Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 688
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конкретной социально-культурной среде. Воспитание должно предоставлять личности возможность производить посильные изменения окружения в направлении своего развития и самосовершенствования.
Цели воспитания, как правило, определяются теми социально-экономическими условиями и политическими устройствами государств, в которых находится семья.
В новых социально-экономических условиях Р.СНемов определяет цель воспитаниячерез формирование и развитие ребенка как личности обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цель воспитания третьего тысячелетия можно определить как формирование духовной и свободной личности, способной воспроизводить себе подобных
Под духовной личностью следует понимать человека, способного отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам, чем сиюминутным потребностям и влечениям. Свободной личностью
можно считать ту, которая стремится к внутренней независимости.
3.Задачами воспитания являются те, которые обеспечивают достижение поставленной цели: создание устойчивой семьи, способной формировать духовные ценности и нравственные идеалы ребенка в период его становления как личности;
Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
Критерии воспитанности условно можно подразделить:
Можно выделить две группы критериев воспитанности:
Можно выделить:
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
Показатели воспитанности учащихся
Лекция 17 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ(продолжение)
1. Теории воспитания
Можно выделить три теории воспитания, в основе которых существует множество концепций, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких концепций выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология. Одна из теорий воспитания утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. В основе второй теории лежат концепции З.Фрейда, У.Макоауголла, Э.Кречмера и других, считающих, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Вторую теорию можно было бы обозначить как биогенную. В последующем появляется теория социогенная, в основе которой лежит идея о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий.
В настоящее время нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление о теории воспитания, чаще всего мы имеем дело с теоретическими концепциями воспитания и развития в рамках определенных психологических направлений. Можно выделить несколько концепций воспитания и развития в педагогической психологии.
2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
К психоаналитическим теориям следует отнести теории психосексуального и психосоциального развития.
Концепция психосексуального развития З.Фрейда основывалась на прохождении детьми пяти стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала родителями, а затем и "Суперэго".
Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития.
На первой, оральной стадии, от рождения до 2 лет, эрогенной зоной является рот. Энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот (в основном, прием пищи и сосание каких-то предметов). Чрезмерное удовлетворение на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. О людях, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, леденцы З.Фрейд сказал бы, что все они "застряли на оральной стадии развития".
На второй, анальной стадии, от 2 до 3 лет, главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета. Внимание ребенка сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к туалету может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности и лидерству.
На третьей, фаллической стадии, от 4 до 5 лет, дети внимательно изучают свои половые органы, и главным источником удовольствий для ребенка становится пенис или клитор. Согласно Фрейду, в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляются симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).
Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола, что и они. При этом такие дети начинают копировать образцы поведения, интонации речи, прически, и т.п. родителей соответствующего пола. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут "комплекс Электры" всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.
На четвертой, латентной стадии, от 6 до 12 лет, либидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, что и они, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.
На пятой генитальной стадии от 12 до 18 лет, сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.
Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личностные характеристики закладываются в пять-шесть лет, что и ограничивало представление об истинном становлении личности ребенка. В отличие от З.Фрейда, Э.Эриксон чаще употребляет понятие "социальное развитие", подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.
Э.Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных умений и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.
На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.
Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему.
1. Конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру (с рождения до 1 года).
2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года).
3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет).
4. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет).
5. Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет).
6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (средняя взрослость).
8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление).
Э.Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственные не только для данной стадии, но и для предыдущей. Однако это дается гораздо труднее.
Цели воспитания, как правило, определяются теми социально-экономическими условиями и политическими устройствами государств, в которых находится семья.
В новых социально-экономических условиях Р.СНемов определяет цель воспитаниячерез формирование и развитие ребенка как личности обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цель воспитания третьего тысячелетия можно определить как формирование духовной и свободной личности, способной воспроизводить себе подобных
Под духовной личностью следует понимать человека, способного отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам, чем сиюминутным потребностям и влечениям. Свободной личностью
можно считать ту, которая стремится к внутренней независимости.
3.Задачами воспитания являются те, которые обеспечивают достижение поставленной цели: создание устойчивой семьи, способной формировать духовные ценности и нравственные идеалы ребенка в период его становления как личности;
-
создание экономических, политических, социальных условий, обеспечивающих свободное существование семьи, необходимых для формирования у ребенка нравственной культуры, как стержня, составляющего характер личности за счет построения гуманных внутрисемейных педагогических отношений; -
обеспечение психолого-педагогических условий для внутреннего саморазвития и самосовершенствования личности и процессе самовоспитания.
3.Критерии и показатели воспитанности
Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
Критерии воспитанности условно можно подразделить:
-
на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; -
«мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.
Можно выделить две группы критериев воспитанности:
-
содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; -
оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Можно выделить:
-
общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; -
частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
-
связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; -
связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Показатели воспитанности учащихся
-
идеалы, ценностные ориентации, характер нравственных представлений и жизненных ценностей; умение отстаивать свои убеждения и взгляды; готовность к самосовершенствованию; -
-
качества гражданина, отношение к Родине, уважение государственных символов, бережное отношение к истории, уровень активной жизненной позиции; -
качества школьника: прилежание, трудолюбие, старательность, добросовестность в учении; регулярность и систематичность занятий, умение ставить цели, планировать свою деятельность; -
-
качества семьянина (отношение к семье, уважение к родителям...), уровень умения строить отношения с людьми, уровень владения основами культуры поведения в быту; -
-
качества делового человека (решительность и предприимчивость, умение преодолевать трудности, уверенность в себе/ умение разбираться в людях; -
-
готовность к межличностному общению (умение легко входить в контакт с другими, умение предупреждать и гасить конфликты, уровень культуры речи, объём словарного запаса); -
-
экологическая воспитанность (бережное отношение к природе); -
-
умение самоконтроля, самооценки, давать оценку качествам своей личности, адекватность уровня самооценки.
Лекция 17 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ(продолжение)
-
Теории и концепции развития и воспитания (психоаналитическая, когнитивная, бихевиористская, гуманистическая, воспитания и деятельностная теории). -
Системный подход к развитию и воспитанию личности.
1. Теории воспитания
Можно выделить три теории воспитания, в основе которых существует множество концепций, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких концепций выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология. Одна из теорий воспитания утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. В основе второй теории лежат концепции З.Фрейда, У.Макоауголла, Э.Кречмера и других, считающих, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Вторую теорию можно было бы обозначить как биогенную. В последующем появляется теория социогенная, в основе которой лежит идея о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий.
В настоящее время нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление о теории воспитания, чаще всего мы имеем дело с теоретическими концепциями воспитания и развития в рамках определенных психологических направлений. Можно выделить несколько концепций воспитания и развития в педагогической психологии.
2.Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории
К психоаналитическим теориям следует отнести теории психосексуального и психосоциального развития.
Концепция психосексуального развития З.Фрейда основывалась на прохождении детьми пяти стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала родителями, а затем и "Суперэго".
Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития.
На первой, оральной стадии, от рождения до 2 лет, эрогенной зоной является рот. Энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот (в основном, прием пищи и сосание каких-то предметов). Чрезмерное удовлетворение на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. О людях, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, леденцы З.Фрейд сказал бы, что все они "застряли на оральной стадии развития".
На второй, анальной стадии, от 2 до 3 лет, главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета. Внимание ребенка сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к туалету может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности и лидерству.
На третьей, фаллической стадии, от 4 до 5 лет, дети внимательно изучают свои половые органы, и главным источником удовольствий для ребенка становится пенис или клитор. Согласно Фрейду, в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляются симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).
Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола, что и они. При этом такие дети начинают копировать образцы поведения, интонации речи, прически, и т.п. родителей соответствующего пола. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут "комплекс Электры" всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.
На четвертой, латентной стадии, от 6 до 12 лет, либидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, что и они, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.
На пятой генитальной стадии от 12 до 18 лет, сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.
Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личностные характеристики закладываются в пять-шесть лет, что и ограничивало представление об истинном становлении личности ребенка. В отличие от З.Фрейда, Э.Эриксон чаще употребляет понятие "социальное развитие", подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.
Э.Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных умений и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.
На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.
Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему.
1. Конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру (с рождения до 1 года).
2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года).
3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет).
4. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет).
5. Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет).
6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (средняя взрослость).
8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление).
Э.Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственные не только для данной стадии, но и для предыдущей. Однако это дается гораздо труднее.