Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 651

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.организация обучения и др.

2 этап –конец XIX –середина XX вв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).

2 этап развития пед.психологии ознаменовался:

1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;

2. широким использованием тестовой психодиагностики;

3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;

4. возникновением педологии;

5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.
3 этап –середина XIX в. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).

1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;

50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;

60-е годы XX в. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;

В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.

Лекция 3

Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (4 часа)

План.

  1. Связь ПП с другими науками. Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания.

  2. История становления педагогической психологии.


1. СВЯЗЬ ПП С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.

Связь ПП с другими науками:

  • Конкретная отрасль общепедагогического знания, которая находится в центре научного знания;

  • ПП связана с другими науками, в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию – это передача социокультурного опыта;

  • Предметом изучения является сам человек (т.о. связь с общей психологией, педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией);


Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях

  • о психологии развития,

  • о движущих силах развития;

  • индивидуальных и половозрастных особенностях человека;

  • личностном становлении и развитии.

Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек).

Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека.

ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования.

Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая

  • вскрывает общие психологические закономерности,

  • изучает психические процессы, психические состояния, индивидуально-психические особенности уже сложившегося человека.



Лекция 4 КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)

План:

1.Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.

2.Основные тенденции в современном образовании.

3.Субъект-объектные и субъект-субъектные модели обучения
1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке.

Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.

Ассоциативная психология (середина XVIII и до конца XIX вв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический.

Эмпирические данные экспериментов Г.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений.



Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи:

– приспособительные реакции,

  • адаптация к среде,

  • активность организма;

  • выработка навыков.

Теория проб и ошибок Э.Торндайка ( конец 19- начало 20 вв).

сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.

Бихевиоризм Дж.Уотсона (1912-1920) и необихевиоризм Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века).

Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения.

Гальтон Ф. (конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела.

Интеллектуальные тесты Бине и Симона (индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому.

Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования.

  • Психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, на (конец 19 и весь 20 век.).Разрабатывались

  • категории бессознательного,

  • психологической защиты,

  • психологических комплексов,

  • стадиальность развития «Я»,

  • свободы,

  • экстраверсии,

  • интроверсии.

Гештальпсихология (Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина.

Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века)

Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятиясоциализация, центрация, специфичность адаптации и др.

Когнитивная психология (60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях).

Гуманистическая психология
(60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс.

- пирамида потребностей,

- категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении.

На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др.

Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека).

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др.

Концепция деятельности М.Я.Басова и теория деятельности А.Н.Леонтьева и др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии.

Сформировавшиеся в отечественнойпсихологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2003. -384 с.

  3. Столяренко Л.Д. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. -544с.

2.Основные тенденции в современном образовании

Постоянно меняющиеся запросы общества приводят к реформированию СО. Обычно это происходит каждые 10-15 лет. В XXвеке российская система реформировалась около 10 раз.

Вербицкий А.А. выделил следующие тенденции в совр. образовании:

  • осознание каждого уровня образования как составной части непрерывного образования;

  • индустриализация обучения (компьютеризация, позволяющая усилить интеллектуальную деятельность современного общества);

  • переход от информационных форм к активным методам и формам обучения. Включение элементов проблемности, научного поиска, использование резерва самостоятельной работы. Переход от «школы воспроизведения» к «школе мышления»;

  • переход к развивающим, активизирующим, игровым способам организации учебно-воспитательного процесса;

  • перемещение акцента с «обучающей» деятельности учителя на познающую деятельность учащихся».


Психологические принципы современного образования

- интеграция всех воспитывающих сил общества – органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;

- гуманизация – усиление внимания к личности каждого ученика, как высшей социальной ценности;

- дифференциация и индивидуализация –создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка;

-демократизация –создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.

3. S-O и S-S модели обучения

В образовании широко распространены две модели отношений между учителями и учениками:


Традиционная школа

S O

воздействие

Гуманистическая

S S

(взаимодействие)

Учебный процесс имеет схему:

S O+О+О+…О, где S –учитель, преподаватель, субъект педагогического воздействия и управления.

О –ученик, студент –объект такого воздействия. Подход к ученику как к превратил его из цели в средство работы школы.

Цель традиц. обучения:

дать знания, умения и навыки. Одн сам О лишен возможности ставить образовательные цели и выбирать средства их достижения.

S S + S+ S +… S –схема учебного процесса при S S отношениях.

S -учитель, вызывающий интерес к учению, предмету, к себе, как к партнеру.

S – ученик, студент. Общение – это сотрудничество в решении учебных задач. Роль S организовать, координировать, положительно стимулировать S.

Цель не столько дать знания, сколько найти методы средства познания.

Субъект-субъектные отношения предполагают свободу выбора ученика, методов, иногда даже партнера обучения –педагога. С психологической точки зрения:

  • это обеспечивает безопасность личностного проявления ученика в любой учебной ситуации;

  • формирует активность ученика, готовность к решению проблемных ситуаций, т.к. отношения доверительные;

  • предполагает единство внешних и внутренних мотивов. Внешний – мотив достижения; внутренний – познавательный мотив.

Обеспечивает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Личность в центре обучения.