Файл: kurs_lekcij_po_khorovoj_literature.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2021

Просмотров: 950

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

еа 
 

 

(нисподающие ув.2, мотивы «вздохов») как бы сконцентрированы вновь и вновь 
возникающие лирически скорбные интонации. 
Новое воплощение образов грозных, трагических находим в разделе секвенции «

Rex 

tremendae»

 (четвертый номер Реквиема, Grave, g-moll) – «царь грозного величия», и здесь 

они сменяются мольбой о спасении (переход в d-moll). В 

«Recordare

» (пятый номер, 

Andante, F-dur) они как будто бы отступают на время. Большой, широко развернутый 
квартет солистов (оркестр без труб, тромбонов и литавр) – выражение чувств человека 
перед лицом грозных сил, одновременно и мольба, и жалоба, и благостное просветление, 
но при общей сдержанности и без острых личностных акцентов. Обильное использование 
полифонических приемов (имитации, контрапункты) в чередовании с гармоническими 
фрагментами нисколько не отяжеляет общего звучания. 
Сопоставление двух последних хоров, входящих в состав секвенции «Dies irae», наиболее 
контрастно и драматично: 

«Confutatis

» (шестой номер Реквиема, a-moll, Andante) как бы 

сгущает напряжение, музыка полна беспокойства, трепета, драматической силы, -  

«Lacrimosa

» (седьмой номер Реквиема, Larghetto, d-moll) воплощает слезно-горестное 

(lacrima с ит. – слеза) чувство при расставании с жизнью и снова просит «дать им вечный 
покой». Это предел драматического напряжения, даже смятенность – и тут же предельно 
открытое душевное излияние, полное нежного сострадания и любви. Искренность, 
открытость чувства и сдержанность его выражения роднят здесь Моцарта с Бахом в 
применении принципа единовременного контраста. Последующие номера Реквиема 
являются отдельными молитвами или частями обычной мессы, следующими после 
«Lacrimosa», то есть после окончания секвенции «Dies irae». Они дополняют и расширяют 
концепцию Реквиема вслед за его кульминацией, не нарушая принципов, которые легли в 
основу всей композиции.  

«Domine Jesu

» (восьмой номер Реквиема, Andante, g-moll) – обращение к Богу с просьбой 

избавить души умерших от адских мук. Состоит из двух разделов: в первом -  хор и 
квартет солистов, во втором фуга «quam olim Abrahae» у хора.Заканчивается часть в G-
dur. 

«Hostias» 

(девятый номер, Largetto, Es-dur) также состоит из двух разделов: первый - 

в целом гомофонно-гармонического склада, второй повторяет фугу «quam olim Abrae» из 
восьмого номера. И по содержанию он фактически повторяет восьмой номер: это просьба 
принять жертвы и моления ради спасения душ умерших, «коих мы поминаем ныне». 

«Sanctus

» (десятый номер, Adagio, D-dur) прославляет господа Саваофа (одно из имен 

Бога в иудаизме и христианстве, означает: Бог воинства (подразумевается солнце, луна и 
звезды – «все воинство небесное»). 
«

Benedictus» 

(одиннадцатый номер, Andante, B-dur) состоит из двух разделов: первый у 

квартета солистов, второй -  Allegro, хоровое фугато. По содержанию это благословение 
тех, кто приходит во имя Господа. 

«Agnus dei»

 (последний 12-ый номер Реквиема) 

состоит из трех разделов: первый -  Larghetto, d-moll, хоровой; второй - Adagio, соло 
сопрано и хор, B-dur, g- moll; третий – Allegro, d-moll с двухтактовым заключением в 
Adagio. По содержанию также обращение к Агнецу бога с просьбой «дай им вечный 
покой и свет непрерывный да светит им». 
Известно, что уже в начале 1792 года Реквием Моцарта был завершен Францем Ксавером 
Зюсмайром, молодым музыкантом, учеником и отчасти помощником Моцарта в его 
последние годы жизни. 
Предложение сочинить Реквием Моцарт получил, как выяснилось впоследствии, от графа 
Франца фон Вальзег цу Штуппах – любителя музыки, устраивавшего в своем доме 
концерты и театральные представления – в память о своей недавно скончавшейся супруге. 
Обязательным пунктом договора было сохранение заказчиком инкогнито – даже для 
самого композитора. Появление такого рода условий в контракте не было в то время 
исключительным случаем (некоторые исследователи творчества Моцарта высказывают 
предположение о том, что Моцарт мог быть осведомлен или догадываться об имени 
заказчика). 


background image

еа 
 

 

Принято считать, что Реквием наряду с последними симфониями и другими прекрасными 
произведениями  Моцарта тех лет подводит итог его творческим исканиям, завершая путь 
композитора. Но зто справедливо для нас самих, а никак для самого Моцарта. В его 
трагически короткой жизни последние годы стали вершиной творческого развития, ко- 
торому не видно было конца. Творчество его словно оборвалось на полуслове… 
Тем не менее в развитии музыкального искусства XVIII века в целом Моцарт выполнил 
великую завершающую роль. На славном пути, который был открыт Бахом и Генделем, он 
достиг наивысших результатов для своего столетия. 
Творчество Моцарта, опираясь на традиции великих предшественников, целиком 
обращено вперед, к новой вершине – к революционному искусству Бетховена. 

 

Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу 
грядущему веку. Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками 
и следующим за ними поколением. Прозрения Бетховена в будущее поразительны. До сих 
пор не исчерпаны идеи и музыкальные образы гениального бетховенского искусства. 
От первых до последних произведений музыке Бетховена неизменно присущи ясность и 
рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепное 
равновесие между частями целого, которые являются характерными признаками 
классицизма в искусстве вообще, в музыке – в частности. Ни одна сфера музыкального 
искусства XIX века не миновала воздействия Бетховена. Выдающиеся представители 
романтической школы в музыке посвятили ему сотни страниц, провозглашая его своим 
единомышленником. Берлиоз и Шуман в отдельных критических статьях, Вагнер в целых 
томах утверждали великое значение Бетховена как первого композитора-романтика. 

 
 
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

, немецкий композитор. С 1792 года жил в Вене. 

Мировоззрение Бетховена сложилось под воздействием идей эпохи Просвещения, 
немецкой классической литературы и философии, ведущим направлением которых был 
протест против социального угнетения и деспотизма. В формировании республиканских 
убеждений композитора огромную роль сыграли революционные события 1789 года во 
Франции.  
Радость, обретаемая человеком в борьбе за идеал человечества, - такова основная 
концепция бетховенской музыки. Задачу искусства Бетховен видел в беззаветном 
служению народу, он стремился к тому, чтоб музыкальная речь лилась «от сердца к 
сердцу». Это понятие легло в основу эпиграфа к его 

«Торжественной мессе

» (D-dur) - 

«От сердца – да идет это снова -  к сердцу», для 4-х солистов, хора и оркестра. Месса была 
написана одновременно с Девятой симфонией (1823) и близка ей по глубине постановки 
философских вопросов, по грандиозности, новизне интонационного строя и формы. 
Идейная значимость этого сочинения композитора несоизмерима с тем внешним поводом, 
который послужил толчком к его созданию (ко дню посвящения своего друга эрцгерцога 
Рудольфа в архиепископы). Месса для Бетховена не имела ритуально-церковного смысла. 
Он усматривал в ней исторически сложившийся жанр, в котором накопились богатейшие 
традиции философской музыки. В этом монументальном произведении воплощен 
характерный для позднего Бетховена идейный замысел. Музыка мессы пронизана духом 
беспокойного сомнения, но вера в жизнь преодолевает мучительные философские 
искания.  
Подобно си минорной мессе Баха, «Торжественная месса» Бетховена ни по смыслу, ни по 
форме выражения, ни по масштабу не предназначена для церковного исполнения. Сам 
композитор рекомендовал исполнять ее в концерте, в виде оратории (первое исполнение  
«Торжественной мессы» состоялось в России, в Петербурге, в 1824 году по инициативе 
князя Голицина Н.В.). 


background image

еа 
 

 

Бетховенская месса поражает цельностью композиции. Она словно высечена из одной 
глыбы. Строгий тональный план объединяет все произведение (господствуют D-dur и B-
dur) и существует несомненная интонационная связь между частями. Роль оркестрового 
развития настолько значительна, что это произведение по жанру можно назвать 
синтетическим. Каждая из традиционных пяти частей мессы ярко индивидуальна в 
музыкальном отношении. Наиболее проста 

первая часть

, «

Kyrie eleison»,

 написанная в 

трехчастной форме; ее развитие основано на противопоставлении моментов 
торжественной величавости чувствам душевной слабости и печали. «

Gloria» -

 сложное 

многочастное построение, включающее фугу. Основная тема части близка трио из 
Девятой симфонии и русской теме «Слава» из трио скерцо восьмого квартета. 
Необычен интонационный строй мессы. Колористические эффекты хорового звучания 
придают всей музыке особую красоту. В развитии господствуют полифонические приемы. 
Замечателен финал мессы, против которого больше всего ополчились представители 
официальной церковной музыки. На слова «Dona nobis pacem» Бетховен пишет 
ликующую, танцевального склада музыку, несколько напоминающую одну из вариаций 
оды «К радости» ( в процессе ее развития появляется почти военный эпизод – барабанная 
дробь, героическая фанфара у труб). Знаменательно, что тема последней фуги была 
заимствована из финального хора «Мессии», одной из самых светлых и жизнерадостных 
ораторий Генделя. Подобно Девятой симфонии, «Торжественная месса» заканчивается 
ликованием, прославляющим завоеванную веру в жизнь. 

Первая месса Бетховена (C-dur, 1807

), принадлежит к наиболее выдающимся 

произведениям его «зрелого»  периода. В ней раскрывается новая, неожиданная сторона 
Бетховена – замечательное по оригинальности и силе воплощение душевной гармонии. В 
отличие от предшественников (Моцарта, Гайдна и других), где инструментальная музыка 
играла роль, равноценную с голосом, Бетховен разрабатывает преимущественно 
выразительные приемы хорового звучания.  
К «раннему» периоду творчества Бетховена относится оратория «

Христос на Масличной

 

горе»

, которая уже отличается не только подлинной зрелостью, высоким мастерством, 

яркой композиторской индивидуальностью, но и сложившимся стилем, который принято 
называть ранним бетховенским стилем. 
О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает 
классическую (как стилистическую категорию) эпоху в музыке, с другой – открывает 
дорогу «романтическому веку». 

 

Тема 4. Хоровые произведения малых форм в творчестве  

композиторов-классиков 

 

Среди камерных хоровых произведений 

Моцарта –

 ряд мотетов, отдельные духовные 

сочинения («Kyrie», «Miserere», гимны, каноны и другие). В исполнительской практике 
большой популярностью пользуются хоры Моцарта «Летний вечер» и «Ave verum 
corpus». 
«

Летний вечер

» - хоровая миниатюра для смешанного 4-х голосного состава. Музыка 

хора полна спокойствия, чистоты. В ней нет видимых приемов изобразительности, но с 
большой убедительностью создан музыкальный образ вечерней природы и 
соответствующего ему настроения человека – восторженного ощущения полноты жизни, 
любви, радости. Тональность хора – Des dur – придает звучанию светлую, теплую 
окраску. Форма хора –  простая двухчастная с дополнением. Первый период модулирует в 
тональность доминанты, второй -  в основную тональность. При четкости формы, 
строгости аккордового склада, свойственных классической музыке, мелодия хора, простая 
и возвышенная, полна поэзии и глубоких чувств. Мягкие изгибы мелодической линии, 
задержания, перемещения в аккордах, простота гармонического языка, умеренность 


background image

еа 
 

 

тесситур, помогающая полностью выявить тембровые краски голосов, - вот основные 
средства выразительности, использованные в этом сочинении. 
Хор «

Ave verum corpus

» - еще одна миниатюра Моцарта, привлекающая искренностью 

мелодии, благородством и строгостью изложения формы, наполненная лиризмом, 
теплотой. Светлые тональности – D-dur, A-dur, F-dur, D-dur - , прозрачная хоровая фактура 
придают особую воздушность и изящество музыке хора. Гомофонное изложение 
сменяется имитационным и подголосочным. Умеренная тесситура и плавное 
голосоведение соответствуют умиротворенному, спокойному настроению хора.  
Художественные достоинства этого произведения привлекли к себе внимание других 
композиторов. Чайковский использовал его в своей сюите «Моцартиана», Лист сделал 
фортепианную транскрипцию. 
 
В творчестве 

Людвига ван Бетховена 

нашли отражение демократические идеи эпохи 

Просвещения, героические и свободолюбивые устремления сторонников Французской 
буржуазной революции 1789 года. 
Хоровые сочинения Бетховена малых форм, как и вся его музыка, отличаются глубиной 
мысли, экспрессией, динамичностью, высокой идейностью, жаждой жизни. К наиболее 
популярным относятся хоры «Весенний призыв» и «Восхваление природы человеком». 
«

Весенний призыв

» - 4-х голосный смешанный хор. Страстность, порывистость в 

выражении чувств определяют и форму хора: отдельные эпизоды объединяются сквозным 
развитием в одно целое. Призывные интонации с квартовыми скачками мелодии в начале 
сменяются плавными секвенционными переходами в середине. Аккордовая фактура не 
нарушает живости и легкости звучания этого жизнерадостного произведения, мажорного 
от начала до конца (основная тональность E-dur, отклонения в H-dur и A-dur). 

«Восхваление природы человеком

» - величественный гимн жизни, солнцу. Хор для 

смешанного 4-х голосного состава с сопровождением фортепиано; форма – трехчастная. 
Первая часть, выдержанная в одной тональности – C-dur, начинается с мощного 
фанфарного унисона всех партий. Скачки в мелодии на дециму и септиму, ферматы в 
конце фраз создают ощущение необычайной силы, широты, простора. Средняя часть 
представляет собой своеобразную игру света: «солнца луч радость вокруг разливает», 
«как плавно месяц плывет в вышине». Это впечатление достигается сменой тональностей 
(a-moll, B-dur, g-moll, Es-dur, c-moll), более плавным голосоведением. Реприза повторяет 
первую часть с небольшим расширением в конце, снова утверждая торжественное, 
приподнятое настроение. 
К пейзажно-изобразительной музыке относится и цикл из двух хоров 

«Морская тишь и

 

счастливое плавание

» (D-dur). Это цикл из двух самостоятельных пьес, исполняемых 

только совместно. Точно следуя за текстом, Бетховен создал два контрастных образа, из 
которых второй является развитием первого. Музыка первой пьесы передает картину 
безмолвного морского простора. Медленный темп, спокойный, сдержанный характер, 
преимущественно низкий регистр голосов при динамике p, pp – все это как нельзя лучше 
соответствует содержанию поэтического текста. Тембровые особенности голосов хорошо 
передают отдельные нюансы в тексте, как , например, настороженное терцовое звучание 
женских голосов, прерываемое паузами, или тихое звучание басовой партии в 
нисходящем движении, также прерываемое паузами и подхватываемое хором 
равномерное ритмическое повторение, как бы «застывших» одинаковых аккордов. 
Хор написан в простой 3-х частной форме с динамической репризой. Изложение 
гомофонно-гармоническое, хотя есть и имитационные моменты. К особенностям хорового 
письма следует отнести широко расположенные аккорды, охватывающие диапазон более 
3-х октав, скачки на большие интервалы, динамические контрасты. 
Второй хор «Счастливое плавание» представляет полный контраст первому. Отзвучал 
заключительный, как бы застывший аккорд с глубоким басовым звуком в сопровождении. 


background image

еа 
 

 

Оживленное движение, постепенное нарастание звучности от pp до f переключает 
внимание слушателей в мир образов хора: «Уходят туманы, под солнца лучами стал 
счастлив и радостен путь корабля». Хор пронизан одним настроением – радостью от 
предстоящего счастливого плавания. Темп (Allegro vivace), размер 6/8 (по 2-х дольной 
схеме) придают движению легкость, танцевальность. На резком взлете оркестрового 
вступления, в высоком регистре всех голосов, в звучании f, как луч солнца сквозь 
рассеивающийся туман, вступает хор. В отличие от первого хора, здесь используется 
высокий, ярко звучащий регистр. Частые sf на сильных долях в хоре как бы стимулируют 
движение. Характерная для венских классиков резкая, внезапная смена динамики является 
особенностью анализируемых хоров. Фактура изложения второго хора, в основном, 
гомофонно-гармоническая, местами встречаются имитационные переклички. Форма хора 
простая 3-х частная, с повторением 2 и 3 части, с кодой. Значительная по размеру кода 
включает два элемента, проходящих снизу вверх по всем голосам, спокойная по ритму и 
динамике имитация на слове «земля» и подвижная, стремительная имитация, звучащая f 
на слове «скорее, скорее». 
 
 
 
 

Раздел V 

XIX век – век Романтизма 

 

Тема 1. Введение

Музыкальное искусство XIX столетия развивалось под знаменем романтизма – ему 
уступил место классицизм эпохи Просвещения. Эта смена художественных направлений – 
следствие тех глубоких социальных перемен, которые вызвала Великая французская 
революция в обществе, в духовной жизни людей. Музыка получила социальную 
направленность. В бурлящей музыкальной жизни этого времени происходит изменение 
форм художественной деятельности, музыка выходит на улицы и площади к широким 
народным массам. Наступает расцвет городских театров, концертной эстрады. 
Выдвигается новый тип художника – общественного деятеля, стремящегося к выражению 
передовых идеалов. В послереволюционный период, разочарованные в результатах 
Великой французской революции, обманутые в лучших надеждах, художники 
обращаются к трагической теме разлада между духовным миром человека и 
действительностью. В атмосфере реакции, наступившей после поражения революции, 
рождается новое художественное направление – романтизм. Социальная критика 
становится одной из главных черт романтизма. Не находя духовного удовлетворения в 
окружающей действительности, художники часто идеализировали прошлое, наполняли 
новой жизнью мифы и легенды.      Музыкальный романтизм наиболее отчетливо проявил 
себя во втором десятилетии XIX века. Творческий путь первых композиторов-романтиков 
Шуберта, Вебера – совпадает по времени с деятельностью Бетховена, завершавшего 
развитие классицизма. Однако, если Бетховен выдвинулся как художник в годы 
революционного подъема, то Шуберт и Вебер – в период общественно-политической 
реакции. Это обусловило разницу их творческих устремлений и позволило говорить о 
принадлежности этих композиторов к разному поколению. Вместе с тем позднее 
творчество Бетховена, в частности его струнные квартеты, вокальный цикл «К далекой 
возлюбленной» и другие, во многом предвосхитили сочинения романтиков. В новой 
исторической обстановке представители музыкального романтизма продолжают живые 
традиции бетховенской музыки. Почти каждое значительное произведение XIX века  - 
будь то песни Шуберта, симфонии Берлиоза, оперы Вагнера – развивают ту или иную 
грань многообразного творчества Бетховена.