Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специфика педагогического общения

Второе качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения, по А.А. Брудному, может быть соотнесена в общем плане с трансляционной. Обучающая функция — как проявление трансляционной, которая присуща всем формах научения человека (в игре, в повседневном бытовом взаимодействии с другими людьми), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы — дошкольном, школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников, учеников между собой. Как подчеркивает А.А. Брудный, «...общение учителя с учениками инст: рументально, ибо имеет целью координацию совместных действий в учебном процессе. Естественно, что при этом общение выполняет трансляционную функцию. Но не менее естественно, что для настоящего педагога общение с учащимися всегда самовыражение...» .

Начало формы

Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения:

  • общение педагога с отдельными учащимися;

  • общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;

  • общение с коллективом в целом

общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии.

У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения.

2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.

Физическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых - наоборот.

  1. Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше.

  2. Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше.

  3. При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей.

  4. Уверенность в себе тоже влияет на общение.


3.Ролевые позиции в общении

Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:

  • Пристройка сверху;

  • Пристройка снизу;

  • Пристройка рядом.

Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу.

Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность.

Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность.

Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие:

Дитя – Пристройка снизу;

Родитель – Пристройка сверху;

Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения.

4.Уровни общения

Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.

Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.
Защита от манипуляции:

  • Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели.

  • Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося.

  • Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым.

  • Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени.

Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.

Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.

Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.

Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.

Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.



Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.

Лекция 13

Тема: ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ (2 часа)


  1. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

  2. Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.

  3. Виды педагогических оценок.

Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения Идеи Л.С.Выготского об уровнях психического развития, абсолютной и относительной успешности обучения, идеальном и реальном умственном возрасте легли в основу исследований, рассматриваю­щих обучение с точки зрения его максимально воз­можной индивидуализации и дифференциации. Психолого-педагогическая система дифференциа­ции обучения, предложенная Ю.З.Гильбухом, рас­считана на весь период обучения в средней школе, но и настоящее время наиболее разработаны те ее части, которые касаются начального и среднего звена.

В основе дифференцированного подхода в обуче­нии положена концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и лич­ности школьника является возможность для каждо­го ученика продвигаться в овладении учебным мате­риалом в удобном для него темпе. Такое оптималь­ное и безостановочное продвижение может обеспечить дифференциация по отдельным типам классов

Система дифференцированных классов включает в себя четыре типа классов, комплектуемых в начальной школе.

Первый тип - класс возрастной нормы предназначен для детей, чье умственное развитие соответствует их паспортному возрасту, т.е. принимается занорму. Такие дети составляют примерно 65% от общего контингента первоклассников. Обучение в них осуществляется по ныне действующим программам.

Второй тип - класс ускоренного обучения для детей с повышенным (опережающим) уровнем умственного развития. Такие дети составляют 10-15% учащихся данного возраста. Обучение осуществляется по уплотненной программе. Ускоренное обучение сочетается с глубоким и прочным усвое­нием учебного материала. Особое внимание уделя­ется дальнейшему интенсивному развитию умственных способностей детей.


Третий тип - это классы повышенного внимания, классы выравнивания.

В этих классах учебно-воспитательный процесс осуществляется по обычным программам, но при значительно меньшей наполняемости класса от l6 до 18 учеников. Это обеспечивает значительно большее количество индивидуальных контактов с учеником, которые к тому же носят максимально индивидуальный характер.

Четвертый тип - классы для детей с задержкой психического развития. Этот тип классов пока еще не получил широкого распространения, что связано с некоторыми особенностями работы с такими школьниками. Эти дети принадлежат к дефектоло­гическому контингенту, поэтому речь в данном случае должна идти не о педагогической запущенности, которая у них также может иметь место, а о последствиях микропоражений в коре головного моз­га, полученных в период эмбрионального развития во время родов или в послеродовый период. Фактически здесь имеет место легкая степень дебильности. Такие дети составляют примерно 2-3% от общего количества дошкольников.

Наполняемость в классе - не более 12 учеников. Учение осуществляет педагог с дефектологическим образованием. В массовой школе такие классы функционируют только на уровне начального звена, затем дети направляются в специализированные школы-интернаты.

Дифференциация первоклассников по классам различных типов производится в соответствии с их готовностью к обучению в школе, поэтому важным моментом предлагаемой системы дифференцированного обучения является определение психологических показателей степени готовности к школьному обучению. Таких показателей выделено несколько:

Общий целостный показатель - степень го­товности к сотрудничеству с учителем.

Умственная активность ребенка. Она проявляется в стремлении ребенка нагружать себя разнообразными умственными действиями: воспринимать новые предметы, запоминать и пересказывать стихотворения, ставить перед взрослыми разнообразные вопросы, овладе­вать новыми словами и выражениями и т.д.

Наличие у ребенка элементарных предпосы­лок к образованию навыка саморегуляции учебной деятельности. Проявляется он в том, что ребенок, получив учебное задание, стре­мится осознать его сущность, понять содержа­ние цели и построить эту цель в своем вообра­жении, спланировать предстоящие действия, проявляет стремление контролировать их ход и результаты относительно указаний учителя. В этом навык саморегуляции совпадает с по­нятием об общеучебных умениях и навыках.