Файл: Учебнометодическое пособие для направлений подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование и 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Изучение законов движения на машине Атвуда

Принадлежности: машина Атвуда, сплошная платформа, кольцевая платформа, электромагнит, основные грузы и набор добавочных грузов, капроновая нить, электрический секундомер, выпрямитель (ВС 4-12), соединительные провода.

Введение


Машина Атвуда состоит (смотрите рисунок) из вертикально прикрепленного к основанию 1 стержня 2, на котором нанесена шкала 3, разделенная на сантиметры (в основании 1 имеются корректирующие винты 11 вращением которых, добиваются установки стержня 2 именно в вертикальной плоскости). На вертикальном стержне сверху имеется легкий блок 4, вращающийся с малым трением. Через блок перекинута тонкая капроновая нить 5 с грузами одинаковой массы M. Нить вместе с подвешенными к ней грузами может удерживаться электромагнитом 6.

Массу системы можно изменять небольшими добавочными грузами – перегрузками (2 г, 4 г).

Если на груз M положить перегрузок массой m1, то вся система начнет двигаться равноускоренно.

Величину ускорения можно определить из следующих соображений. На каждый груз будут действовать две силы – сила тяжести и сила натяжения нити, под действием которых грузы и начнут двигаться (если пренебрегать силами трения и считать нить невесомой). Если предположить, что нить нерастяжима, то ускорение правого и левого грузов будут равны по величине и противоположны по знаку. Так как нить невесома, то силы натяжение нити справа и слева будут одинаковы. На основании 2-го закона Ньютона можно написать:

,

,

где а – ускорение системы, T – натяжение нити, g – ускорение свободного падения.

Решение этих уравнений дает величину ускорения и величину натяжения нити:

,



Более точное определение ускорения системы требует учета момента инерции блока. Записанные ранее уравнения должны быть дополнены уравнением, определяющим закон вращательного движения блока.


На машине Атвуда можно проверить законы равноускоренного движения а также второй закон Ньютона, что и является целью работы. Эта проверка носит, однако, приближенный характер из-за наличия сил трения.



Задание № 1. Проверка закона пути.

Порядок выполнения задания

  1. Соберите электрическую схему для Задания № 1 (смотрите рисунок).

  2. Установите сплошную платформу 7 на некоторой высоте и зафиксируйте ее с помощью винта крепления (внимание: максимальная высота –85 см; минимальная высота –40 см; расстояние между ближайшими положениями сплошной платформы не должно быть менее 15 см и более 20 см; рекомендуемый набор высот – 70 см, 55 см, 40 см).

  3. Подайте напряжение от сети переменного тока на секундомер и выпрямитель.

  4. Установив тумблер секундомера 9 в положение «ВКЛ» включите секундомер. Единичным нажатием кнопки «Установка нуля» установите секундомер в нулевое положение (внимание: самостоятельно выявить систематическую ошибку секундомера; если таковая существует – учитывать ее при измерениях).

  5. Установите систему грузов соединенных нитью таким образом, чтобы нижний край правого груза M находился на уровне нулевого деления шкалы.

  6. Установив тумблер выпрямителя 8 в положение «ВКЛ» зафиксируйте нить с грузами с помощью электромагнита в начальном неподвижном положении (внимание: электромагнит должен включаться на очень короткий промежуток времени).

  7. Добавьте на правый груз M некоторое количество добавочных перегрузков (внимание: масса добавочных перегрузков m1 не должна быть менее 4 г и более 14 г).

  8. Приподнимите (не перемещая) сплошную платформу.

  9. Установка готова к работе.

Принцип работы установки. Когда цепь электромагнита будет разомкнута, то система, как было сказано выше, начнет двигаться равноускоренно, при этом одновременно, секундомер, начнет отсчитывать время движения. В момент удара груза о сплошную платформу (и ее опускании), ток в цепи секундомера исчезнет

, и секундомер остановится. Его показания дадут время движения t грузов.

Изменяя положение сплошной платформы на стержне, получают для разных высот S различные времена движения груза t, но при одной и той же массе добавочного перегрузка m1 ускорение системы будет оставаться неизменным, и, поэтому, должно выполняться (приближенно) соотношение:

,

проверку правильности которого, и ставит целью первое задание.

Примечание. Проверку данного соотношения провести для трех различных по массе добавочных перегрузков (m1, m2 m3,) и для трех положений сплошной платформы. Время для каждого положения платформы для одного добавочного перегрузка измерить три раза и взять среднее арифметическое значение (всего 27 измерений времени). Результаты измерений занести в таблицы (3 таблицы). Сделать подробный вывод по проделанной работе.

Таблица (масса добавочного перегрузка m1)

S, м










t, c













































































Таблица (масса добавочного перегрузка m2)

S, м










t, c












































































Таблица (масса добавочного перегрузка m3)

S, м










t, c













































































Задание № 2. Проверка закона скорости .

Порядок выполнения задания

  1. Соберите электрическую схему для Задания № 2 (смотрите рисунок).

  2. Установите сплошную платформу на некоторой высоте и зафиксируйте ее с помощью винта крепления.

  3. Установите кольцевую платформу 10 на некоторой высоте, несколько выше сплошной платформы, и, также зафиксируйте ее с помощью винта крепления (внимание: в данном задании кольцевая платформа ставиться на те же самые высоты, на которых в первом задании находилась сплошная платформа, а расстояние между платформами не должно быть менее 15 см и более 20 см).

        1. Подайте напряжение от сети переменного тока на секундомер и выпрямитель.

        2. Установив тумблер секундомера 9 в положение «ВКЛ» включите секундомер. Единичным нажатием кнопки «Установка нуля» установите секундомер в нулевое положение (внимание: самостоятельно выявить систематическую ошибку секундомера; если таковая существует – учитывать ее при измерениях).

        3. Установите систему грузов соединенных нитью таким образом, чтобы нижний край правого груза M находился на уровне нулевого деления шкалы.

        4. Добавьте на правый груз M некоторое количество добавочных перегрузков (внимание: в данном задании масса добавочных перегрузков m1 должна быть такой же, как и в первом задании).

        5. Приподнимите (не перемещая) сплошную платформу.

        6. Установка готова к работе.

Принцип работы установки. Когда цепь электромагнита будет разомкнута, то система, как было сказано выше, начнет двигаться равноускоренно. При прохождении грузом кольцевой платформы добавочные перегрузки замыкают цепь секундомера, и секундомер начинает отсчитывать время движения груза, между платформами. В момент удара груза о сплошную платформу (и ее опускании), ток в цепи секундомера исчезнет, и секундомер остановится. Его показания дадут время движения t грузов.

Изменяя положения сплошной и кольцевой платформ на стержне (не меняя при это расстояние между самими платформами), получают для различных положений платформ, различные времена движения груза t. Но, как и в первом задании, при одной и той же массе добавочного перегрузка m1 ускорение системы будет оставаться неизменным, и, поэтому, должно выполняться (приближенно) соотношение: