Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1729

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно классифицировать аудиторию мероприятия в зависимости от количества человек, так как по мере изменения численности группы меняются и организационные технологии и приемы культурно-досуговой деятельности. По данному критерию выделяют: массовую, групповую, индивидуальную аудиторию.

Основное отличие массовой аудитории – пассивность в поиске и восприятии информации. Взаимоотношения массовой аудитории и организаторов культурно-досуговой деятельности носит вероятностный характер, обращение к массовой информации становится привычным, ритуализированным. Социальные ожидания массового потребителя досуга диктуют производителям досуговых услуг, что именно и в каких формах следует преподносить данной аудитории. Например, СМИ, действующие в условиях массовой культуры, по отношению к аудитории выбирают стратегию расширения, отражающую общую тенденцию к унификации, свойственную массовой прессе и телевидению. Условием унификации для аудитории является свобода доступа к информации. Естественно, что читатель выбирает те источники, которые прошли успешную социальную апробацию, т.е. наиболее популярные.

Кроме того, по отношению к культурно-досуговвой деятельности выделяют такие понятия как «реальная» и «потенциальная» аудитория. К реальной относят аудиторию проводимого досугового мероприятия, а находящуюся вне этого мероприятия к потенциальной. Потенциальная аудитория может перетекать в реальную и наоборот. Потенциальная аудитория латентна, но с ней может вестись работа по формированию ее готовности в разряд реальной27.

Состояние аудитории:

  • состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.;

  • состояние заинтересованности, которые связаны, прежде всего, с характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее подачи;

  • состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

Как отмечает В.Е. Новаторов, самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Важно помнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях. В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.28

Таким образом, основой характеристики аудитории культурно-досуговой деятельности являются интересы и потребности личности:


Интересы, типичные для личности или социальной общности и проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности.

Интерес – сложное и многогранное явление, общая природа которого едина и находит проявление во всех сферах человеческой деятельности (Г.К. Гумницкий, М.В. Демин, Л.М. Архангельский и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что хотя познавательный интерес изучается более сотни лет, единого взгляда на его определение не существует. Исследователи отождествляют его с познавательной потребностью или высшей стадией ее развития (Ш.Бюллер, Л.М.Фридман, В.С.Юркевич, К.Н.Волков), с мотивом (А.М.Петровский, С.Л.Рубинштейн), считают познавательный интерес особым психическим состоянием сознания или организма (Е.К.Стронг, Л.А.Гордон, Ф.Н.Гоноболин, Л.С.Выготский), отношением субъекта познавательного интереса к его объекту (А.Г.Ковалев, Б.М.Теплов, В.Н.Мясищев, Г.И.Щукина), познавательной направленностью личности в целом (Н.Ф.Добрынин, Г.И.Щукина, М.В.Гамезо).

Психологический словарь трактует познавательный интерес как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующей ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (1985, с.124).

По мнению Г.И. Щукиной29, интерес выступает

  • как избирательная направленность психических процессов на объекты и являения окружающего мира;

  • как тенденция, стремление личности заниматься данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

  • как мощный побудитель личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

  • как особое избирательное, наполненное эмоциями, отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Интерес — это, прежде всего результат и форма проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Потребности человека выступают как осознаваемая и переживаемая им нужда в определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и развития, выступающая источником его активности и определяющая характер направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности. Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.


Существуют различные классификации потребностей человека. Потребности делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребность дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому- или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Особо следует сказать о социальных и культурных потребностях, которые относятся ко вторичным и во многом формируются культурной средой, и тесно соотносятся с социальным статусом, уровнем образования и общим развитием личности.

Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека30. Первая группа потребностей - витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа – потребности в безопасности. Третья группа – потребности в любви и признании других людей. Четвертая группа – потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа – потребности самоактуализации.

Н.Ф. Реймерс31 трактует потребности человека как «неотъемлемое свойство человека, нечто единое и неразрывное, состоящее из материально-энергетических и информационных частей, частично компенсирующих друг друга и различающихся временем возникновения последствий, рациональностью и нерациональностью» и объединяет их в группы:

1. Биологические или естественные (анатомо-физиологические, физические) потребности человека;

2. Этолого-поведенческие или психологические потребности;

3. Этнические потребности человека;

4. Социальные потребности человека;

5. Экономические потребности человека.

Для субъекта доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей проявляется особая функция мотива – смыслообразующая.

Потребности и мотивы изменяются с возрастом, поэтому при организации культурно-досуговой работы необходимо учитывать возрастные особенности.

Таким образом, анализ аудитории является важным этапом организации культурно-досуговой работы. При разработке и проектировании досуговых программ необходимо учитывать социально-демографические признаки, возрастные и психологические особенности аудитории. Основой характеристики аудитории культурно-досуговой деятельности выступают интересы и потребности личности.




2.2. Семья как аудитория культурно-досуговой деятельности


Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества.

Гюго В


Важной задачей при организации культурно-досуговой работы с семьей, является анализ семейной аудитории.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.

В Энциклопедическом социологическом словаре понятие семья определяется, как «общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»32.

Такие исследователи семьи как А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья является той средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья - это источник удовлетворения целого ряда потребностей, а также тот коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и сложные требования. На протяжении всей жизни человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья, как один из древнейших социальных институтов человеческого общества, занимает важнейшее место в социальных связях человека. История семьи неразрывно связана с историей общества, семья выступает продуктом данного общества и его своеобразным зеркалом. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. И в настоящее время семья эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом.

Важной особенностью современной семьи, по мнению Ю.А. Гаспаряна33, является то, что женщина покинула семейный очаг, поддержание которого изначально было ее долгом, рождение детей стало запланированным; при этом государство облегчает семейный быт: отапливает, согревает, оказывает прочие бытовые услуги, воспитывает детей, вторгаясь тем самым в традиционные функции семьи. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами.


В последние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей.

В современной ситуации место работы и дом в большинстве случаев разделены. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи – «старшее поколение-родители-дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. Учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить формировании потребительского поведения у целых поколений. Уже по этой причине современному человеку нужно больше свободного (досугового) времени, чем, скажем, крестьянину XVIII века, у которого дом и работа еще совпадали, и он мог воспитывать своих детей в совместной работе. При этом особенно важно, чтобы свободное время было грамотно организованно, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи.

Все современные исследователи признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую ситуацию, в которой этому социальному институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых социально-педагогических и психологических проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания.

Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания, планирование потребительского бюджета и уровня жизни, катастрофического роста количества малообеспеченных семей.

Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Большинство семей испытывают дефицит средств, времени и педагогической компетенции для воспитания и развития детей. Это приводит к тому, что социализация детей все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.

Целый ряд проблем российской семьи становятся очевидными каждому человеку – это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение количества браков, рост количества разводов, увеличение частоты добрачных и половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений; рост числа отказов от детей; подростковая и детская преступность, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи.