Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1512

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

Деревянные усадебные постройки не сохранились, а в кирпичном корпусе размещается Староладожский историко-краеведческий музей.

Мельгуновы, Томиловы, Шварцы делали большие вклады в Успенский женский монастырь, где было их фамильное захоронение.

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Свято-Иоановский ставропигиальный женский монастырь (СПб., наб реки Карповки, 45). Основатель женского монастыря на Карповке – св. прав. Иоанн Кронштадтский. Строительство монастыря началось весной 1900 г. по проекту архитектора Никонова на участке земли, пожертвованном о. Иоанну купцом Симеоном Раменским.

Определением святейшего Синода в феврале 1903 г. монастырю придан статус самостоятельного. Он назван Иоанновским в честь Иоанна Рыльского, во имя которого был заложен в нижнем этаже здания первый храм обители. Отец Иоанн Кронштадтский освятил его 17 декабря 1901 г.

В монастыре был сооружен собор во имя Двенадцати апостолов с двумя приделами, освященный в 1903 г.

В обители проживало более 350 насельниц. Были открыты белошвейная и золотошвейнай мастерские, своя типография, большая иконописная мастерская.

Иоанн Кронштадтский похоронен на территории монастыря, его усыпальница располагается под церковью св. Иоанна Рыльского. Небольшой, отделанный белым мрамором храм был освящен во имя св. прор. Илии и св. царицы Феодоры, небесных покровителей отца и матери почившего пастыря.

В 1924 г. монастырь официально был закрыт.

В ноябре 1989 г. началось восстановление монастыря. Для храма был изготовлен иконостас – деревянный резной – точная копия бывшего в соборе первоначально. Для него были заказаны и написаны иконы. Купола храма вновь увенчались крестами. На престольный праздник 12 июля 1991 г., собор был освящен. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прославлен Русской Православной Церковью в 1990 г. 25 декабря 1991 г. Иоанновский женский монастырь вновь стал самостоятельным и приобрел статус ставропигиального. В стенах обители открыта воскресная школа.

В 1992 г. был приобретен участок земли в поселке Вартемяки (Ленинградская обл., Всеволожский р-он, п. Вартемяки, Токсовское ш., 11) – бывшее имение графа Шувалова, семья которого в 1917 г. эмигрировала во Францию.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Мужской монастырь (СПБ., наб. реки Монастырки, 1)

Свято-Троицкая Александро-Невская необщежительная мужская Лавра основана в 1712 г. по Указу императора Петра I. Расположена при впадении реки Монастырской в Неву. В 1742 г. стала местом для пребывания Санкт-Петербургских архиереев. В 1797 г. возведена на степень Лавры.


С 1790 г. в Троицком соборе (архитектор И.Е.Старов), за правым клиросом, покоились мощи блгв. Александра Невского, перенесенные в 1724 г. в Лавру из Владимирского Рождественского монастыря. Рака для мощей весом более 86 пудов была сделана из серебра Колыванских рудников.

К 1917 году на территории Лавры располагалось 16 церквей, том числе Троицкий собор, заложенная еще при Петре I Благовещенская церковь (архитектор Д.Трезини). На протяжении двух столетий в храмах Лавры хоронили царственных особ и видных государственных и церковных деятелей.

Здесь покоятся сестра Петра I Наталья Алексеевна, А.В.Суворов, М.В.Ломоносов, А.Н.Воронихин, Н.Н.Ланская (Пушкина), Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский и многие другие.

В 1919 на кладбищах Лавры перестали хоронить, а перед Троицким собором была организована "Коммунистическая площадка" – советский атеистический некрополь. Одновременно шло разграбление церковных ценностей и разрушение монастыря. К 1936 году были закрыты все церкви.

Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища Александро-Невской Лавры стали основой для создания здесь Музея городской скульптуры, позднее Некрополя мастеров искусств.

Возрождение Лавры началось еще в 1956 г., когда Свято-Троицкий Собор был передан Русской Православной Церкви и стал приходским храмом Ленинграда. 3 июня 1989 г. было совершено перенесение из Казанского собора мощей Александра Невского. Летом 1995 г. был частично передан Духовской корпус где и поселилась немногочисленная монашеская братия. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 г. В ноябре 1997 г. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. При монастыре работает иконописная и столярная мастерские, мастерская по пошиву церковных облачений.

Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь расположен на острове Коневец Ладожского озера в 3 км от его западного берега(Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос.Владимировка, о.Коневец).

Название острова происходит от находящегося на его территории Конь-камня, до конца XIV в. служившего местом языческих жертвоприношений.

Основан монастырь в 1393 г. прп. Арсением Коневским. На камне была воздвигнута часовня, затем начал устраиваться монастырь. Был возведен деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1421 г. уже каменный храм был перенесен на настоящее место.

Коневский монастырь был важным культурным центром на Руси, широко известна его просветительская деятельность.

В 1580 г. монастырь был разорен шведами. При царе Федоре Иоанновиче братия вернулась в обитель. Договор 1610 г. о передаче этих земель шведам вновь заставила монахов покинуть монастырь. В ходе Северной войны о.Коневец отошел России. Указом Петра I обитель была передана во владение Деревяницкого монастыря. В конце XVIII в. монастырь стал самостоятельным.


В годы революции обитель оказалась в пределах Финляндии, к 1930 г. здесь оставалось 75 человек братии. При передаче Карелии СССР, братия покинула Коневец, имущество было осквернено и разграблено. В 1945 г. коневецкая братия высказалась за присоединение к Русской Православной Церкви.

Основные храмы – собор Рождества Богородицы, храм прп.Арсения Коневского (построен и осящен свт. Игнатием Брянчаниновым), Святогорский и Коневский скиты.

Свято-Успенский большой Тихвинский монастырь (Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская , 1). Монастырь основан в 1560 г. по мысли Иоанна Грозного при соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, построенном в 1510-1515 гг. великим князем Василием Ивановичем на месте деревянной церкви, основанной в 1383 г. в память явления на этом месте иконы Божией Матери.

В смутное время с 5 июня по 14 сентября 1613 г. монастырь был осажден шведами, которые под началом Делагарди овладели Новгородской областью, в том числе и Тихвинским посадом, но монастырь взять им не удалось, шведы были прогнаны. Через год они пытались вторично взять монастырь, 29 июня 1623 г. монастырь совершенно был сожжен и разрушен пожаром, вскоре восстановлен и до Петра I назывался то великою обителью, то лаврою.

В монастыре было восемь храмов. После революции 1917 г. обитель разделила печальную участь большинства русских монастырей. В конце 20-х годов в монастыре размещался воинский гарнизон, после войны помещения использовались частично для жилья и производственных нужд. С конца 60-х годов архитектурные памятники монастыря были переданы краеведческому музею и начались работы по реставрации монастыря.

В 1995 г. было принято решение о возвращении монастыря Церкви. Тихвинский историко-краеведческий музей и Богородично-Успенский монастырь отныне совместно ведут работу по сохранению и возрождению русской святыни.

Главная святыня монастыря – чудотворная икона Тихвинской Божией Матери "Одигитрия".

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь (Ленинградская область, Лодейнопольский р-он, Андреевщинская волость, д.Старая Слобода).

В начале XVI в. на севере Руси в лесной Свирской пустыни происходит явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому.

По благословению Святой Троицы прп. Александр Свирский строит Троицкий собор, а затем основывает и сам Свято-Троицкий монастырь.

В начале XVII в. в годы польско-католического нашествия монастырь был разорен. После окончания Смуты и восстановления православного Московского царства обитель постепенно возрождается. Именно в это время 17/30 апреля 1641 г. были впервые обретены нетленные мощи прп. Александра Свирского. Мощи перенесли в храм свт. Николая, который построен был самим преподобным и уцелел от разрушения поляками в 1612 г. В 1644 г. мощи в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе.


После 1917 года мощи Александра Свирского были изъяты из монастыря и переданы в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Все иноки вместе с настоятелем были расстреляны.

С 90-х годов в монастыре начались редкие богослужения. В 1995 году здесь было создано православное братство Александра Свирского, и, наконец, в 1997 году состоялась передача обители членам монашеской братии. Мощи Александра Свирского были найдены и сейчас покоятся в церкви Захария и Елизаветы, прилегающей к Преображенскому собору.

Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь (Ленинградская обл., Волховский р-он, Усадищенская вол, пос. Зеленец).

Основан в середине XVI в. прп. Мартирием Зеленецким в местности, известной под именем Зеленого Острова и назывался Зеленою Мартириевою пустынью. Сожжен шведами в 1613 г. и восстановлен при царе Михаиле Федоровиче.

Храмов было 2 – соборный во имя Святой Троицы и зимний в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нижнем этаже соборного храма почивали мощи основателя монастыря Мартирия Зеленецкого.

После 1917 г. монастырь был закрыт. Возрожден в 1992.

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь (Ленинградская обл., Лужский р-н, Скребловская вол., место Череменец).

Монастырь расположен на острове Череменецкого озера, в 20 км от г.Луги. Время основания его с точностью не установлено, по преданию основан в XV веке при Иоанне III. Храмов 2 – соборный во имя св.Иоанна Богослова и в честь Преображения Господня. В соборном храме находилась икона св.Иоанна Богослова.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, возобновлен в 1997 г.

В мае 1999 г. в храмах г.Луги и в древнем Череменецком мужском монастыре состоялись духовные торжества, посвященные св. Иоанну Богослову и его чудотворному Череменецкому образу, который был перенесен в обитель, где появился 525 лет назад.

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Валаамский монастырь расположен на территории Карелии (г. Сортавала, о. Валаам), но относится к Петербургской епархии и без него трудно себе представить духовную жизнь Невских земель.

Монастырь основан в XIV в. на Валаамском архипелаге в Ладожском озере преподобными Сергием и Германом. С 1619 г. монастырь приобретает общероссийское почитание. Его называют "Честною и Великою Лаврою", "Северным Афоном".

В XVII в. обитель была разорена дотла, восстановлена к XVIII., но особого расцвета достигает в XIX в. при игумене Дамаскине. Здесь были свои заводы, ферма, мастерские. Особо привлекало паломников возрожденное старчество.

В 1917-1940 гг. – эта территория отходит Финляндии, куда и были эвакуированы ризница, часть библиотеки, архив Валаамского монастыря, уехала и братия. В местечке Паппиниеми был основан Ново-Валаамский монастырь, существующий и по сей день.

В 1949-1984 гг. в монастырских помещениях располагался дом-интернат для инвалидов войны.


Первые шесть иноков прибыли на остров для возрождения монашеской жизни 14 декабря 1989 г. Началось возрождение общежительной и скитской жизни. Дальнейшее возрождение обители затрудняет проживание в братских келейных корпусах мирян.

При монастыре создана воскресная школа для детей и взрослых. Летом Валаам посещает множество туристов и паломников.



7.4. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга

Согласно рейтингу ООН, Санкт-Петербург занимает восьмое место в списке наиболее привлекательных городов мира. Всемирную славу города составляют Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, Университет, Российская национальная библиотека, Пушкинский дом, Академия русского балета, Филармония. Но особое место в этом перечне принадлежит дворцово-парковым ансамблям Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и Стрельны.

Бурный рост новой русской столицы сопровождался возникновением значительного числа загородных дворцов и парков.

Каждый из пригородов обладает художественной неповторимостью, но вместе с тем они составляют эстетическое целое. Эта целостность придает дворцово-парковым ансамблям неиссякаемую силу эмоционального воздействия, вызывает восхищение у наших современников и, несомненно, найдет понимание и признание у грядущих поколений.

Зарождение дворцово-паркового ансамбля Царское Село связано с освобождением из шведского плена старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и превращением его в столицу русского государства.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба Saris hoff, Saaris moisio ("мыза на возвышенном месте"), а по-русски – Саарская мыза, обозначенная на шведских картах XYII столетия. Сначала мыза была подарена генерал-губернатору А.Д.Меншикову, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I была отписана его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание состоялось в феврале 1712 года).

В 1710-1720 годах на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция, которую стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она превратилась в Царское Село.

На протяжении двух веков Царское Село считалось летней резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлены художественные стили—барокко (постройки Ф.-Б.Растрелли и классицизма (постройки Ч.Камерона, Дж.Кваренги, В.Стасова и других). Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.

Ансамбль Царского Села включает парки: Екатерининский, Александровский, Баболовский и Отдельный. На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, экзотических сооружений, исполненных в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры.