Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1607

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

Первый в России публичный киносеанс состоялся еще 4 мая 1896 года в помещении летнего театра "Аквариум" на Каменноостровском проспекте. А уже 6 мая программа фильмов братьев Люмьер была показана в первом кинотеатре на Невском проспекте (дом 46).

До 1908 года демонстрировались только зарубежные фильмы. Первый игровой фильм "Стенька Разин и княжна" был снят в синематографическом ателье А.О.Дранкова. Премьера первого русского художественного фильма, длившегося всего 8 минут, состоялась 15 октября 1908 года. К 1916 году в Петрограде было уже 9 фирм по производству кинокартин и 144 стационарных кинотеатра.

В 1918 году была создана студия "Ленфильм" (название 1934 года). Студия разместилась на месте театра "Аквариум" (Каменноостровский, 10).На "Ленфильме" были поставлены фильмы, ставшие классикой советского кино: трилогия о Максиме режиссера Г.М.Козинцева, "Чапаев" братьев Васильевых, "В огне брода нет" Г.А.Панфилова, "Мой друг Иван Лапшин" А. Г.Германа, "Дни затмения" А.Н.Сокурова и многие другие.

Сегодня трудно представить себе жизнь без телевидения, первые передачи которого были осуществлены в 1931 году. С этого времени и начинается стремительное развитие телевидения. В 1932 году начали передачи движущегося изображения. В 1935 – коллектив ленинградских ученых под руководством Я.А.Рыфтина создает электронное телевидение, через два года состоялось первый публичный показ такой системы. И наконец, в июле 1938 года из здания телевизионного центра (ул Академика Павлова, 13–а) была передана в эфир первая телевизионная программа. Началось регулярное телевизионное вещание.

В годы войны и блокады Ленинградское телевидение не работало, но уже 5 ноября 1947 года состоялась пробная передача, а 18 сентября 1948 года регулярное телевещание. В те же годы был создан и первый телецентр.1 мая 1949 года с помощью передвижной телевизионной станции впервые осуществлена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Дворцовой площади. В 1960 году изображение стало цветным. Чуть позже по проекту архитектора С.Б.Сперанского построено специальное здание телецентра (Чапыгина, 6). Над Большой Невкой на высоту 320 метров поднялась телебашня.

На ленинградском телевидении были подготовлены и вышли в эфир известные всей стране программы: "Горизонт", "Пятое колесо", "Крыша", "600 секунд", "Зеркало", "Куранты" и т.д.

Новые достижения в культуре не затмили славу Петербурга как города театров. В 1919 году был открыт театр "героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии". В 1932 году ему было присвоено имя М.Горького, с 1989 года – театр имени Г.А.Товстоногова. Среди петербургской публики театр известен как БДТ (наб реки Фонтанки, .65).

Здание театра возведено еще по заказу графа А.П.Апраксина на берегу Фонтанки, близ Чернышева моста в 1876-1878 годах архитектором Л.Ф.Фонтана. На рубеже XIX-XX веков театр принадлежал А.С.Суворину и Литературно-художественному обществу и именовался Малым или Суворинским. В нем играла знаменитая актриса того времени П.Стрепетова.


В знаменитом БДТ наших дней работали П.Луспекаев, И.Смоктуновский, О.Борисов, Е.Лебедев, В.Стржельчик, В.Ковель. Сегодня на сцене театра имени Г.А.Товстоногова можно увидеть спектакли с участием К.Лаврова, О.Басилашвили, А.Толубеева, А.Фрейндлих, О.Волковой.

Малый драматический театр (ул.Рубинштейна, 18) был создан в 1944 году как передвижной для обслуживания жителей Ленинградской области. В 1985 году художественным руководителем театра стал талантливый режиссер Лев Додин. Сегодня труппу Малого драматического театра называют "лучшим театром Европы". К наиболее известным спектаклям театра относятся "Братья и сестры", "Гаудеамус", "Бесы", "Вишневый сад", "Чайка".

С первых лет своего существования Петербург был городом спортивным. Еще Петр I создает в 1718 году знаменитую "Невскую флотилию", которая стала первым яхт-клубом. В Петербурге XIX века существовали школа плавания и гимнастики, катки, в моде был буерный спорт, проводились соревнования по фигурному катанию, конные скачки. На Крестовском острове уже в начале прошлого века появились теннисные корты, спортивные площадки. Датой рождения отечественного футбола принято считать 13 сентября 1898 года. В этот день на Васильевском острове произошла встреча двух команд первых русских футбольных клубов.

Наконец, в 1925 году началось строительство первого в городе стадиона на Петровском острове (Петровский о-в, 2). До 1991 года он назывался - стадион имени В.И.Ленина. После возвращения Петербургу исторического названия, изменилось и название стадиона, он стал Петровским. Трибуны этого спортивного сооружения вмещают 31 тыс. зрителей, оно хорошо вписалось в общее городское пространство, соразмерно с исторически сложившейся застройкой.

Еще до Великой Отечественной войны было начато строительство стадиона на Морском проспекте (стадион имени С.М.Кирова). Открытие стадиона состоялось в 1950 году. Работами по созданию стадиона руководил архитектор А.С.Никольский.

Его трибуны рассчитаны на 73 тыс. болельщиков. На нем проводятся матчи высшей лиги. Здесь проходили состязания в период Олимпийских игр 1980 года.

Одним из крупнейших в стране крытых сооружений многоцелевого значения является Спортивно-концертный комплекс имени В.И.Ленина (СКК). Он расположен в центральной части Московского парка Победы (пр. Ю.Гагарина, 8). В его создании принимали участие архитекторы И.М.Чайко, Н.В.Баранов, Ф.Н.Яковлев. Зал этого сооружения на 25 тыс. мест может трансформироваться в зависимости от характера использования.

В преддверии 300-летия Петербурга вошел в строй новый Ледовый дворец на 12 тыс. зрителей, построенный к чемпионату мира по хоккею 2000 года (пр.Пятилеток, 1).

Традиция использовать сады и парки Петербурга как культурные комплексы сохранилась и обогатилась в наши дни. Центральный парк культуры и отдыха имени С.М.Кирова на Елагином острове открыт для посетителей с 5 августа 1932 года. За годы существования в парке были предусмотрены не только аллеи, цветники, газоны, лодочная станция, каток и лыжная база. По проекту архитектора К.Л.Иогансена сооружен Большой летний театр на 1600 мест, работали детские мастерские и кружки, школа фигурного катания. Масляный луг близ Елагина дворца (архитектор Дж.Кваренги?). – место проведения массовых гуляний и торжеств.


Петербургская культура продолжает развиваться.

Сегодня в Санкт-Петербурге работают различные музеи:: естественнонаучные и технические (46), литературные (15), художественные (45), исторические (51), краеведческие и этнографические (24). Музеев городской сети - 16 (в том числе Центральный выставочный зал "Манеж") и 18 филиалов, музеев федерального подчинения Министерству культуры РФ- 8 и 11 филиалов, муниципальных музеев - 11, ведомственных музеев - 71, в число которых входят музеи министерств РФ, комитетов городской администрации, сети РАН, вузов города. В общей сложности – это 181 музей.

В ряде музее ведется активная работа по совершенствованию экспозиционной деятельности. Наиболее кардинальные изменения экспозиций происходят в Государственном музее истории города (создание экспозиций "История Петербурга - Петрограда. 1830-1918" в Комендантском доме Петропавловской крепости, "История Петропавловской крепости" в Невской куртине, "История издательского и печатного дела в Санкт-Петербурге в ХУ11 – начале ХХ вв." в Музее печати).

В Петербурге открыты 1270 библиотек, в том числе 188 - общедоступных, 2 библиотеки федерального подчинения, 1080 – ведомственные (в вузах, училищах, театрах и т.д.). По состоянию на 01.01.1999 г. только государственные публичные библиотеки, обслужили более 1 млн. 59 тыс. человек.

В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 100 театров, в том числе: федерального значения - 3, городской сети 20, муниципального подчинения - 21, областного подчинения -3, частные, ведомственные, общественных организаций - около 60.

Ежегодно на площадках Санкт-Петербургских театров проходит чуть меньше 100 премьер ( 92 - в 1997 году., 84 - в 1998 )

В городе действует 65 кинотеатров, в том числе: 46 государственных, 2 муниципальных, 13 частных и 4 смешанных.

Как видим, в городе накоплен колоссальный культурно-исторический потенциал. Наличие этого потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, образования, туризма и коммуникации.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

Гостилицы. Ломоносовский район д. Гостилицы

Писцовые книги упоминают Гостилицы в XVI - XVII веках. Это древнее поселение входило в состав Дятлицкого погоста Водской пятины Новгородской земли. В 1721 году Петр I подарил Гостилицы "строителю каналов" Б.Х. Миниху. На полученных землях их владелец начал создавать пышную усадьбу. Усадебный дом и служебные постройки в "голландском вкусе" располагались на пологом холме у пруда, образованного плотиной. Вокруг был разбит парк с павильонами и беседками.

В 1742 году Миних был сослан Елизаветой Петровной в Пелым, а Гостилицы в 1743 году подарены её фавориту А.Г. Разумовскому. До наших дней с того времени сохранился Грот над родником, питающим гостилицкие пруды, и Троицкая церковь. Каменный дворец, возведенный вместо деревянного, был в 1845 году перестроен "в новом вкусе".


Гостилицы принадлежали Разумовским до 1824 года. При следующем владельце А.М. Потемкине, большие работы проводились в парке.

Несмотря на многочисленные утраты в Гостилицах до сих пор прослеживается планировка и поэтапность развития усадьбы. Дворец стоит в руинах, но церковь Святой Троицы возвращена верующим и отреставрирована.

Извара. В 10-12 км юго-восточнее Волосова раскинулась усадьба с парковыми сооружениями, большим количеством хозяйственных построек и оригинальными по внешнему виду усадебными домами. Это бывшее имение семьи Рерихов - Извара.

Имя Николая Константиновича Рериха, крупного художника, ученого-археолога, философа, писателя, путешественника, широко известно во всем мире. Здесь, в Изваре, в имении отца – известного петербургского нотариуса К.Ф. Рериха, будущий художник обычно проводил лето.

Извара – финское название - Большие Холмы. В окрестностях Извары, как и возле многих деревень нынешнего Волосовского района, находятся славянские курганы-захоронения XI-XVI вв. В 1870-1880 гг. здесь производил раскопки известный русский археолог Л.К. Ивановский, который останавливался в имении. Рерих слушал рассказы Ивановского о жизни древних славян, сопровождал археолога к месту раскопок, и сам уже тогда стал исследовать некоторые курганы.

Тема Древней Руси заняла огромное место в творчестве Н.К. Рериха. В 1893 году в Изваре Рерих написал два этюда "Курганы", работал над картинами "Плач Ярославны" и "Святополк окаянный". Летом 1897 года он написал здесь картину "Гонец. Восстал род на род", которая принесла молодому художнику первый успех.

Сохранился нижний каменный этаж усадебного дома, в котором жил Н.К. Рерих. Деревянный мезонин, где размещалась рабочая комната художника, и нарядная веранда сгорели. Они по проекту архитектора А.Э. Экка были воссозданы с документальной точностью.

Из хозяйственных построек сохранились амбар, конюшня, старинный скотный двор, трехэтажная башня рыбзавода (протоки, соединявшие живописные пруды парка, служили местом разведения форели).

В ансамбль усадьбы входили строения сельскохозяйственной школы – предмета особых забот К.Ф. Рериха. Из трех корпусов её сохранился один каменный.

С Изварой связаны двадцать шесть лет жизни великого человека. Сейчас здесь "Музей-усадьба Н.К. Рериха". Сюда приезжают многочисленные поклонники его творчества и учения.

Елизаветино. Гатчинский район п. Елизаветино. Екатерина II в 1762 году через подставное лицо приобрела это поместье в подарок своему камердинеру Василию Григорьевичу Шкурину. Она щедро вознаградила его за оказанную услугу: он взял сразу же после рождения ее сына (Алексея Григорьевича Бобринского) от Г.Г. Орлова и воспитывал в малолетстве со своими детьми.

В то время это была небольшая усадьба у села Дылицы с деревянными господскими строениями и регулярным садом на двух террасах, созданная полковником Григорием Ивановичем Волконским, в 1712 году получившим от Петра I эти земли. Шкурин сразу же приступил к строительству каменной церкви. Её возвели по проекту известного архитектора С.И. Чевакинского, автора изысканного Никольского собора в Петербурге, освятили в 1766 году во имя Владимирской иконы Божией матери.


Одновременно строились господский дом, службы и хозяйственный двор. Регулярный сад был сохранен, на лугу выкопали большой прямоугольный пруд. Потомки Шкурина ничего в усадьбе не меняли.

Преобразования начались через сто лет, когда имение приобрела в 1852 году княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, урожд. Княжна Белосельская-Белозерская. Архитектор Г.А. Боссе выстроил на месте старого новый каменный одноэтажный с бельведером дом, в котором так тонко имитировал «елизаветинский» стиль, что дом долго считали постройкой ХVIII века.

К середине XIX века деревья разрослись, и регулярный сад приобрел пейзажность, вокруг него на лугу насадили ландшафтный парк со свободными группами дубов, вязов, берез, сосен, елей, пересеченный всего несколькими аллеями, прямоугольному пруду придали свободные очертания, насыпали два островка. Пейзажный парк слился с регулярным, и вместе с домом и церковью составил дворцово-парковый ансамбль, получивший новое название – Елизаветино. Церковь стала усыпальницей князей Трубецких.

В наши дни от заброшенных усадебного дома и церкви долго оставались остовы стен, теперь рухнули и они, но парк великолепен, он кажется природным, хотя еще ощущается рукотворность его создания.

Марьино. Тосненский район. Марьино - детище Софьи Владимировны Строгановой, урожд. Княжны Голициной. В 1793 году она вышла замуж за графа Павла Александровича Строганова и в 1801 году взяла на себя управление Тосненским имением. Его составляли несколько деревень в Новгородском уезде, приобретенные в 1726 году вдовой "именитого человека" Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной. Софья Владимировна оказалась весьма энергичной хозяйкой, почти в три раза увеличила поместье и в честь основательницы рода Строгановых дала ему название Марьино. За шесть лет, с 1813 по 1819 год, усадьба была преобразована в дворцово-парковый ансамбль.

Посередине участка раскинулся полукругом раскрытый в сторону ручья дом-дворец. Его строили по проекту А.Н. Воронихина. От дома по сторонам отходили полуциркульные двойные, разомкнутые посередине на ширину дома колоннады. Сквозная колоннада придавала постройке легкость и воздушность, из круглого парадного двора через просветы открывались далекие виды. В 1817 году существенные изменения в проект внес архитектор И. Колодин. Колоннаду он заменил расширенной закрытой галереей, торцы оформил павильонами, устроил мансардный этаж.

Пластичность фасада усиливали портики, отмечающие входы в главное здание, флигеля и павильоны, с высокими лестницами всходов и лежащими на устоях фигурами львов. Интерьеры отделывались по проектам Ортолани, Ф. Торричелли, Дж.-Б. Скотти и И. Колодина.

Совершенно изменилась вся территория вокруг дома. На другом конце усадьбы, на берегу реки Пальи, построили комплекс «Зеленая мыза» с деревянными служебными и хозяйственными заведениями.