга и Ленинградской области. Большего внимания требует уникальная архитектура северной столицы, особенно современные проблемы застройки Петербурга. В пособии не затрагивается литературное направление краеведческой деятельности, хотя для нашего края оно является чрезвычайно важным.