Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфика педагогического общения
Второе качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения, по А.А. Брудному, может быть соотнесена в общем плане с трансляционной. Обучающая функция — как проявление трансляционной, которая присуща всем формах научения человека (в игре, в повседневном бытовом взаимодействии с другими людьми), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы — дошкольном, школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников, учеников между собой. Как подчеркивает А.А. Брудный, «...общение учителя с учениками инст: рументально, ибо имеет целью координацию совместных действий в учебном процессе. Естественно, что при этом общение выполняет трансляционную функцию. Но не менее естественно, что для настоящего педагога общение с учащимися — всегда самовыражение...» .
Начало формы
Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения:
-
общение педагога с отдельными учащимися; -
общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; -
общение с коллективом в целом
общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии.
У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения.
2.Роль первого впечатления в формировании образа учителя.
Физическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых - наоборот.
-
Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше. -
Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше. -
При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей. -
Уверенность в себе тоже влияет на общение.
3.Ролевые позиции в общении
Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:
-
Пристройка сверху; -
Пристройка снизу; -
Пристройка рядом.
Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу.
Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность.
Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность.
Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие:
Дитя – Пристройка снизу;
Родитель – Пристройка сверху;
Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения.
4.Уровни общения
Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.
Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.
Защита от манипуляции:
-
Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели. -
Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося. -
Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым. -
Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени.
Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.
Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.
Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.
Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.
Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.
Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.
Лекция 13
Тема: ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ (2 часа)
-
Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. -
Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе. -
Виды педагогических оценок.
Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения Идеи Л.С.Выготского об уровнях психического развития, абсолютной и относительной успешности обучения, идеальном и реальном умственном возрасте легли в основу исследований, рассматривающих обучение с точки зрения его максимально возможной индивидуализации и дифференциации. Психолого-педагогическая система дифференциации обучения, предложенная Ю.З.Гильбухом, рассчитана на весь период обучения в средней школе, но и настоящее время наиболее разработаны те ее части, которые касаются начального и среднего звена.
В основе дифференцированного подхода в обучении положена концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого ученика продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе. Такое оптимальное и безостановочное продвижение может обеспечить дифференциация по отдельным типам классов
Система дифференцированных классов включает в себя четыре типа классов, комплектуемых в начальной школе.
Первый тип - класс возрастной нормы предназначен для детей, чье умственное развитие соответствует их паспортному возрасту, т.е. принимается занорму. Такие дети составляют примерно 65% от общего контингента первоклассников. Обучение в них осуществляется по ныне действующим программам.
Второй тип - класс ускоренного обучения для детей с повышенным (опережающим) уровнем умственного развития. Такие дети составляют 10-15% учащихся данного возраста. Обучение осуществляется по уплотненной программе. Ускоренное обучение сочетается с глубоким и прочным усвоением учебного материала. Особое внимание уделяется дальнейшему интенсивному развитию умственных способностей детей.
Третий тип - это классы повышенного внимания, классы выравнивания.
В этих классах учебно-воспитательный процесс осуществляется по обычным программам, но при значительно меньшей наполняемости класса от l6 до 18 учеников. Это обеспечивает значительно большее количество индивидуальных контактов с учеником, которые к тому же носят максимально индивидуальный характер.
Четвертый тип - классы для детей с задержкой психического развития. Этот тип классов пока еще не получил широкого распространения, что связано с некоторыми особенностями работы с такими школьниками. Эти дети принадлежат к дефектологическому контингенту, поэтому речь в данном случае должна идти не о педагогической запущенности, которая у них также может иметь место, а о последствиях микропоражений в коре головного мозга, полученных в период эмбрионального развития во время родов или в послеродовый период. Фактически здесь имеет место легкая степень дебильности. Такие дети составляют примерно 2-3% от общего количества дошкольников.
Наполняемость в классе - не более 12 учеников. Учение осуществляет педагог с дефектологическим образованием. В массовой школе такие классы функционируют только на уровне начального звена, затем дети направляются в специализированные школы-интернаты.
Дифференциация первоклассников по классам различных типов производится в соответствии с их готовностью к обучению в школе, поэтому важным моментом предлагаемой системы дифференцированного обучения является определение психологических показателей степени готовности к школьному обучению. Таких показателей выделено несколько:
Общий целостный показатель - степень готовности к сотрудничеству с учителем.
Умственная активность ребенка. Она проявляется в стремлении ребенка нагружать себя разнообразными умственными действиями: воспринимать новые предметы, запоминать и пересказывать стихотворения, ставить перед взрослыми разнообразные вопросы, овладевать новыми словами и выражениями и т.д.
Наличие у ребенка элементарных предпосылок к образованию навыка саморегуляции учебной деятельности. Проявляется он в том, что ребенок, получив учебное задание, стремится осознать его сущность, понять содержание цели и построить эту цель в своем воображении, спланировать предстоящие действия, проявляет стремление контролировать их ход и результаты относительно указаний учителя. В этом навык саморегуляции совпадает с понятием об общеучебных умениях и навыках.