Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова).
Современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству.
Дети с эмоциональными нарушениями
Педагог должен оказывать повышенное внимание тем детям, которые оказываются часто или систематически в ситуации неуспеха в учебной деятельности. Если ребенок часто находится в школе в ситуации неуспеха, то его реакция на неуспех носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. Для школьника эти реакции носят защитный характер, он не желает допустить в сознание что-либо, способное поколебать его самооценку. Поэтому, например, повышенная обидчивость как одна из форм аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что несправедливы окружающие — учитель, поставивший низкую оценку, родители, наказавшие его ни за что, одноклассники, подшучивающие над ним, и т.д. Педагоги порой не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, обращают внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс
; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для них являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной дидактогений, т.е. негативных психических состояний учащегося, вызванного неправильным отношением учителя: школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.
К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения младших школьников, относятся:
1) природные особенности (например, тип темперамента: холерики часто повышенно возбуждены, агрессивны, меланхолики плаксивы, ранимы, застенчивы);
2) социальные факторы:
— тип семейного воспитания (непринятие ребенка, тревожно-мнительное воспитание, гиперсоциальное воспитание, эгоцентрическое воспитание);
— отношение учителя;
Различные формы игровой терапии, имаготерапии (терапии образами), сказкотерапии, арттерапии (прорисовывание своих чувств), прослушивание музыки, внимание и понимание ребенка, доброжелательное общение с ним, помощь в учебе — способны помочь решить эмоциональные проблемы младших школьников.
Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — это результат длительного зажима эмоций.
В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.
Психологическая служба в школе
В настоящее время уже никому не придет в голову полемизировать на тему: «Нужна или не нужна психологическая служба школы?». Вопрос этот закономерно переведен в иную плоскость, где обсуждается, как конкретно организовать деятельность психологической службы, максимально ее оптимизировав.
Для того чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям и чтобы ее деятельность существенно повышала эффективность школы как педагогической системы, необходимо поставить психологическую службу на системную основу, адекватную реальным условиям педагогического процесса.
Чтобы организация психологической службы школы носила системный характер, должны учитываться следующие принципы:
1) принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более общей системы «школа». Системообразующим компонентом является здесь цель или результат (как степень достижения цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) является развитие личности учащегося. Отдельные подсистемы школы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т.д.);
2) принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на целое, как на систему. Это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, по нашим оценкам — не менее 70%;
3) принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога в структуре психологической службы школы. При этом на педагога возлагается проведение индивидуальной психолого-педагогической (консультационной, коррекционной, воспитательной) работы с учащимися. Данный принцип обоснован не только утилитарно, но имеет и более глубокий содержательный смысл, поскольку отражает представление о педагоге не только как об «учителе-предметнике», но и как о педагоге-психологе, профессионале в области воспитания и развития личности. Реализация этого принципа по существу означает переход от классической модели индивидуального консультирования «психолог—учащийся, к специфической модели школьной психологии «психолог—педагог—учащийся». Реализация этой модели предъявляет высокие требования к профессионализму педагога, а также способствует его развитию в профессиональном и личностном плане;
4) принцип достаточной ограниченности касается выбора диагностических методик и создания в данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными в плане временных затрат. В свою очередь, созданная система методик должна быть достаточно полной, с тем чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности: психические процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация;
5) принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их как элементов школьной системы. Причем это взаимосодействие направлено на достижение фокусированного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как личности и субъекта деятельности;
6) принцип развития является центральным системообразующим компонентом.
Б) практические (семинарские) занятия
Семинар № 1.
Педагогическая психология: ее основные характеристики
1.Три этапа становления педагогической психологии. Дайте характеристику каждому из этапов.
2.Психодиагностика в педагогическом процессе.
3.Основные требования к психодиагностическим методикам и их пользователям.
4.Тестирование как основной психодиагностический инструмент.
Литература:
-
Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В.Дубровиной.
-М.: Международная педагогическая академия, 1995
-
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. -М.: Владос, 2000, с.26-54 -
Зимняя И.А. Педагогическая психология. -Ростов/Дон.: Феникс, 1997 -
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.
-М.: Просвещение, 1993
Семинар № 2
Методы педагогической психологии
1.Охарактеризуйте методы, используемые в педагогической психологии (методы опроса, метод наблюдения, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности).
Для решения каких проблем целесообразно использовать каждый из этих методов?
В чем достоинства названных методов?
Какие трудности могут возникнуть при использовании названных методов?
2.Творческое задание.
Составьте анкету для выявления одной из психолого-педагогических проблем по разным направлениям работы психолога:
-
с родителями; -
учащимися; -
учителями,
учитывая все требования к ее построению.
Литература:_1.'>Литература:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003, с. 28-39.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997, с. 36 – 50.
Семинар № 3
Педагог как субъект педагогической деятельности
-
Субъектные свойства педагога. Различные подходы к их определению. -
Психофизиологические предпосылки деятельности педагога. -
Педагогические способности, их характеристика и классификации. -
Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.
Литература:_В.М._Минияров._Педагогическая_психология._Учебное_пособие._М.:_Изд-во_Московского_психолого-социального_института._2005_._С.60-63Семинар_№_6'>Литература:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2003, С. 132-153
2.Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980, С. 339 – 345.
Семинар № 4.
Педагогическая деятельность
1.Общая характеристика стиля деятельности.
2. Индивидуальный стиль деятельности.
3.Стиль педагогической деятельности.
Литература:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.:Логос, 2003, С. 278-285
Семинар № 5.
Психологические основы педагогического воздействия
1.Дайте характеристику психологическим механизмам педагогического воздействия.
2.Подберите и проанализируйте различные педагогические ситуации, встречавшиеся в вашей педагогической практике. Обсудите эти ситуации и предложите разные варианты их решения с использованием психологических механизмов воздействия.
3. Разработайте:
-
«Памятку родителя от ребенка» -
«Памятку ребенку от родителя».
Литература:
В.М. Минияров. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 2005 . С.60-63