ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Понятие социально-культурной деятельности 4
1. Социально-культурная деятельность православной церкви
2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
3. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины Великой
5. Общественный подъем 60-70-х годов XIX века.
6. Серебряный век как социально-культурный феномен
6.5. Творческие лаборатории художников и выставки рубежа XIX-XX веков
6.6. Организаторская и просветительская деятельность С.П. Дягилева
В последние десятилетия с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки. Инженеры и капиталисты работали над проектом постройки новой, не виданной еще роскоши столицы, неподалеку от Петербурга, на необитаемом острове.
В Петербурге была эпидемия самоубийств. Залы суда наполнялись толпами истерических женщин, жадно внимающих кровавым и возбуждающим процессам. Все было доступно – роскошь и женщины. Разврат проникал всюду, им был, как заразой поражен дворец.
И во дворец, до императорского трона, дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой.
Петербург, как всякий город, жил единой жизнью, напряженной и озабоченной. Центральная сила руководила этим движением, но она не была слита с тем, что можно было назвать духом города: центральная сила стремилась создать порядок, спокойствие и целесообразность, дух города стремился разрушить эту силу. Дух разрушения был во всем, пропитывал смертельным ядом и грандиозные биржевые махинации знаменитого Сашки Сакельмана, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы, сидящей в пятом часу утра в артистическом подвале «Красные бубенцы», – и даже те, кому нужно было бороться с этим разрушением, сами того не понимая, делали все, чтобы усилить его и обострить.
Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающимися и бессильно-чувственными звуками танго – предсмертного гимна, – он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники, – новое и непонятное лезло из всех щелей».
6.2. Религиозно-философские собрания.
В канун мировой войны духовенство перестало смотреть на государство как на надежного покровителя. Наоборот. Конфликт между церковью и государством перед первой мировой войной привел к обострению их взаимоотношений. Такое же обострение обозначилось и в отношениях между государством и обществом.
Народ, власть и церковь находились в том состоянии, когда действие центробежных сил было определяющим. Эти силы относили их друг от друга как раз тогда, когда более всего требовалось согласие и единение.
Поскольку официальная церковь не была способна к прогрессу, наиболее образованные умы начинали для себя искать всякие религиозные ниши. Искания эти, к сожалению, в еще большей степени способствовали разъединению в обществе и в конечном итоге утрате веры вообще.
Вокруг Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус сгруппировались те люди, которые с понятием Бога соединяли понятие свободы, жаждали веры, но не могли мириться с закрепощением церкви государством и во имя духовной правды хотели преобразовать российское политическое бытие.
В кружок, из которого потом выросли религиозно-философские собрания, входил Д.В. Философов человек по натуре религиозный и общественный, из мирискуссников Л. Бакст, склонный к религиозным исканиям и психологическим заострениям. Постоянным посетителем кружка Мережковских был и Александр Бенуа. Глубоко заинтересовался идеей Мережковских П.П. Перцов, почитатель и друг Владимира Соловьева. Особое оживление вносил в кружок В.В. Розанов – писатель и философ. Розанов привел к Мережковским священников и учеников Духовной академии и просто людей, близких к церкви. Соединительным звеном между представителями церкви и не церковными слушателями стал Валентин Александрович Тарнавцев.
Идею выхода на общественную арену горячо отстаивала З. Гиппиус. Она первая решила, что сближение церкви и религиозно настроенной интеллигенции главный русский вопрос, что он всегда был главным для России, что различным отношением к нему в разные эпохи под напором тех или иных исторических причин определялась судьба русской истории.
Гиппиус в книге о Мережковском, написанной ею незадолго до смерти, так говорит о возникновении религиозно-философских собраний: «… мысль наша приняла такую форму: создать открытое по возможности официальное, общество людей религии и философии для свободного обсуждения вопросов церкви и культуры»1.
Религиозно-философские собрания родились в 1901 году. Кроме литераторов на них приглашались и церковные деятели. Председателем религиозно-философских собраний был ректор Духовной академии епископ Сергий, вице-президентом архиепископ Сергий. Главным принципом проведения собраний стали условия «совершенной терпимости»: «все высказываемые взгляды, независимо от их религиозного и философского содержания пользуются одинаковыми правилами обсуждения». На собраниях обсуждали вопросы взаимоотношения церкви и культуры, церкви и государства, христианства и пола, проблемы обновления русского православия.
Собрания просуществовали два сезона. Подводя итоги, Д.С. Мережковский писал: «никакое религиозное учение не оставляло своих последователей в таком огненно-мучительном недоумении, как христианская церковь наших дней… Вот уже два года как длится поразительное недоразумение в этих Собраниях. Нас все время будто обращают в христианскую веру. Мы говорим, что верим, а нам отвечают; неправда, и вы настолько погибшие, что всякий безбожник нам ближе».1
Собрания по приказу П.К.Победоносцева закрыли 5 апреля 1903 года. Всего состоялось 22 заседания. К консенсусу церковники и деятели культуры не пришли. Церковь была не способна воспрянуть к новой жизни, а новое поколение культурной элиты, несмотря на ум и талант вождей, недостаточно созрело еще, чтобы предпринять что-то вроде реформы для углубления православия. Было слишком рано…
И все же от Собраний осталось главное понятие поэзии стало мыслиться в ореоле высшего света, что отвечало глубочайшей потребности русского сердца: чувствовать святым прекрасное.
Религиозно-философские кружки и собрания появляются и в Москве. Несмотря на то, что общая направленность и петербургских и московских собраний поиски истины в религиозной сфере, самый дух собраний в Москве был отличен от петербургского.
«Кружок ищущих христианского просвещения» собирался в особняке доктора Корнилова на Нижней Кисловке. Участниками его были ученый и мыслитель В.А. Кожевников, философы Е.Н. Трубецкой и С.Н. Булгаков, Ф.Д. Самарин (председатель кружка), П.Б. Мансуров (директор Московского архива Министерства иностранных дел, знаток христианского Востока), Д.А. Олсуфьев и Г.А. Гачинский знаток Канта и японского искусства, архимандрит Феодор (в последствии епископ и ректор Московской духовной академии), священник Фудель, наконец сам доктор Корнилов Божий человек; благотворитель и бессребреник.
Это был круг лиц, тесно объединенных своей христианской верой и вместе с тем живших научными, богословскими и религиозно-философскими интересами.
Как и в петербургских религиозно-философских собраниях, в московском кружке был идейный вдохновитель Владимир Александрович Кожевников. Он был серьезным специалистом в самых различных областях, например, в области истории религий, выдающимся специалистом по истории итальянского Возрождения. Он был также большим знатоком идейных и философских течений XVIII века, в особенности тех, которые шли в разрез с господствующим в этом веке рационализмом.
Личность В.А. Кожевникова делала атмосферу собраний в доме Корнилова особенно привлекательной. Здесь проходили дискуссии о Ветхом Завете, о рассказах книги Бытия, обсуждались проблемы материалистического миросозерцания и многое другое. Весь тон, атмосфера этих вечеров были наполнены духовного горения и трезвения, будили и оплодотворяли духовно.
Как видим, религиозно-философские собрания были неотъемлемой частью культурной жизни двух столиц на рубеже XIX-XX веков, и те же вопросы взаимоотношений религии и культуры, религии и государства, религии и философии, вопросы смысла жизни актуальны по сей день и требуют обсуждения.
А.Н. Толстой. «Хождение по мукам»
Сбоку, за длинным столом, освященным двумя пятисвечными канделябрами, сидели члены общества «Философские вечера». Здесь были и председатель общества профессор богословия Антоновский, и … историк Вельяминов, и философ Борский, и лукавый писатель Сакунин.
Общество «Философские вечера» в эту зиму выдерживало сильный натиск со стороны мало кому известных, но зубастых молодых людей. Они нападали на маститых писателей и почтенных философов с такой яростью, что старый особняк на Фонтанке, где помещалось общество, по субботам, в дни открытых заседаний, бывал переполнен…
Во время перерыва девушка пошла в буфетную и стояла у дверей, нахмуренная и независимая. Несколько присяжных поверенных с женами пили чай и громче, чем все люди, разговаривали. У печки знаменитый писатель ел рыбу с брусникой и поминутно оглядывался злыми пьяными глазами на проходящих. Две средних лет, литературные дамы, с грязными шеями и большим бантами в волосах, жевали бутерброды у буфетного прилавка. В стороне, не смешиваясь со светскими, благообразно стояли батюшки. Под люстрой, заложив руки сзади под длинный сюртук, покачивался на каблуках полуседой человек с подчеркнуто растрепанными волосами …– критик, ждал, когда к нему кто-нибудь подойдет».
6.3. Салоны Серебряного века.
Центром притяжения литературного мира Петербурга, наиболее известным салоном столицы в 1900-е годы была «башня Иванова» (квартира находилась на Таврической, 25, в выступе последнего этажа отсюда название). Хозяином салона был поэт-символист Вячеслав Иванов. Практическое воплощение идеи Вячеслава Иванова и близких ему по духу современников нашли в знаменитых «средах» в башне на Таврической. Их посещали Блок, Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Городецкий, Розанов, Бердяев, Мейерхольд, Сомов, Луначарский.
Первая «среда» состоялась 7 сентября 1905 года после возвращения Вячеслава Иванова и его супруги писательницы Лидии Зиновьевой-Аннибал из-за границы.
Обыкновенно в «Башне» читались самые свежие, еще не напечатанные стихи и, разумеется, читались, как тогда было принято, торжественно и нараспев. Часто читались доклады на одну из животрепещущих символистских тем, и тогда возникали нередко весьма горячие прения.
В. Мейерхольд и С.Судейкин затеяли в «Башне» экспромтный спектакль «Поклонение Кресту» Кальдерона. Пьеса была поставлена в ширмах, очень изысканно и поэтично. О постановке на «Башне» пьесы Кальдерона в переводе Бальмонта подробно писал в своих мемуарах В. Пяст: «Башня» была центральным местом для всего художественного Петербурга, как с Эйфелевой, и с нее распространялись радиолучи по городу. Кажется Мейерхольд и Судейкин пришли сами, пришли и остались, совсем «погрузившись в идею». И спектакль, без преувеличения говоря, вышел историческим именно в плане истории театра»1.
Как вспоминает М. Добужинский, Вячеслав Иванов «как собеседник … обладал совершенно особенным обаянием, он был внимателен, весело-умны были его реплики, и так заманчиво и интересно он заводил разные тонкие споры. Льстило и то, что он показывал особенное уважение к художнику как обладателю какой-то своей тайны, суждения которого ценны и значительны»2.
Несмотря на то, что личность хозяина салона Вячеслава Иванова весьма значительна, душой «сред» была Лидия Дмитриевна, не менее, а, может быть более талантливая, чем ее супруг. Н. Бердяев, не пропустивший ни одной из «ивановских сред» писал о ее страстной натуре: «Она была совсем иной натурой, чем Вячеслав Иванов, более дионисической, бурной, порывистой, революционной по темпераменту, стихийной, вечно толкающей вперед и ввысь. Такая женская стихия в соединении с утонченным академизмом Вячеслава Иванова, слишком многое принимающего и совмещающего в себе, образовывала талантливую поэтически претворенную атмосферу общения, никого и ничего из себя не извергавшую и не отталкивающую».3
Фактографический уровень описания любого явления малопродуктивен. Всегда важно понять не только то, что делает отдельный человек или группа людей, но и зачем. Для Вяч.Иванова интеллектуальные разминки гостей, их игры, маскарады, переодевания не были самоцелью. Он вынашивал идею превратить свою «Башню» в институт выращивания новой общности. Волошина-Сабашникова вспоминала, что у Ивановых шел поиск новых живых связей между людьми. Они надеялись, что из новых гармоничных отношений возникнет новая духовность, которая станет плотью и кровью новой общности. Именно поэтому на «Башне» то собирали гостей всех вместе, то разделяли мужчин и женщин, то объединяли их в какие-то группы (общество «друзей Газифа» (Хафиза).
В один день новый тип личности не формируется. Эта работа требует длительного времени и огромных усилий. Но некоторые результаты деятельности «Башни» отметили и современники. Так, М.Горький (об этом свидетельствуют письмо Вяч.Иванова М.М.Замятиной и записи Мейерхольда) говорил, что «Башню» представляют самые интересные люди в России, достойные войти в ее правительство, что опыт их должен быть осуществлен в громадных масштабах – в Москве, Петербурге, везде одновременно.
«Среды» продолжались три года. В начале это были журфиксы скромные собрания друзей и близких знакомых из литературного мира. Обладая особым даром общения В.И. Иванов и Л.Д. Зиновьева-Аннибал, притягивали и соединяли вокруг себя людей самых разных душевных складов и направлений. Они умели незаметно вводить каждого в атмосферу своих интересов, своих тем, своих поэтических или мистических переживаний через путь, которым каждый идет в жизни. Все эти качества способствовали превращению «Башни» в духовную лабораторию, в которой сталкивались и формировались разные идейные и литературные течения.
На третий год своего существования «среды» потеряли интимность, стали слишком многолюдными. Скоро ушла и душа их. В 1907 году Л.Д. Зиновьева-Аннибал умерла от скарлатины.
О «средах» много говорили в Петербурге и не только в Петербурге, о них слагались легенды, они оставили глубочайший след в отечественной культуре.1
Журфиксы (собрания – приемы) устраивал у себя в доме Федор Сологуб. До 1907 года это были только литературные вечера, на которых хозяин дома обязательно читал свои стихи. Салон посещали А.Блок, А. Ремизов, М. Добужинский, Л. Андреев, Б. Зайцев и многие другие.
О вечерах у Сологуба осталось немало мемуарных зарисовок. Рассказывал о них в своей книге «Годы странствий» и Б.Чулков частый гость Сологуба: «В кабинете хозяина, где стояла темная, несколько холодная кожаная мебель, сидели чинно поэты, читали покорно по желанию хозяина свои стихи и послушно выслушивали суждения мэтра, точные и строгие, почти всегда, впрочем, благожелательные, но иногда острые и беспощадные, если стихотворец рискнул выступить со стихами легкомысленными и несовершенными. Это был ареопаг петербургских поэтов»1.