Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1596

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

Малая территория наиболее доступна для наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода информации. На этой территории явственнее сказывается взаимная зависимость исследуемых явлений, поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер – географический или даже страноведческий. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время.

Край

1. Страна, местность, область.

2. В России – административный термин, обычно применяемый к областям, имеющим внешнюю границу, или исключающим автономную республику (область).

3. Географический термин обозначает значительную по пространству и обособленную область.

В узком смысле краем называется любая, хотя бы и незначительная часть территории (округ, бывший уезд).

Всестороннее изучение края, включает целый комплекс явлений и процессов, и, прежде всего:

    1. Природу и все ее элементы (геологию, рельеф, полезные ископаемые, почву, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;

    2. Естественные процессы в жизни природы, в том числе те, которые частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т.д.);

    3. Историческое прошлое и демографию (этнографию, топонимику);

    4. Экономическую жизнь (состояние экономики, промышленность, транспорт и пр.);

    5. Культурную и духовную жизнь населения, (искусство, фольклор, архитектуру, художественные промыслы).

Можно ли требовать, чтобы каждый краевед работал по всем разделам изучения края? Конечно, нет. Одни краеведы работают в обществах охраны природы, другие – в обществах охраны памятников истории и культуры и, наконец, тысячи являются активистами туристских организаций.

В краеведении выделяют несколько направлений:

  1. Природное или физико-географическое краеведение подробно занимается состоянием физико-географической характеристики края – географическое положение, климатические условия, рельеф местности, почвы (природные ресурсы) особенности растительного и животного мира, уникальные ландшафты (природные достопримечательности).

  2. Историческое краеведение – на основе таких наук как археология, искусствоведение, этнография - составляет характеристику исторического развития края (анализируются основные исторические события, происходившие на данной территории, изучается история заселения и застройки края, исследуется происхождение названий и т.д.).

  3. Экологическое краеведение занимается экологией края, т.е. анализом всех элементов живой и неживой природы. Раньше экологическое краеведение входило в природное краеведение, но позже оформилось в самостоятельное направление.

  4. .Искусствоведческое краеведение занимается изучением культурной и духовной жизни края (архитектура, народное творчество, зодчество, искусство, традиции и обычаи населения и т.д.

  5. Литературное – изучает места жизни и деятельности известных поэтов и писателей, а также литературных героев.


Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические приемы этих наук. Однако комплексный характер краеведения, его практическая устремленность, крупномасшабность позволили выработать свои, специфические методы изучения и картографирования края, а также определить основные этапы краеведческого исследования.

1.2. Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения

1 этап. Разыскание или изготовление карт. Масштаб карт соответствует характеру деятельности, целям исследования (изучения). Обычно это 1: 200 000, 100 000, 50 000, 25 000.

2 этап. Разыскание и изучение литературных источников, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов, документов (в том числе отчетов экспедиций).

3 этап проводится часто одновременно со 2 этапом. Это походы и экскурсии, во время которых собираются вещественные и другие материалы и экспонаты, ведутся и записываются наблюдения (объекты фотографируются, песни и сказания записываются на магнитофон и т.д.).

Экскурсии можно разделить на две большие группы:

  • Отраслевые, которые в свою очередь объединяют: природно-географические, исторические, этнографические, литературоведческие, искусствоведческие, архитектуроведческие и т.д. Их задача – изучить те объекты, которыми занимаются соответствующие науки и которые характерны для данного края;

  • комплексные краеведческие экскурсии – по отдельным частям края. В таких экскурсиях наблюдают или изучают сочетание и взаимообусловленность разных сторон истории и современной жизни края, его природно-географической среды, этнографических особенностей, экономики, культурно-просветительных учреждений и местных достопримечательностей.

4 этап. Обработка всех добытых материалов, результатов наблюдений, их обобщение. Составление характеристики края в целом, определение перспектив дальнейшего хозяйственного и культурного развития и преобразования края.

Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные краезнатцы были знатоками своих родных мест.

Сведения о прошлом селений, городов, регионов хранились в памяти народной. Свои знания исторического, географического, хозяйственного характера они передавали из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов, воспитывая любовь к родному краю.

Таким образом, краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.

В нашей стране краеведческие знания отчасти отразились в летописях (XY-XYI вв.) и стали использоваться представителями власти при определении государственных границ, описях дворов и земельных угодий в XY-XYII вв., при поисках руд, строительстве новых городов и пр.


В XYIII в. в краеведении определяются 4 направления: официальное и общественно-демократическое, а также научное и школьное.

Становление научных основ краеведения относится к Петровской эпохе. Указы Петра о сборе "диковинных древностей", об информации о природных, археологических и исторических фактах обозначили государственный подход к развитию краеведческих изысканий, "историописанию" местной жизни.

В 1737 г. историк В.Н. Татищев впервые разослал анкету на места, для того чтобы собрать материалы для своего многотомного труда "История Российская с самых древнейших времен".

По инициативе Императорской Академии наук в Петербурге организуются "академические" экспедиции для изучения и топографического описания разных уголков страны. Значительное участие в этой работе принимал М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.).

Ломоносов составил первый географический атлас России "Ландкарта Российская" и продолжил практику Татищева. Он разослал по всем губерниям специальную анкету (1760 г.) с вопросами о природных богатствах, истории и жизни населения. Тем самым Ломоносов сыграл важную роль в становлении краеведения, т.к. изучение таких анкет способствовало развитию краеведения на местах.

В середине XYIII в. были опубликованы первые описания некоторых областей России. Большей частью экономического характера.

В 80-х гг. XYIII в. такие описания были составлены уже по многим губерниям. Они содержали сведения о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения

Публикация многотомной "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина способствовала развитию исторического краеведения, например, появлению исследования П.А.Словцова о Сибири. Многое сделали для изучения Сибири семьи декабристов (Бестужев, Лунин и др.), революционеры-народники (Кузнецов, Клеменц).

Большое внимание развитию краеведения уделяли провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ: Истории и древностей Российских (основано в 1804 г.), Географического (1845), Археологического (1846).

В процессе развития краеведения в России 2-й половины XYIII в. наряду с научным возникло и школьное краеведение. Начало ему положил еще Ломоносов, который в своей анкете стремился привлечь "малых, особливо крестьянских, детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней". К сбору материала для "Ландкарты Российской" он привлек учеников гарнизонной школы и гимназии при Академии наук. В программах народных училищ в 1782 г. учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губернии и о "народах, тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".

Научные общества влияли на школьное краеведение, на его развитие. Учителя привлекали к исследованиям учеников. Теоретическое обоснование значения местного краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе в связи с изучением учебных предметов принадлежит К.Д. Ушинскому (1863 г.). Материалы краеведческих исследований нередко помещались в литературных журналах – "Сын Отечества", "Отечественные записки" и др. С 1838 г. – очень широко публиковались материалы краеведческих исследований в "Губернских ведомостях".


Для официального направления открылись значительные перспективы в связи с губернской реформой, когда указом Сената от 1 ноября 1777 г. предписывалось подготовить географическое описание всех губерний. В 1784-86 гг. они составлялись по единой программе (характеристика природных условий, экономики, местной истории).

Особенно значительную роль в развитии краеведения сыграло Императорское Русское географическое общество. Оно было создано в 1849 году. Общество составило "Географо-статистический словарь Российской империи", "Полное географическое описание нашего Отечества", организовывало анкетирование, статистическое обследование разных регионов, экспедиции, в том числе такими известными исследователями, как Пржевальский, Грум-Гржимайло и др.

По предписанию Синода составлялись сельские церковно-приходские летописи.

Организационными центрами краеведческих работ в 80-х гг. XIX в. были ученые архивные комиссии и провинциальные научные общества. Центром, установившем связи на местах, стало созданное в 1863 г. "Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии". Это общество значительно расширило круг краеведов-любителей, сделало краеведение поистине демократическим движением.

Первые годы после Октябрьской революции 1917 года получили, по меткому определению С.О.Шмидта, название "золотого десятилетия". Всю научно-методическую работу осуществляло Центральное бюро краеведения (1922 г.). Его возглавлял секретарь Российской Академии Наук С.Ф.Ольденбург. Рядом с ним работали академики Н.Я.Марр и А.Е.Ферсман. Сотрудники Д.О.Святский, В.Н.Семенов–Тянь-Шанский обеспечивали издательскую деятельность. Издавался журнал "Краеведение" (1923-1929 гг.), бюллетень "Известия ЦБК", справочная, методическая литература.

Особую роль в те годы сыграли основатели петербургской школы гуманитарного экскурсоведения Иван Михайлович Гревс (1860-1941 гг.) и Николай Павлович Анциферов (1889-1958 гг.).

К 1930 году Центральное бюро краеведения курировало деятельность 2,3 тысяч краеведческих организаций и экскурсионных станций.

При ЦБК была организована школьно-краеведческая комиссия. С 1923 г. выходит "Советское краеведение", с 1925 – "Известия ЦБК"; в 1925 г. оба журнала объединились в журнал "Советское краеведение" (выходил до 1936 г.). В 1930 г. краеведение было введено в программы педагогических вузов.

В марте 1930 состоялась 4-я Всероссийская конференция по краеведению, где было решено обеспечить подлинную массовость краеведческих организаций, создать краеведческие ячейки на фабриках и заводах, в колхозах, вузах, школах, учреждениях. Руководили ими районные, окружные, областные бюро краеведения.

Однако в 1929 году начались массовые аресты краеведов. В 1937 году Центральное Бюро краеведения было расформировано. Затем последовал разгром краеведения как науки и общественной деятельности. Являясь демократичным по своей природе, краеведение не вписывалось в рамки оформляющейся тоталитарной системы, в политику, направленную на централизацию науки и всех сфер общественной жизни. Самостоятельность краеведческих обществ, желавших подчеркнуть местные особенности, специфику исторического развития того или иного края "машала" намеченным путям развития страны, в силу чего пошел процесс их ликвидации.


Первым шагов в восстановлении краеведческой науки стало основание в 1966 г. ВООПИК (Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры). В это же время были организованы экспедиции "Моя Родина – СССР". Некоторые школы создавали краеведческие атласы по регионам, широкое распространение получило движение за создание краеведческих музеев.

Новый этап в развитии краеведения приходится на конец 90-х годов прошлого века.

В 1989 году был создан Союз краеведов России. Его председателем был избран Сигурд Оттович Шмидт. Сигурд Оттович – сын Отто Юльевича Шмидта, известного государственного и общественного деятеля, академика РАН, руководителя ряда экспедиций по освоению Севера в 40-е годы, Героя Советского Союза. С.О.Шмидт историк, педагог, общественный деятель, академик РАО. Его главная книга по краеведению "Краеведение и документальные памятники".

Современное краеведение в целом сохранило свои функции и организационную структуру.

Функции краеведения.

  1. Научно-исследовательская.

  2. Документирующая.

  3. Просветительская или образовательно-воспитательная.

  4. Организующая.

Организационная структура современного краеведения.

Государственное краеведение (музеи, НИИ, строительные организации, университеты).

Общественное краеведение (научные фонды и общества при НИИ и институтах, общественные музеи, Всероссийское Общество Охраны Природы, Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры, Союз краеведов России.

Школьное краеведение (краеведческие музеи при школах, ДК; на краеведческих станциях).

Предприятия туристского сервиса.



1.3.Топонимика

Большой интерес для краеведа представляет топонимика – раздел науки о собственных именах (ономастики).

Топонимика занимается изучением географических названий, выяснением из происхождения и развития (греческое «топос» - место, «онома» - имя).

Топонимика тесно связана с географией и историей. Видный историк XIX века Надеждин говорил: "Топонимика – это язык Земли, а Земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре" Он считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. А выдающийся русский филолог Я.К. Грот писал, что "топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения" (См.: Опыт исторической географии русского мира//Библиотека для чтения – СПб., 1837. – Т.22, ч.2).

В каждой местности, крае, таким образом, имеются особенности топонимики, отражающее в той или иной степени его историю. Есть такие особенности и в топонимике Ленинградской области.