ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1329
Скачиваний: 8
26
Факторы сферы штриха
Объективно-акустический фактор (Звучание)
Субъективно-акустический фактор (Восприятие)
Объективно-акустический фактор – это звуковая реальность, с
достаточной полнотой и точностью воспринимающаяся человеком
только при помощи приборов. Несомненно конечным результатом
применения исполнителем отдельных технологических приѐмов и
штрихов является физическое звучание, определѐнным образом
воздействующее на наше сложное многогранное и многоуровневое
слушательское восприятие.
Преломляясь в восприятии, акустическая реальность становится
некоей субъективно-акустической, «виртуальной» реальностью, отра-
жающей специфику наших слуховых рецепторов. Затем этот физиоло-
гический субуровень восприятия становится материалом для болеее
высокого уровня восприятия, в котором уже заметна психологическая
составляющая.
Именно на этих уровнях – физиологическом и
тонпсихологическом
–
воспринимаются штриховые акустические
феномены:
«С точки зрения психологии восприятия, в сложной иерархичес-
кой структуре музыкальной формы можно выделить три масштабных
уровня. Основой для восприятия единиц первого уровня... является
непосредственная
работа слухового анализатора
, который спосо-
бен охватывать временные отрезки, соответствующие продолжитель-
ности звуков, мотивов, а иногда и фраз...»*
Сразу отметим, что,
во-первых,
в восприятии нас будут инте-
ресовать психофизиологические
–
самые глубинные, а потому –
наиболее объективные его пласты.
Во-вторых,
согласно общей
методологической концепции данной работы, в восприятии
(также как и в технологии) нас прежде всего будут интересовать
явления, характеризующиеся качественной определѐнностью.
Традиционная же методика в оценке
звучания
штриха учитыва-
ет только его выразительную, эмоционально-образную компоненту.
Этот достаточно высокий интеллектуально-психологический
уровень восприятия мало пригоден для решения проблем класси-
фикации:
«
Проблема исполнительских штрихов достаточно сложна,
ибо заключает в себе два взаимосвязанных аспекта:
выразительно-
смысловой
и технологический»;**
«Штрих следует рассматривать как технический приѐм и в то же
время как
средство музыкального
выражения
.
Следовательно,
штрих тесно связан с атакой звука, с его артикуляционной природой
_________
* Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка,
1972.
С. 98
.
** Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 183.
27
и одновременно с
эмоционально-образным
«произнесением» музы-
кального материала»;*
«...музыкант в своей исполнительской деятельности постоянно
должен учитывать две стороны, имеющие отношение к выполнению
штриха: технологическую и
выразительную
».**
Вместе с тем
значение гораздо более важной для понимания
природы штрихов и их классификации компоненты восприятия –
тонпсихологической (которая в данной работе будет подразуме-
ваться под субъективно-акустическим фактором) – не отмечено
ни одним из ведущих методистов-духовиков
.
Е. Назайкинский очень тонко определил суть и разницу
тонпсихологического
и
эмоционально-выразительного
уровней
восприятия, назвав один «слухом-осязанием» а другой «слухом-
переживанием».***
Это положение, сформулированное видным учѐным, будет иметь
в книге основополагающее, методологическое значение при обсужде-
нии штриховой проблематики.
За исключением специально огово-
ренных ситуаций, мы сознательно и последовательно будем про-
водить принцип разделения этих двух уровней восприятия, будем
опираться на «слух-осязание» и абстрагироватья от «слуха-
переживания», от эмоциональной составляющей звучания
.
В восприятии штрихов крайне важно учитывать также и специ-
фику, присущую
восприятию исполнительскому
. Такое восприятие
отличается от
слушательского
тем, что кроме акустических сигналов
на исполнителя воздействуют моторные и тактильные ощущения,
связанные с технологией звукоизвлечения, от которых, естественно,
свободен слушатель:
«Музыканты прекрасно знают, как сильно влияет на восприятие
музыки их собственный исполнительский музыкально-артикуляцион-
ный опыт».****
Е. Назайкинский, говоря о самых фундаментальных способнос-
тях человеческого слуха, отмечает, что «
в отдельном звуке
восприя-
тие выделяет пять основных свойств. Это громкость, тембр, высота,
продолжительность и пространственная локализация».***** Наша
задача – определить: на каких из этих пяти воспринимаемых свой-
ствах звука основываются известные нам штриховые феномены, и
восприятию каких из этих феноменов присущ момент качественной
определѐнности.
Кроме того, объектом сферы штриховой организации в музыке
является не только отдельный звук, но и звуковые последователь-
ности. Соответственно, кроме специфики восприятия акустических
__________
* Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 70.
** Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. С. 63.
*** Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. С. 27.
**** Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. С. 254.
***** Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. С. 19.
28
характеристик
отдельного звука
нам необходимо учитывать и специ-
фику восприятия
межзвуковых связей
.
На уровне исполнительского и слушательского восприятия к
сфере штриховых явлений можно отнести:
1) восприятие характера возникновения звука (восприятие
нестационарных акустических процессов в момент атаки звука).
(Основано на восприятии свойств громкости
[
артикуляционной
выделенности *
]
и тембра.)
2) восприятие внутризвуковых динамических процессов
«стационарной» части звука.
(Основано на восприятии свойства громкости.)
3) восприятие характера окончания звука.
(Основано на восприятии свойств громкости и тембра.)
4) восприятие соотношения длительностей звучащей части ноты
(обозначенной длительности) и цезуры.
(Основано на восприятии продолжительности звука и характера
межзвуковых связей.)
5) восприятие характера звука в параметре «протяжѐнность–
краткость» (линия–точка).
(Основано на восприятии продолжительности звука.)
6) восприятие межзвуковых связей в параметре «слитность–
разделѐнность».
Важно сразу отметить
сложность
качественного
дифференци-
рования разновидностей первых четырѐх из перечисленных акус-
тических феноменов
. К тому же эти трудности имеют свою специ-
фику в восприятии слушательском и исполнительском.
В
слушательском
восприятии эти фазы (стадии) звукоизвлече-
ния действительно, по выражению И. Мозговенко, представляют
собой «безбрежное море тончайших нюансов и оттенков». Именно
их акустические характеристики (в сочетании с влиянием факторов
темпа и общей динамики) служат в слушательском восприятии осно-
вой всего многообразия штриховой палитры.
Естественно, их
исполнительское
восприятие будет отличаться
от слушательского, так как при восприятии характера атаки (№ 1) и
характера окончания звука (№ 3) исполнителю почти невозможно
абстрагироваться от моторных и тактильных ощущений, связанных, в
первую очередь, с работой языка. Поэтому
слышание
этих двух
моментов для исполнителя будет более определѐнно, чем для
слушателя.
_______
* Именно
степень артикуляционной выделенности
атаки является объективной
акустической основой слышимого разнообразия оттенков технологически
идентичной атаки
(см. с. 50).
Другие причины отклонений могут быть связаны с
контекстом, в котором воспроизводится атака (темп, динамика, тесситура, интерва
лика и т.д.), со случайной неудачей при выполнении приѐма, или с состоянием
аппарата исполнителя на данный момент.
29
Что касается характера ведения звука (№ 2) и соотношения зву-
чащей части ноты и цезуры (№ 4), то
технологическое
содержание
этих моментов звукоизвлечения минимально и качественно однород-
но.* Поэтому в восприятии этих акустических моментов исполнитель
мало чем отличается от слушателя. Именно здесь для исполнителя
возникает возможность (оставаясь в рамках уникальных параметров,
на основании которых штрих был классифицирован) сознательного
применения
качественно однородных по своей природе внутриштри-
ховых акустических вариантов, включая маркированные разновид-
ности штрихов (к примеру, возможность варьировать как степень
акцентированности, так и соотношение длительностей звучащей и
неозвученной частей ноты).**
Здесь мы сталкиваемся с хорошо известным феноменом, назван-
ным зонной природой слуха и проявляющемся в восприятии не
только звуковысотности, но и других, перечисленных Назайкинским,
акустических свойств.
В силу такой вариантности (зонности) слушательского вос-
приятия, в поисках надѐжных и объективных критериев для
классификации штрихов, методисту, как правило, приходится
обращаться к другому фактору штриховой сферы, по своей при-
роде гораздо более поддающемуся качественной дифференци-
ации, а именно – к технологическому.
Выражение «как правило» применено здесь не случайно. Даже в
слушательском восприятии существуют компоненты, для которых
зонная природа не характерна, и которые
уверенно
можно отнести к
категории жѐстко детерминированных (качественно определѐнных).
Таковые можно найти в некоторых пространственных представле-
ниях, присущих слуховому восприятию:
«...пространственные ощущения и представления облегчают
слуху элементарный звуковой анализ...»; «...пространственные ощу-
щения и представления не просто сопутствуют элементарному слухо-
вому анализу. Без них слух не мог бы вообще разобраться в сложней-
ших акустических сигналах и комплексах»; «Чтобы разобраться в
сложной смеси
качественно однородных
, однотипных акустических
сигналов, ...слух должен был...найти
надѐжный
...
способ
дифферен-
цирования
этих сигналов».***
Таким способом для слуха стало ассоциирование звуковых
раздражителей со зрительными: «...к первому уровню восприятия
музыканты часто относят определения пространственно-зрительного
характера...»****
________
*
См. главы «Стационарная часть звука» и «Штрих
marcato
».
**
Подробнее об этом – в главах «Стационарная часть звука», «Штрих
detache
»,
«Штрих
mаrсаto
», «Штрих
non legato
» и «Маркированные штрихи».
*** Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. С. 171.
**** Там же. С. 98.
30
В сфере штриховых явлений, среди присущих слуховому вос-
приятию пространственно-зрительных ассоциаций, к качествен-
но определѐнным можно отнести ощущение звукового потока как
слитного и разделѐнного.
*
В свою очередь в разделѐнном зву-
чании слух может ощущать звук как линию или точку.
**
Подобные ощущения особенно характерны для исполнитель-
ского восприятия.***
Ассоциирование звука с точкой или линией – наиболее субъек-
тивный феномен восприятия, в котором труднее всего проследить
взаимосвязь с объективным акустическим сигналом.
В заключение нелишне будет, наверное, ещѐ раз подчеркнуть
главные направления в изучении восприятийного аспекта сферы
штриха: 1) изучение специфики и структуры восприятия (физиологи-
ческий и более высокие уровни восприятия, слушательское и испол-
нительское восприятие); 2) выявление компонентов восприятия, могу-
щих быть использованными в решении проблем классификации;
3) чѐткое отделение явлений восприятия от технологических (без чего
неизбежны как терминологические, так и концептуальные ошибки).
Фактор технологический
Как уже было отмечено, технология звукоизвлечения – это область
штриховых явлений, обладающих наибольшей качественной
определѐнностью и, следовательно, наиболее поддающихся диффе-
ренциации (то есть – собственно классификации). И,
несмотря на
отсутствие деклараций об опоре на технологический фактор, до
нашего времени именно технология остаѐтся главной сферой
приложения классификационных усилий методистов
. Это ясно
следует из всех определений категории «штрих», приведѐнных в
главе «Проблемы классификации».
Е. Назайкинский подчѐркивает первичность технологического
фактора и вторичность факторов акустического и восприятийного:
«Общность музыки и речи... можно обнаружить как со стороны
базисной, порождающей
– способы воспроизведения, артикуляция, –
так и со стороны
порождаемой
– звуковой результат, акустические
характеристики воспринимаемой слухом информации».****
На уровне технологических явлений к штриховой сфере нужно
отнести:
1) Способы атаки звука (способы извлечения начала звука,
технические приѐмы инициации звука).
2) Способы ведения звука.
3) Способы окончания звука.
__________
* В списке штриховых восприятийных феноменов перечислено под № 6.
** Этот параметр восприятия включѐн в список под № 5.
*** Более детально разговор о каждом из этих феноменов исполнительского воспри-
ятия будет вестись в рамках обсуждения конкретных штрихов.
**** Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. С. 254.