Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1329

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26 

Факторы сферы штриха 

 

Объективно-акустический фактор  (Звучание) 

Субъективно-акустический фактор  (Восприятие) 

 

Объективно-акустический  фактор  –  это  звуковая  реальность,  с 

достаточной  полнотой  и  точностью  воспринимающаяся  человеком 
только  при  помощи  приборов.  Несомненно  конечным  результатом 
применения  исполнителем  отдельных  технологических  приѐмов  и 
штрихов  является  физическое  звучание,  определѐнным  образом 
воздействующее  на  наше  сложное  многогранное  и  многоуровневое 
слушательское восприятие.  

Преломляясь в восприятии, акустическая реальность становится 

некоей субъективно-акустической, «виртуальной» реальностью, отра-
жающей специфику наших слуховых рецепторов. Затем этот физиоло-
гический  субуровень  восприятия  становится  материалом  для  болеее 
высокого уровня восприятия, в котором уже заметна психологическая 
составляющая. 

Именно  на  этих  уровнях  –  физиологическом  и 

тонпсихологическом 

 воспринимаются штриховые акустические 

феномены:

  

       «С  точки  зрения  психологии восприятия, в  сложной иерархичес-
кой структуре музыкальной формы можно выделить три масштабных 
уровня.  Основой  для  восприятия  единиц  первого  уровня...  является 

непосредственная

 

работа  слухового  анализатора

,  который  спосо-

бен охватывать временные отрезки, соответствующие продолжитель-
ности звуков, мотивов, а иногда и фраз...»*  

 

Сразу отметим, что,

 

во-первых,

 в восприятии нас  будут инте-

ресовать  психофизиологические 

  самые  глубинные,  а  потому  – 

наиболее  объективные  его  пласты. 

Во-вторых,

  согласно  общей 

методологической  концепции  данной  работы,  в  восприятии 
(также как и в технологии) нас  прежде всего будут интересовать 
явления, характеризующиеся качественной определѐнностью.

  

Традиционная же методика в оценке 

звучания

 штриха учитыва-

ет  только  его  выразительную,  эмоционально-образную  компоненту. 

Этот  достаточно  высокий  интеллектуально-психологический 
уровень восприятия мало пригоден для решения проблем класси-
фикации:

  

«

Проблема  исполнительских    штрихов  достаточно  сложна,     

ибо  заключает  в  себе  два  взаимосвязанных  аспекта: 

выразительно-

смысловой

 и технологический»;** 

«Штрих следует рассматривать как технический приѐм и в то же 

время  как 

средство  музыкального

 

выражения

.

 

Следовательно, 

штрих тесно связан с атакой звука, с его артикуляционной природой  

_________

 

   * Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. – М.: Музыка,

 

1972.

 

С. 98

.

 

 ** Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 183. 


background image

 

27 

и одновременно с 

эмоционально-образным

  «произнесением»  музы-

кального материала»;*    

«...музыкант  в  своей  исполнительской  деятельности  постоянно 

должен учитывать две стороны, имеющие отношение к выполнению 
штриха: технологическую и

 выразительную

».** 

Вместе  с  тем

  значение  гораздо  более  важной  для  понимания 

природы штрихов и их классификации компоненты восприятия – 
тонпсихологической  (которая  в  данной  работе  будет  подразуме-
ваться  под  субъективно-акустическим  фактором)  –  не  отмечено 
ни одним из ведущих методистов-духовиков

.  

Е.  Назайкинский  очень  тонко  определил  суть  и  разницу 

тонпсихологического

  и 

эмоционально-выразительного

  уровней 

восприятия,  назвав  один  «слухом-осязанием»  а  другой  «слухом-
переживанием».*** 

Это положение, сформулированное видным учѐным, будет иметь 

в книге основополагающее, методологическое значение при обсужде-
нии штриховой  проблематики. 

За  исключением  специально  огово- 

ренных ситуаций, мы сознательно и последовательно будем про-
водить принцип разделения этих двух уровней восприятия, будем 
опираться  на  «слух-осязание»  и  абстрагироватья  от  «слуха-
переживания»,  от  эмоциональной  составляющей  звучания

.

  

 

В восприятии штрихов  крайне важно учитывать  также и специ-

фику, присущую 

восприятию исполнительскому

. Такое восприятие 

отличается от 

слушательского

 тем, что кроме акустических сигналов 

на  исполнителя  воздействуют  моторные  и  тактильные  ощущения, 
связанные  с  технологией  звукоизвлечения,  от  которых,  естественно, 
свободен слушатель:  

«Музыканты прекрасно знают, как сильно влияет на восприятие 

музыки их собственный исполнительский музыкально-артикуляцион-
ный опыт».**** 

 

Е.  Назайкинский, говоря о  самых  фундаментальных  способнос-

тях человеческого слуха, отмечает, что «

в отдельном звуке

 восприя-

тие  выделяет  пять  основных  свойств.  Это  громкость,  тембр,  высота, 
продолжительность  и  пространственная  локализация».*****    Наша 
задача  –  определить:  на  каких  из  этих  пяти  воспринимаемых  свой-
ствах  звука  основываются  известные  нам  штриховые  феномены,  и  
восприятию каких из этих феноменов присущ момент  качественной 
определѐнности.  

Кроме  того,  объектом  сферы  штриховой  организации  в  музыке 

является  не  только  отдельный  звук,  но  и  звуковые  последователь-
ности.  Соответственно,  кроме  специфики  восприятия  акустических 

__________ 

         *  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 70.

  

       **  Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 63. 
     ***  Назайкинский Е.  Звуковой мир музыки. С. 27. 
   ****  Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. С. 254. 
 *****  Назайкинский Е.  Звуковой мир музыки. С. 19. 


background image

 

28 

характеристик 

отдельного звука

 нам необходимо учитывать и специ- 

фику восприятия 

межзвуковых связей

  

На  уровне  исполнительского  и  слушательского  восприятия    к 

сфере штриховых явлений можно отнести:  

 

1)  восприятие характера возникновения звука (восприятие   
     нестационарных акустических процессов в момент атаки звука).

                  

    

(Основано на восприятии свойств громкости 

[

артикуляционной    

      выделенности *

]

 и тембра.)

               

2)  восприятие внутризвуковых динамических процессов   
     «стационарной» части звука.

 

    

(Основано на восприятии свойства громкости.) 

3)  восприятие характера окончания звука.

                                                  

    

(Основано на восприятии свойств громкости и тембра.)

  

4)  восприятие соотношения длительностей звучащей части ноты   
     (обозначенной длительности) и цезуры. 

   

    

(Основано на восприятии продолжительности звука и характера   

      межзвуковых связей.)

 

5)  восприятие характера звука в параметре «протяжѐнность–          
     краткость» (линия–точка).                               

                                           

    

(Основано на восприятии продолжительности звука.)

 

6)  восприятие межзвуковых связей в параметре «слитность–   
     разделѐнность».  

 
Важно сразу отметить 

сложность

 

качественного

 

дифференци-

рования разновидностей первых четырѐх из перечисленных акус-
тических  феноменов

.  К  тому  же  эти  трудности  имеют  свою  специ-

фику в восприятии слушательском и исполнительском. 

В 

слушательском

  восприятии  эти  фазы  (стадии)  звукоизвлече-

ния  действительно,  по  выражению  И.  Мозговенко,  представляют 
собой  «безбрежное  море  тончайших  нюансов  и  оттенков».  Именно    
их  акустические  характеристики  (в  сочетании  с  влиянием  факторов 
темпа и общей динамики) служат в слушательском восприятии осно-
вой всего многообразия штриховой палитры.  

Естественно, их 

исполнительское

  восприятие будет  отличаться 

от  слушательского,  так  как  при  восприятии  характера  атаки  (№  1) и 
характера  окончания  звука  (№  3)  исполнителю  почти  невозможно 
абстрагироваться от моторных и тактильных ощущений, связанных, в 
первую  очередь,  с  работой  языка.  Поэтому 

слышание

  этих  двух 

моментов  для  исполнителя  будет  более  определѐнно,  чем  для 
слушателя.  

_______ 

* Именно 

степень артикуляционной выделенности

 

атаки является объективной   

   акустической основой слышимого разнообразия оттенков технологически  
   идентичной атаки 

(см. с. 50).

 

Другие причины отклонений могут быть связаны с   

  контекстом, в котором воспроизводится атака (темп, динамика, тесситура, интерва  
  лика и т.д.),  со случайной неудачей при выполнении приѐма, или с состоянием  
  аппарата исполнителя на данный момент. 


background image

 

29 

Что касается характера ведения звука (№ 2) и соотношения зву-

чащей  части  ноты  и  цезуры  (№  4),  то 

технологическое 

содержание 

этих моментов звукоизвлечения минимально и качественно однород-
но.* Поэтому в восприятии этих акустических моментов исполнитель 
мало  чем  отличается  от  слушателя.  Именно  здесь  для  исполнителя 
возникает  возможность (оставаясь в рамках  уникальных параметров, 
на  основании  которых  штрих  был  классифицирован)  сознательного 
применения

 

качественно однородных по своей природе внутриштри-

ховых  акустических  вариантов,  включая  маркированные  разновид-
ности  штрихов  (к  примеру,  возможность  варьировать  как  степень 
акцентированности,  так  и  соотношение  длительностей  звучащей  и 
неозвученной частей ноты).**  

Здесь мы сталкиваемся с хорошо известным феноменом, назван-

ным  зонной  природой  слуха  и  проявляющемся  в  восприятии  не 
только звуковысотности, но и других, перечисленных Назайкинским, 
акустических свойств. 

 

В  силу  такой  вариантности  (зонности)  слушательского  вос-

приятия,  в  поисках  надѐжных  и  объективных  критериев  для 
классификации  штрихов,  методисту,  как  правило,  приходится 
обращаться к другому фактору штриховой сферы, по своей при-
роде  гораздо  более  поддающемуся  качественной  дифференци-
ации, а именно – к технологическому.  

Выражение «как правило» применено здесь не случайно. Даже в 

слушательском  восприятии  существуют  компоненты,  для  которых 
зонная природа не характерна, и которые

 

уверенно

 

можно отнести к 

категории  жѐстко  детерминированных  (качественно  определѐнных). 
Таковые  можно  найти  в  некоторых  пространственных  представле-
ниях, присущих слуховому восприятию:  

«...пространственные  ощущения  и  представления  облегчают 

слуху  элементарный  звуковой  анализ...»;  «...пространственные  ощу-
щения и представления не просто сопутствуют элементарному слухо-
вому анализу. Без них слух не мог бы вообще разобраться в сложней-
ших  акустических  сигналах  и  комплексах»;  «Чтобы  разобраться  в 
сложной смеси 

качественно однородных

, однотипных акустических 

сигналов,  ...слух  должен  был...найти 

надѐжный

...

способ

 

дифферен-

цирования

 этих сигналов».***  

Таким  способом  для  слуха  стало  ассоциирование  звуковых 

раздражителей  со  зрительными:  «...к  первому  уровню  восприятия 
музыканты  часто  относят  определения  пространственно-зрительного 
характера...»**** 

 

________ 

       

*

  См. главы  «Стационарная часть звука»  и  «Штрих 

marcato

».        

     

**

  Подробнее об этом – в главах «Стационарная часть звука», «Штрих 

detache

»,  

           «Штрих 

mаrсаto

», «Штрих 

non legato

» и «Маркированные штрихи».  

   ***  Назайкинский Е. О психологии музыкального  восприятия. С. 171.

  

 ****  Там же. С. 98. 

      


background image

 

30 

В сфере штриховых явлений, среди присущих слуховому вос-

приятию  пространственно-зрительных  ассоциаций,  к  качествен-
но определѐнным можно отнести ощущение звукового потока как 
слитного  и  разделѐнного.

*

    В  свою  очередь  в  разделѐнном  зву-

чании слух может ощущать звук как линию или точку.

**

  

Подобные  ощущения  особенно  характерны  для  исполнитель-

ского восприятия.***  

Ассоциирование  звука с точкой или  линией  – наиболее субъек-

тивный  феномен  восприятия,  в  котором  труднее  всего  проследить 
взаимосвязь с объективным акустическим сигналом.  

 

В  заключение  нелишне  будет,  наверное,  ещѐ  раз  подчеркнуть 

главные  направления  в  изучении  восприятийного  аспекта  сферы 
штриха: 1) изучение специфики и структуры восприятия (физиологи-
ческий и более высокие  уровни восприятия, слушательское и испол-
нительское восприятие); 2) выявление компонентов восприятия, могу-
щих  быть  использованными  в  решении  проблем  классификации;       
3) чѐткое отделение явлений восприятия от технологических (без чего 
неизбежны как терминологические, так и концептуальные ошибки). 

 

Фактор технологический

 

 

Как  уже  было  отмечено,  технология  звукоизвлечения  –  это  область 
штриховых  явлений,  обладающих  наибольшей  качественной 
определѐнностью  и,  следовательно,  наиболее  поддающихся  диффе-
ренциации  (то  есть  –  собственно  классификации).  И, 

несмотря  на 

отсутствие  деклараций  об  опоре  на  технологический  фактор,  до 
нашего  времени  именно  технология  остаѐтся  главной  сферой 
приложения  классификационных  усилий  методистов

.  Это  ясно 

следует  из  всех  определений  категории  «штрих»,  приведѐнных  в 
главе «Проблемы классификации».

 

Е.  Назайкинский  подчѐркивает  первичность  технологического 

фактора  и  вторичность  факторов  акустического  и  восприятийного: 
«Общность  музыки  и  речи...  можно  обнаружить  как  со  стороны 

базисной, порождающей

 – способы воспроизведения, артикуляция, –       

так  и  со  стороны 

порождаемой

  –  звуковой  результат,  акустические 

характеристики воспринимаемой слухом информации».**** 

 

На  уровне  технологических  явлений  к  штриховой  сфере  нужно 

отнести: 
1) Способы атаки звука (способы извлечения начала звука,   
    технические приѐмы инициации звука).  
2) Способы ведения звука. 
3) Способы окончания звука.  

__________ 

      *  В списке штриховых восприятийных феноменов перечислено под № 6. 
    **  Этот параметр восприятия включѐн в список под № 5. 
  ***  Более детально разговор о каждом из этих феноменов исполнительского воспри-  
          ятия будет вестись в рамках обсуждения конкретных штрихов.  
****  Назайкинский Е.  О психологии музыкального  восприятия. С. 254.