Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конкретной социально-культурной среде. Воспи­тание должно предоставлять личности возможность производить посильные изменения окружения в направлении своего развития и самосовершенствования.

Цели воспитания, как правило, определяются те­ми социально-экономическими условиями и поли­тическими устройствами государств, в которых на­ходится семья.

В новых социально-экономических условиях Р.СНемов определяет цель воспитаниячерез формирование и развитие ребенка как личности обладающей теми полезными качествами, ко­торые ей необходимы для жизни в обществе. Цель воспитания третьего тысячелетия можно опреде­лить как формирование духовной и свободной лич­ности, способной воспроизводить себе подобных

Под духовной личностью следует понимать челове­ка, способного отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам, чем сиюминутным потребностям и влечениям. Свободной личностью
можно считать ту, которая стремится к внутренней независимости.

3.Задачами воспитания являются те, которые обеспечивают достижение поставленной цели: создание устойчивой семьи, способной формиро­вать духовные ценности и нравственные идеалы ребенка в период его становления как личнос­ти;

  • создание экономических, политических, со­циальных условий, обеспечивающих свободное существование семьи, необходимых для формирования у ребенка нравственной культуры, как стержня, составляющего характер личности за счет построения гуманных внутрисемейных педагогических отношений;

  • обеспечение психолого-педагогических условий для внутреннего саморазвития и самосовершенствования личности и процессе самовоспитания.

3.Критерии и показатели воспитанности


Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

  1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

  2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

  1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

  2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

  1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

  2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

  1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

  2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Показатели воспитанности учащихся

  • идеалы, ценностные ориентации, характер нравственных представлений и жизненных ценностей; умение отстаивать свои убеждения и взгляды; готовность к самосовершенствованию;



  • качества гражданина, отношение к Родине, уважение государственных символов, бережное отношение к истории, уровень активной жизненной позиции;

  • качества школьника: прилежание, трудолюбие, старательность, добросовестность в учении; регулярность и систематичность занятий, умение ставить цели, планировать свою деятельность;



  • качества семьянина (отношение к семье, уважение к родителям...), уровень умения строить отношения с людьми, уровень владения основами культуры поведения в быту;



  • качества делового человека (решительность и предприимчивость, умение преодолевать трудности, уверенность в себе/ умение разбираться в людях;



  • готовность к межличностному общению (умение легко входить в контакт с другими, умение предупреждать и гасить конфликты, уровень культуры речи, объём словарного запаса);



  • экологическая воспитанность (бережное отношение к природе);



  • умение самоконтроля, самооценки, давать оценку качествам своей личности, адекватность уровня самооценки.




Лекция 17 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ(продолжение)

  1. Теории и концепции развития и воспитания (психоаналитическая, когнитивная, бихевиористская, гуманистическая, воспитания и деятельностная теории).

  2. Системный подход к развитию и воспитанию личности.

1. Теории воспитания

Можно выделить три теории воспитания, в основе которых существует множество концепций, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких концепций выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология. Одна из теорий воспитания утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. В основе второй теории лежат концепции З.Фрейда, У.Макоауголла, Э.Кречмера и других, считающих, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Вторую теорию можно было бы обозначить как биогенную. В последующем появляется теория социогенная, в основе которой лежит идея о почти исключитель­ной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий.

В настоящее время нет какой-то единой тео­рии, способной дать четкое представление о тео­рии воспитания, чаще всего мы имеем дело с тео­ретическими концепциями воспитания и разви­тия в рамках определенных психологических направлений. Можно выделить несколько кон­цепций воспитания и развития в педагогической психологии.

2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории

К психоаналитическим теориям следует отнес­ти теории психосексуального и психосоциального развития.

Концепция психосексуального развития З.Фрейда основывалась на прохождении детьми пяти стадий психосексуального развития. На каж­дой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источни­ком получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удо­вольствию и ограничениями, накладываемыми сна­чала родителями, а затем и "Суперэго".


Фрейд выделил следующие стадии психосек­суального развития.

На первой, оральной стадии, от рождения до 2 лет, эрогенной зоной является рот. Энергия мла­денца направлена на то, чтобы получить удовлет­ворение через рот (в основном, прием пищи и соса­ние каких-то предметов). Чрезмерное удовлетво­рение на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то ос­нований. И наоборот, неудовлетворенность, неп­риятные ощущения в этот период могут обусло­вить формирование очень зависимого взрослого. О людях, которые постоянно раздражены, агрессив­ны или саркастичны, склонны к перееданию, гры­зут ногти, много говорят, курят, любят жеватель­ную резинку, леденцы З.Фрейд сказал бы, что все они "застряли на оральной стадии развития".

На второй, анальной стадии, от 2 до 3 лет, главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета. Внима­ние ребенка сосредоточивается на анальной об­ласти, на выделениях и испражнениях. Дети, ус­пешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккурат­ностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приу­чение к туалету может обернуться тем, что ребе­нок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, ес­ли родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негати­визму, анархичности и лидерству.

На третьей, фаллической стадии, от 4 до 5 лет, дети внимательно изучают свои половые органы, и глав­ным источником удовольствий для ребенка становит­ся пенис или клитор. Согласно Фрейду, в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляют­ся симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфлик­ты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчи­ков) и комплексом Электры (у девочек).

Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола, что и они. При этом такие дети начинают копиро­вать образцы поведения, интонации речи, причес­ки, и т.п. родителей соответствующего пола. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут "комплекс Электры" всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-раз­ному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.


На четвертой, латентной стадии, от 6 до 12 лет, ли­бидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представите­лями того же пола, что и они, начинают не только ко­пировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

На пятой генитальной стадии от 12 до 18 лет, сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удо­вольствия становится половое сношение с предста­вителем противоположного пола.

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личност­ные характеристики закладываются в пять-шесть лет, что и ограничивало представление об истин­ном становлении личности ребенка. В отличие от З.Фрейда, Э.Эриксон чаще употребляет понятие "социальное развитие", подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.

Э.Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных уме­ний и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.

На каждой из восьми стадий человек испытыва­ет специфический кризис, суть которого составля­ет конфликт между противоположными состояни­ями сознания и психики.

Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему.

1. Конфликт между доверием и недоверием к ок­ружающему миру (с рождения до 1 года).

2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года).

3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет).

4. Конфликт между трудолюбием и чувством не­полноценности (6-11 лет).

5. Конфликт между пониманием принадлежнос­ти к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет).

6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).

7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возраст­ных проблемах (средняя взрослость).

8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление).

Э.Эриксон полагал, что если эти конфликты раз­решаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с со­бой необходимость решать противоречия, свой­ственные не только для данной стадии, но и для пре­дыдущей. Однако это дается гораздо труднее.