Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.организация обучения и др.
2 этап –конец XIX –середина XX вв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).
2 этап развития пед.психологии ознаменовался:
1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;
2. широким использованием тестовой психодиагностики;
3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;
4. возникновением педологии;
5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.
3 этап –середина XIX в. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).
1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;
50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;
60-е годы XX в. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;
В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.
Лекция 3
Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (4 часа)
План.
-
Связь ПП с другими науками. Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания. -
История становления педагогической психологии.
1. СВЯЗЬ ПП С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.
Связь ПП с другими науками:
-
Конкретная отрасль общепедагогического знания, которая находится в центре научного знания; -
ПП связана с другими науками, в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию – это передача социокультурного опыта; -
Предметом изучения является сам человек (т.о. связь с общей психологией, педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией);
Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях
-
о психологии развития, -
о движущих силах развития;
-
индивидуальных и половозрастных особенностях человека; -
личностном становлении и развитии.
Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек).
Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека.
ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования.
Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая
-
вскрывает общие психологические закономерности, -
изучает психические процессы, психические состояния, индивидуально-психические особенности уже сложившегося человека. -
Лекция 4 КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)
План:
1.Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
2.Основные тенденции в современном образовании.
3.Субъект-объектные и субъект-субъектные модели обучения
1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке.
Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.
Ассоциативная психология (середина XVIII и до конца XIX вв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический.
Эмпирические данные экспериментов Г.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений.
Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи:
– приспособительные реакции,
-
адаптация к среде, -
активность организма; -
выработка навыков.
Теория проб и ошибок Э.Торндайка ( конец 19- начало 20 вв).
сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.
Бихевиоризм Дж.Уотсона (1912-1920) и необихевиоризм Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века).
Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения.
Гальтон Ф. (конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела.
Интеллектуальные тесты Бине и Симона (индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому.
Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования.
-
Психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, на (конец 19 и весь 20 век.).Разрабатывались -
категории бессознательного, -
психологической защиты, -
психологических комплексов, -
стадиальность развития «Я», -
свободы, -
экстраверсии, -
интроверсии.
Гештальпсихология (Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина.
Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века)
Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятия – социализация, центрация, специфичность адаптации и др.
Когнитивная психология (60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях).
Гуманистическая психология
(60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс.
- пирамида потребностей,
- категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении.
На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др.
Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека).
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др.
Концепция деятельности М.Я.Басова и теория деятельности А.Н.Леонтьева и др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии.
Сформировавшиеся в отечественнойпсихологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).
Литература:
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997. -
Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2003. -384 с. -
Столяренко Л.Д. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. -544с.
2.Основные тенденции в современном образовании
Постоянно меняющиеся запросы общества приводят к реформированию СО. Обычно это происходит каждые 10-15 лет. В XXвеке российская система реформировалась около 10 раз.
Вербицкий А.А. выделил следующие тенденции в совр. образовании:
-
осознание каждого уровня образования как составной части непрерывного образования; -
индустриализация обучения (компьютеризация, позволяющая усилить интеллектуальную деятельность современного общества); -
переход от информационных форм к активным методам и формам обучения. Включение элементов проблемности, научного поиска, использование резерва самостоятельной работы. Переход от «школы воспроизведения» к «школе мышления»; -
переход к развивающим, активизирующим, игровым способам организации учебно-воспитательного процесса; -
перемещение акцента с «обучающей» деятельности учителя на познающую деятельность учащихся».
Психологические принципы современного образования
- интеграция всех воспитывающих сил общества – органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
- гуманизация – усиление внимания к личности каждого ученика, как высшей социальной ценности;
- дифференциация и индивидуализация –создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка;
-демократизация –создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.
3. S-O и S-S модели обучения
В образовании широко распространены две модели отношений между учителями и учениками:
Традиционная школа S O воздействие | Гуманистическая S S (взаимодействие) |
Учебный процесс имеет схему: S O+О+О+…О, где S –учитель, преподаватель, субъект педагогического воздействия и управления. О –ученик, студент –объект такого воздействия. Подход к ученику как к превратил его из цели в средство работы школы. Цель традиц. обучения: дать знания, умения и навыки. Одн сам О лишен возможности ставить образовательные цели и выбирать средства их достижения. | S S + S+ S +… S –схема учебного процесса при S S отношениях. S -учитель, вызывающий интерес к учению, предмету, к себе, как к партнеру. S – ученик, студент. Общение – это сотрудничество в решении учебных задач. Роль S организовать, координировать, положительно стимулировать S. Цель не столько дать знания, сколько найти методы средства познания. Субъект-субъектные отношения предполагают свободу выбора ученика, методов, иногда даже партнера обучения –педагога. С психологической точки зрения:
Обеспечивает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Личность в центре обучения. |