Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1593

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

К сохранившимся до наших дней относятся и два католических костела- костел Св. Екатерины ( на Невском проспекте) и костел богоматери Лурдской (в Ковенском переулке). Костел св. Екатерины построен в 1762-83 годах. Внутренний декор почти не сохранился. В костеле венчались Е. Гончарова и Ж. Дантес. Здесь захоронены польский король Станислав Понятовский (тело польского короля было уже в советское время перезахоронено в Польше) и французский генерал Моро.

На Невском проспекте 22-24 возвышается ныне отремонтированная и открытая для посещения лютеранская церковь св. Петра 1. Построена в 1832-38 гг. В 1936 году богослужения в ней были прекращены, возобновились только после реконструкции.

На Кирочной улице (название происходит от немецкого слова " кирха"- церковь) находилась лютеранская церковь св. Анны, недавно сильно пострадавшая от пожара. Построена в 1775–1779 гг. В 1939 здание было реконструировано и приспособлено под кинотеатр "Спартак".

Лютеранская церковь Св. Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова является памятником архитектуры раннего классицизма. Построена в 1768-1771 гг.

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Мечеть- центр мусульманской религиозной общины, находится на Кронверском проспекте, 7. В 1882 г. глава мусульман муфтий Тевкелев получил от властей разрешение на строительство собора. Средства собирали мусульмане всей России. Мечеть было разрешено строить там, где в годы основания города была Татарская слобода. Храм строился с 1910-1013 годыАрхитекторы Н.В.Васильев, С.С.Кричинский, А.И.Гоген. За основу композиции был взят мавзолей Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде. На фасадах мечети изречения из Корана Убранство портала и купола создано под руководством художника - керамиста П.К. Ваулина. Внутренняя отделка выполнена в традициях мусульманского зодчества.

Буддийский храм - находится на Приморском проспекте, 91. Строительство храма Будды было начато при участии далай-ламы XIII и российского подданного- ламы Агвана Лобсана Доржиева. Здание храма, в котором использованы мотивы средневековой тибетской архитектуры, строилось с 1909 до 1915 года архитектором Г. Барановским.

Большая Хоральная Синагога - находится на Лермонтовском проспекте, 2. В 1879 году правление еврейской общины Петербурга приобрело участок земли в районе Большой Мастерской улицы (ныне Лермонтовский проспект), на котором с 1883 по 1893 год возводилось здание синагоги по проекту архитекторов И.И. Шапошникова, Л.И. Бахмана, А.В. Малов.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

6.1.Городские постройки первой половины XYIII века.

Петровское и аннинское барокко.

Крепость на Заячьем острове была заложена 16 мая (по новому стилю 27 мая) 1703 года, в праздник Святой Троицы, и этот день считается днем основания Санкт-Петербурга, хотя свое название город получил только 29 июня 1703 года в день закладки в крепости церкви Петра и Павла.


Петропавловская крепость (первое название Санкт-Петербурх) была построена в течение четырех летних месяцев. Были сооружены шесть деревянных бастионов, на которых установлены артиллерийские орудия, а между бастионами — земляные стены (куртины). Впоследствии эти бастионы были названы именами сподвижников Петра, которые руководили их постройкой А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, Н.М.Зотова, К.К.Нарышкина, Ю.Ю.Трубецкого. Один бастион получил название "Государева". В ходе строительства территорию крепости расширили за счет искусственных насыпных участков в русле Невы. Петропавловская крепость строилась по проекту архитектора из Швейцарии Доменико Трезини (1670—1734). По тому времени строительство было грандиозным, равным которому по своим масштабам и сложности в истории России еще не было. Мощные бастионы и куртины высотой 10-12 метров воздвигались на деревянных сваях, которых было забито в зыбкую почву острова более сорока тысяч. Для подхода судов вдоль острова был прорыт канал (его засыпали в 1880-х годах). Для защиты крепости с севера на другой стороне протоки в 1707-1708 гг. создали земляные укрепления, получившие название Кронверка (на этом месте теперь находится музей артиллерии и инженерных войск). За Кронверком, чтобы не закрывать обзор из крепости, был оставлен большой пустырь (ныне его занимает Александровский парк). В 1730-х годах перед куртинами между бастионами возвели каменные сооружения — равелины. Между крепостными стенами и равелинами были прорыты рвы, которые заполнили водой. Крепость приобрела тот вид, который она имеет теперь.

Из крепостных зданий того времени сохранился лишь построенный Д.Трезини Петропавловский собор, где Петр I похоронен. Колокольня Петропавловского собора высотой более 122 метров со шпилем, увенчанным шаром с крестом и вращающейся как флюгер фигурой ангела с крыльями, является одним из основных символов Санкт-Петербурга.

Главной частью города в первые годы после его основания была Петроградская сторона (тогда она называлась Городским островом). На первом этапе застройки города еще не было четкого плана. Первые городские планы были разработаны в середине второго десятилетия XVIII века под руководством Петра архитекторами французом Ж.-Б. Леблоном (1679—1719) и Доменико Трезини. Архитектурный стиль, доминировавший в этот период - петровское (или раннее) барокко.

Период раннего барокко в Петербурге — это строительство парадного центра города (возводятся дворцы вместо хором, специальные здания для правительственных учреждений, музеи и т. д.); здания строят не как попало, а в соответствии с планом городской застройки. Иностранные архитекторы, приглашённые Петром I в Петербург, - Д Трезини, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти, А. Шлютер и др. — обладали разным опытом и разными художественными пристрастиями; это привело к тому, что архитектурные формы раннего барокко очень многообразны. Появляются и русские зодчие, освоившие опыт иностранцев, — М. Г. Земцов, И. К. Коробов, П. М. Еропкин и др. В этот период создаются Летний дворец Петра, Кунсткамера, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство, дворцово-парковые ансамбли — Летний сад, Царское Село, Петергоф и т. п.


На площади, соединенной подъемным мостом с Петровскими воротами Петропавловской крепости, размещались Гостиный двор и рынок, ряд служебных зданий и церковь Св. Троицы, от которой получила свое название Троицкая площадь. Деревянная Троицкая церковь с колокольней была построена в 1709—1711 годах. В ней Петр 22 октября 1721 года принял титул императора (она неоднократно перестраивалась и была снесена в 1929 году). Рядом с площадью, на берегу Невы, располагалась пристань и Мытный двор (таможня). Вдоль берега Невы были построены: сохранившийся до наших дней домик Петра, сооружен 24—26 мая 1703 года из тесаных сосновых бревен и крытый сосновыми дощечками (гонтом), и дома, принадлежавшие сподвижникам царя (Н. Зотову, Г. Головкину, П. Шафирову и др.). В 1723 году вокруг домика была возведена по указу Петра защитная галерея с крышей, а в середине XIX века сооружен защитный футляр.

Для строительства судов и укрепления невских берегов с южной стороны, в 1704 году началось строительство на левом берегу Невы верфи и крепости, получивших название Адмиралтейства. Заложили Адмиралтейство - кораблестроительную верфь и крепость - 5 ноября 1705 г. Место выбрал сам Петр I, составил чертеж - план сооружения Адмиралтейства. В кратчайшие сроки возвели огромный, П-образный в плане комплекс зданий, соединенных друг с другом. На просторном дворе, раскрытом в сторону Невы, устроили стапели и каналы, а в окружавших его с трех сторон крытых строениях разместили мастерские, склады и другие производственные помещения. В центре самого протяженного южного фасада построили башню со шпилем.

Оборонительные сооружения Адмиралтейства состояли из земляных валов с пятью бастионами, рва с переброшенным через него подъемным мостом. Чтобы обеспечить установленным на валу пушкам возможность вести эффективный огонь в случае нападения врага, территорию вокруг верфи-крепости очистили от леса и не застраивали. Позже часть этого пространства заняли главные площади Петербурга - Дворцовая и Сенатская. В 1706 г на верфи был построен первый корабль для Балтийского флота.

В 1719 г. Петр I решил переделать здание Адмиралтейства в камне. Работы поручили только что вернувшемуся после учебы за границей молодому, но талантливому архитектору И. К. Коробову. Он энергично взялся за дело и в 1732-1738 гг. полностью перестроил здание, сохранив его планировку. Вместо одноэтажного сооружения возник двухэтажный каменный корпус с центральной башней. В ее нижнем ярусе был устроен проезд в виде арки, а на завершении - восьмигранный купол с позолоченным шпилем, увенчанным трехмачтовым корабликом-флюгером (на позолоту потратили почти 16,5 кг драгоценного металла). Изящная и стройная башня, созданная Коробовым, явилась подлинным шедевром русского зодчества первой половины XVIII в. Однако в начале XIX в. коробовское Адмиралтейство уже плохо гармонировало с великолепным Зимним дворцом, зданием Сената и другими пышными строениями.


Реконструкцию поручили А. Д. Захарову - с 1805 г. главному архитектору Адмиралтейства. Перестройка продолжалась до 1823 г. Проект реконструкции, разработанный Захаровым, предполагал как внутреннюю перепланировку здания, так и создание новых фасадов. Им зодчий уделил самое пристальное внимание: по его замыслу, они должны были показать величие России и мощь ее флота. Протяженность фасадов Адмиралтейства велика: главный (южный) имеет длину 415 м, а боковые (восточный и западный) - по 172м. В сооружении Захарова архитектура неразрывно связана со скульптурой. Тематику всех скульптур и рельефов задал сам зодчий. К работам были привлечены лучшие ваятели: Ф. Щедрин, И. Теребенев, С. Пименов, В. Демут-Малиновский, А. Анисимов. Адмиралтейство имеет огромное градообразующее значение: от него лучами отходят Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улицы. Шпиль с корабликом – символ и доминанта города. Высота башни со шпилем - 72 м

В Петровское время сформировался еще один значительный историко-художественный комплекс - Алексанро-Невская Лавра.

Основав город и обезопасив его сооружением мощной крепости, Петр I взялся за создание духовного центра. Царь лично выбрал место для него за Смоляным двором, в месте, где Черная речка (сегодня Монастырка) впадает в Неву. Здесь он и повелел заложить монастырь во имя Александра Невского. По преданию, именно на этом месте новгородский князь в 1240 г. одержал победу над шведами (на самом деле это произошло в устье реки Ижоры). Канонизированный церковью и причисленный в 1545 г. к лику святых, князь был объявлен небесным покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г., к трехлетней годовщине победы России в Северной войне, в монастырь по распоряжению Петра I из Владимира перенесли останки Александра Невского. Александро-Невский монастырь стал главным в новой столице русского государства.

Петр I придавал Александро - Невскому монастырю особое значение: по его замыслу, он должен был готовить для церковных учреждений России священнослужителей, лояльных к власти в условиях существования церкви как одной из структур сложного государственного аппарата.

Монастырь был наделен вотчинами, отобранными у других обителей; некоторые, из них полностью перешли в его подчинение.

В 1720 г. здесь организовалась типография, а в 1726 г. - Славяно-греко-латинская семинария, затем преобразованная в Духовную академию.

Первая церковь монастыря, Благовещенская (освящена в 1713 г.), первоначально была деревянной. В 1717-1722 гг. Д. Трезини и Т. Швертфегер перестроили ее в камне. Это трехэтажное сооружение относится к типу "восьмерик на четверике". Верхняя часть посвящена Александру Невскому, нижняя - Сергию Радонежскому. В храме находятся могилы членов царской семьи, видных государственных и военных деятелей России (полководца А. Суворова) Многие из надгробий - настоящие произведения искусства. В 1939 г. в Благовещенской церкви разместился городской музей скульптуры, основу экспозиции которого составили надгробия эпохи классицизма.


Второй этап строительства монастыря был не очень удачным. В 1720-1723 гг. руководил работами архитектор Т. Швертфегер. Он построил новый корпус братских келий. Главным детищем зодчего должен был стать монументальный собор, задуманный в стиле немецкого барокко. Инженерные просчеты привели к тому, что в здании появились трещины. В итоге в 1755 г. недостроенный собор разобрали до основания. В конце 1710-х гг. Д. Трезини выстроил северный корпус монастырских келий.

В 40-60-х гг. XVIII в. в Александро-Невском монастыре работали несколько архитекторов. П. Трезини. подготовил проект Федоровского храма посвященного Федору Новгородскому. Архитектурные формы этого здания аналогичны формам Благовещенского храма. Архитектор М. Расторгуев построил Митрополичий дом, Семинарский и Просфорный корпуса. В последней трети XVIII в. весомый вклад в формирование архитектурного ансамбля Александро-Невского монастыря внес известный русский архитектор И. Старов. Он построил главный храм - Свято-Троицкий собор, Святые ворота монастыря с надвратной церковью иконы Божией матери "Всех скорбящих радость". Свято-Троицкий собор выдержан в стиле раннего русского классицизма; он является одним из самых замечательных архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Здание в плане представляет собой латинский крест. Главное украшение его западного фасада - две двухъярусные колокольни. Колокольни собора симметричны и богато декорированы капителями, карнизами, полуколоннами. Вход в храм оформлен И. Старовым как паперть с шестью колоннами. В скульптурном оформлении его интерьера участвовал известный русский скульптор Ф. И. Шубин. В Свято-Троицком соборе долго находилась рака с мощами Александра Невского (перенесена из Благовещенской церкви в 1790 г., в настоящее время хранится в Эрмитаже). Она изготовлена из чистого серебра, впервые добытого на Колыванском месторождении. В Александро-Невской лавре в разное время возводились и перестраивались разные храмы: церковь-усыпальница Воскрешения Лазаря над могилой царевны Натальи Алексеевны, церковь Святого архангела Михаила при настоятельских покоях; церковь Сошествия Святого Духа - место погребения Санкт-Петербургских митрополитов; церковь Тихвинской иконы Божией матери; церковь Успения Богородицы; Никольская церковь.

В 1797 г. Александро-Невский монастырь получил статус лавры и стал считаться третьим по значимости в стране после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителей. Большая часть его территории занята кладбищами и Митрополичьим садом. В Некрополе XVIII в. (бывшее Лазаревское кладбище) похоронены М. Ломоносов, Д. Фонвизин, И. Старов, Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси, Ф. Шубин, Ж. Тома де Томон, М. Козловский, В. Боровиковский, И. Мартос.

Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) послужил местом захоронения многих деятелей русской культуры: Н. Карамзина, И. Крылова, Ф. Достоевского, В. Жуковского, В. Демут-Малиновского, С. Пименова, Б. Орловского, П. Клодта, М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, В. Стасова, А. Иванова, А. Куинджи, И. Крамского, Б. Кустодиева, Н. Римского-Корсакова и других.