Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1785

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными видами деятельности Клубного учреждения являются:

создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармоний, музеев, любительских объединений и клубов по культурно-познавательным, историко-краеведческим, научно-техническим, природно-экологическим, культурно-бытовым, коллекционно-собирательским и иным интересам других клубных формирований;

организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;

проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов;

демонстрация кинофильмов и видеопрограмм;

организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности, в том числе на абонементной основе;

- • проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;

организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ;

создание благоприятных условий для неформального общения посетителей Клубного учреждения (организация работы различного рода клубных гостиных, салонов, кафе, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т. п.);

организация в установленном порядке работы спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, проведение спортивных выступлений, физкультурно-массовых соревнований, иных спортивных, физкультурно-оздоровительных и' туристических программ;

предоставление в рамках возможностей Клубного учреждения разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению с учетом его запросов и потребностей;

оказание по социально-творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно-досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат музыкальных инструментов, реквизита, продажа репертуарно-методических материалов и т. п.;

осуществление других видов культурно-творческой, культурно-познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям Клубного учреждения».

Основными принципами деятельности Клубного учреждения являются:


обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами, предоставляемыми Клубным учреждением;

гуманистический характер деятельности Клубного учреждения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

По словам В.Е. Новаторова153, миссия клубного учреждения заключается в максимальном удовлетворении потребностей общества и отдельных личностей. От лица общества выступает государство. Оно является своего рода заказчиком, оплачивающим из государственного бюджета определенную часть услуг, оказываемых клубными учреждениями населению. По мнению Н.Ф. Максютина154, таких потребностей государства три:

а) потребность в развитии общественной активности, демократических традиций в массе населения;

б) потребность в формировании гармоничной, творчески активной Личности не только из политического, но и экономического расчета;

в) потребность общества регулировать досуг граждан, направлять, управлять им в целях его рационального использования.

Клубное учреждение, как правило, имеет свой устав. Структура клуба определяется направлениями его деятельности. Структурными подразделениями многопрофильного клуба являются действующие на его базе и по месту проживания творческие самодеятельные коллективы и студии, курсы, кружки, консультационные пункты, базы проката культурно-спортивного инвентаря и реквизита, любительские объединения по интересам и другие инициативные формирования, финансируемые как из средств клуба, так и действующие на началах внутреннего хозрасчета, на условиях срочного договора, коллективного подряда, на правах кооператива155.






Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:

1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2) самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова156 относит:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).


5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

Кроме того, автор в зависимости от целей и задач, стоящих перед коллективом художественной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам157:

1. По ориентации на основные пласты художественной культуры:

  • ориентированная на этнофольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этнофольклорной культурной культуры);

  • ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);

  • оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.

2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:

  • исполнительская деятельность;

  • авторская и авторско-исполнительская;

  • импровизационная.

3. По степени организации и субъекту организации:

  • «неорганизованная»,

  • «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность;

  • самодеятельность нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.).

  • организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социокультурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая.

4. По преобладающему виду деятельности:

  • объединения учебного типа;

  • объединения познавательного и художественно-исследовательского типа;

  • художественно-пропагандистские и художественно-организаторские объединения;

  • игрового типа;

  • творческие;

  • объединения комплексного типа с широким спектром видов деятельности.

5. По месту локализации:

  • сельская художественная самодеятельность;

  • художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

  • художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

6. По возрастному составу:

  • детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;

  • художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп).






Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.




Большинство видов культурно-досуговой деятельности семьи может носить самодеятельный характер и реализовываться как форма любительского творчества.


Формой реализации проекта, адресованного родителям, испытывающим обозначенные выше проблемы, может быть семейный клуб (действующий на базе школы или по месту жительства). Эта форма организации социально-культурной деятельности является наиболее эффективным способом решения социально-педагогических и социально-психологических проблем: семейный клуб позволяет кооперировать воспитательные возможности родителей, создать условия для обмена педагогическим опытом, организовать богатую по формам и содержанию жизнь самодеятельного объединения, которое становится воспитывающей и развивающей социокультурной средой.

Клуб может включать самые разнообразные виды и направления деятельности: кружки конструирования, истории и архитектуры, объединения любителей головоломок и кроссвордов, различные студии, игротеки, организацию прогулок с малышами, приготовление уроков, занятия спортом, организацию совместных праздников, вывоз детей на природу, туристические подходы и поездки в другие города, организацию летних лагерей и др. Организаторами этих видов деятельности могут быть как профессиональные педагоги и психологи, так и сами родители. При это необходимо учитывать, что жизнеспособность и социально-педагогическую эффективность семейных клубов определяет атмосфера доброжелательности и взаимопонимания, педагогически и психологически оптимальные условия для развития творческих способностей как детей, так и взрослых158.



Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

В основе организации досуга с семьей по месту жительства лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные праздники и др.)

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.159



И.И. Гультяев в своем исследовании160 условий развития досуговых интересов семьи отмечает, что ключевыми направлениями совершенствования клубного взаимодействия с семьей являются организационно-управленческие мероприятия по использованию технологий социокультурного менеджмента, связей с общественностью, создания холдинговых структур и продюсерских школ, предполагающих сервисное сопровождение социально-культурной деятельности семьи, развитие семейного любительства и досугового интереса.

Г.А. Аванесова отмечает, что «доминирование в общественно значимом свободного времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что неселение не в состоянии реализовать через коммерческий досуг мноообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа. Запросы людей, связанные с познанием и расширение кругозора, традиционными нормами общения, с обращением к художественной классике, с пребыванием на природе, в экологически здоровой среде, с творческой самореализацией и профессиональным развитием, с народным и самодеятельным искусством, с религиозной активностью и др., пока рассматирваются представителями коммерческого досуга как маргинальные и невыгодные с коммерческой токи зрения»161.

Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры и досуга162:

  • несоответствие содержания и форм культурно-досуговой деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и социальных групп);

  • отсутствие условий выбора по месту жительства форм и содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и запросам населения;

  • сворачивание коммерчески невыгодных, но социально значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема культурных услуг, предоставляемых населению бесплатно);

  • отсутствие у населения реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры;

  • неравное положение различных социальных групп населения с точки зрения доступности культурных ценностей и возможностей для культурной деятельности;

  • недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных с художественным образованием и физическим воспитанием детей и подростков) в силу их значительного удорожания; недостаточность у населения финансовых средств для потребления качественных и полноценных культурно-досуговых услуг;

  • неудовлетворительные условия, препятствующие самовыражению, творческому поиску и развитию личности в сфере досуга (отсутствие необходимых помещений, технического оборудования, материалов, их низкое качество и т.п.);

  • отсутствие ярких и интересных проектов, способных обеспечить аудиторию и привлечь дополнительные источники финансирования;

  • низкая культурная активность населения, выражающаяся в слабой посещаемости учреждений культуры, досуга, снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений;

  • рост предпочтений населения “домашним” формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию семейного досуга;

  • низкий професиональный уровень работников отрасли (в силу снижения качества подготовки в вузах и училищах, несистематичности работы курсов повышения квалификации др.);

  • недостаточная обеспеченность культурно-досуговых учреждений кадрами, способными разрабатывать и эффективно осуществлять социально-культурные программы и т.д.

  • неэффективное использование музейных и библиотечных фондов;

  • неоптимальное размещение инфраструктуры досуга;

  • низкий уровень доступности социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков (отсутствие “своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха, развлечений, творчества);

  • недостаточная информированность культурно-досуговых учреждений о носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов;

  • неспособность (и нежелание) привлечь их к участию в разработке и реализации программ и проектов;

  • низкое качество (или отсутствие) методической помощи учреждениям культуры и досуга;

  • отсутствие информации о новых технологиях в сфере организации культурно-досуговой деятельности.