Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1735

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этап проведения игровой программы во многом зависит от слаженной работы организаторов, это может быть команда или один человек. В последнем случае он выполняет функции всех членов команды.

Как правило, команда состоит из ведущего, помощника ведущего. В отдельных случаях задействованных людей может быть и больше.

В работу ведущего входит работа со зрителем, с игроками, с помощником, с исполнителями, а также работа с реквизитом.

Работа со зрителем подразумевает управление вниманием зрителя, общение со зрителем. Важным в работе ведущего является умение заразить зрителя атмосферой конкурсно-игровой программы.

В работе с игроками необходимо знать логику и ход игры, объяснить задание, добиться его понимания как игроками, так и болельщиками, реагировать на все изменения во время конкурса. Уметь работать с реквизитом, знать его предназначение, в случае необходимости взаимодействовать с помощником, управлять их поведением.

В задачи ведущего также входит объявление о начале игры или конкурса, подведение итогов и награждение победителей. Эти моменты идут в соответствии с основным замыслом мероприятия и во многом зависят от актерского мастерства ведущего.

Работа помощника включает в себя поддержку игроков во время конкурса, взаимодействие с болельщиками во время конкурса, работу с реквизитом, подстраховку ведущего в работе с игроками. Все это требует большого мастерства, особое значение приобретает умение не перетягивать роль ведущего на себя.

Итогом является этап обсуждения результатов всеми организаторами мероприятия. Обсуждение результатов поможет скоординировать работу и избежать ошибок в последующей работе.

Таким образом необходимо подчеркнуть, что игра является универсальным средством организации семейного досуга как в условиях домашних форм, так и в деятельности культурно-досуговых учреждений. Важным моментом является выбор игровых программ с учетом потребностей и интересов семейной аудитории.



Задания для самоподготовки

  1. Какова роль игры в развитии человека?

  2. Выявите роль родителей в организации игровой деятельности детей младшего возраста.

  3. Дайте характеристику основным типам досуговых игровых программ.

  4. Опишите основные этапы подготовки и проведения игровой и конкурсной программы.


Практические задания

  1. Самостоятельно изучите роль, становление и развитие игры как досуговой практики человека в историческом аспекте.

  2. Составьте список универсальных народных игр, применение которых будет уместным в семейной досуговой программе.

  3. Разработайте картотеку семейных конкурсов.

  4. Разработайте на выбор сценарий досуговой программы для семейной аудитории, имеющей детей в возрасте 2-3 лет, 4-6 лет, 7-9лет, 10-12 лет. В чем будет основное отличие разработанной программы от оставшихся?



Список литературы

  1. Гацук С.Ю. Технологические аспекты подготовки анимационных программ // Пятая электронная Всероссийская научно-практическая конференция "Вуз культуры и искусства в образовательной системе региона", Октябрь – декабрь 2007 г. . [Электронный ресурс]: URL: http://smrgaki.ru/8/1/1_11/gacuk.htm

  2. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика : учебное пособие : [для студентов педагогических вузов] / И. Ю. Исаева; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Моск. психолого- социал. ин-т". - Москва: Флинта: МПСИ, 2010. – 193 с.

  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

  4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - 4-е изд., доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 297 с.

  5. Родительская академия : организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов : метод. пособ. для родителей : [в 2-х ч.] / Деп. Образования г. Москвы, Моск. гуманит. пед. ин-т ; [Гайнуллова Ф.С. и др.]. – М. : МГПИ, 2008. - Ч. 1. - 2008. - 126 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://rod-akademiya.narod.ru/dosug1.htm, Ч. 2. - 2008. – 88 с. [Электронный ресурс]. – URL :http://rod-akademiya.narod.ru/dosug2.htm

  6. Рубинштейн С.Л. Игра. / Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - С. 64-75.

  7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М: ООО "Издательство АСТ", 2004. – 544 с. ISBN 5-17-023612-3.

  8. Черевко А.Н. Феномен досуговых игровых практик юношества cовременной России //Социосфера. – 2010. - № 2.

  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.


Тема 6. Организации деятельности любительских объединений


    1. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам


Для досуга как категории социально-культурной сферы характерно динамичное развитие процессов, которые одновременно охватывают различные социальные слои населения и огромную сферу, называемую культурным пространством. В том числе к этим процессам относится непрерывное разделение групп населения в сфере свободного времени по интересам, которое обусловливает неизбежное здоровую конкуренцию досуговых общностей.

Современный досуг, по мнению Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, как социально открытая система переживает период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности148. На практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Авторы отмечают, что в то время как способность и умение части населения самостоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявляется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе и любительских), у большинства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреационных, восстановительных целях явно недостаточен.

Исследования ряда авторов под руководством профессора М.А. Ариарского149, показали, что за последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Характерно, что, если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.

Реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли рамки традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни. Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.


Тем не менее, снятие административных ограничений и идейных запретов по отношению ко многим самодеятельным занятиям привело в постсоветский период к своеобразному взрыву любительского досуга, который принял разнообразные формы. Многие любительские занятия отражают альтернативные формы проведения свободного времени, которые редко встретишь в коммерческих сегментах организованного досуга. Однако многие виды любительского досуга определенным образом пересекаются с организованным отдыхом, индустрией досуга, бизнесом в сфере культуры150.

Увлеченность массы людей определенными любительскими занятиями поддерживается производством соответствующих товаров культурного назначения. Так, существуют индустрия предметов по уходу за домашними животными и их питания, массовое производство товаров для комнатного цветоводства, рыбалки, рукоделия, спортивного инвентаря и т.п.

В различных социальных сетях и интерент-сообществах организуются группы по интересам. Так в популярной социальной сети «Вконтакте» насчитывается 3 798 групп по рукоделию, 15 877 групп, увлекающихся рыбалкой, 301 группа собаководов, 1 309 групп любителей ландшафтного дизайна и садоводства. Аналогичная ситуация и в других социальных сетях «Одноклассники», «Livejournal», «Facebook».

Самодеятельное и любительское творчество приводит к объединению людей в разнообразные общности в соответствии с интересами.

Согласно ст. 3. Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.95 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010), любой человек имеет право на вступление в объединение, «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».

В исследованиях встречаются различные трактовки таких понятий, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любительское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но, по словам Е.И. Григорьевой151, речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления.


На основании различных подходов к проблеме любительского творчества, Е.И. Григорьева предлагает такое определение любительских объединений и клубов по интересам.

Любительское объединение — это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каждого индивида в свободном временном пространстве.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в кружках, студиях, клубах), при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 25.05.2006 N 229 «к художественной самодеятельности относится - форма самоорганизации населения в области народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).

К клубным формированиям относятся: кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности учреждения культуры клубного типа»152.

В своей деятельности Клубное учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами руководящих органов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уставом либо положением Клубного учреждения.

Согласно «Типовому положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, утвержденным Решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 года N 10»,

основными целями клубного учреждения являются: «удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.