Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1437

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

692 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации дане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие воен- ные сборы, которые совершили правонарушения в период прохо- ждения военной службы, военных сборов, и гражданские лица,
устанавливается соответствующими федеральными законами.
Так, Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военно- служащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисципли- нарного ареста» (в редакции от 1 декабря 2006 г.) устанавливает порядок применения военными судами к военнослужащим, а также гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинар- ного ареста и исполнения дисциплинарного ареста.
В систему военных судов входят окружные (флотские) воен- ные суды и гарнизонные военные суды.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по про- тестам на решения, приговоры, определения и постановления
Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, всту- пившие в силу. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рас- сматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры,
определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
Военная коллегия рассматривает ряд дел в первой инстанции.
Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и яв- ляется непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Она образу- ется в составе председателя, его заместителя, председателей су- дебных составов и других судей Верховного Суда. В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы.
Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется
Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О
судебной системе Российской Федерации», Законом РФ «О ста- тусе судей в Российской Федерации», Федеральным конституци- онным законом «О военных судах Российской Федерации», дру- гими федеральными конституционными законами и федеральны- ми законами.
На должности судей военных судов, Военной коллегии и пре- дусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судеб- ного департамента назначаются военнослужащие, прикомандиро- ванные соответственно к военным судам, Верховному Суду РФ и
Судебному департаменту в порядке, предусмотренном Федераль- ным законом «О воинской обязанности и военной службе» с уче-

Глава 25. Судебная власть 693
том положений Федерального конституционного закона «О воен- ных судах Российской Федерации». Прикомандирование военно- служащих осуществляется по представлению Председателя
Верховного Суда РФ. Лимиты на прикомандирование военно- служащих к военным судам, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту устанавливаются за счет численности Вооружен- ных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов пропорционально численности соответственно Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и утвер- ждаются Президентом РФ по представлению Председателя Вер- ховного Суда РФ.
Судьи военных судов и Военной коллегии, работники аппара- тов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих проходят военную службу в соответст- вии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положений Федерального конституционного за- кона. Высшие воинские звания судьям военных судов и Военной коллегии присваиваются в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», по пред- ставлению Председателя Верховного Суда РФ, остальные воин- ские звания — по представлению председателей окружных (флот- ских) военных судов.
Финансирование военных судов и Военной коллегии осуще- ствляется за счет средств федерального бюджета соответственно
Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным
Судом РФ.
Судебный департамент. Федеральным конституционным зако- ном «О судебной системе Российской Федерации» при Верхов- ном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента.
Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верхов- ном Суде Российской Федерации» (в редакции от 30 ноября
2004 г.) Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обес- печение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей. Департамент не вмеши- вается в осуществление правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения пол- ного и независимого правосудия. Руководитель департамента на- значается и освобождается от должности Председателем Верхов- ного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.


694 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Основные задачи арбитражной юстиции. Арбитражная юстиция представляет собой отдельную форму судебной власти. Она из- вестна государствам СНГ, но сравнительно редко встречается в других странах, в которых экономические споры рассматривают суды общей юрисдикции. В Российской Федерации эти суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, накопивших опыт разрешения хозяйственных спо- ров между государственными организациями независимо от су- дов общей юрисдикции. Прежней арбитражной системе придали судебную форму со всеми вытекающими отсюда процессуальны- ми особенностями, но сохранили название «арбитражные суды»,
хотя термин «арбитраж» для обычного суда кажется мало подхо- дящим — более точно для раскрытия цели и назначения этих су- дов их следовало бы назвать экономическими судами. Под эко- номическими спорами имеются в виду споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают предприниматели — юридические и физические лица. Эти споры затрагивают право собственности на имущество и другие права в сфере хозяйственного управления. По мере развития рыночных отношений число таких споров быстро растет, что требует для их разрешения высокого профессионализма и специализации. Эти суды рассматривают также споры, возникающие из администра- тивных и иных публичных правоотношений, связанных с осуще- ствлением предпринимательской деятельности.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются феде- ральными судами и входят в судебную систему Российской Феде- рации. Законодательство об арбитражных судах находится в веде- нии Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации уста- навливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ре- дакции от 12 июля 2006 г.), Арбитражным процессуальным кодек- сом и другими федеральными конституционными законами.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации состав- ляют:
• Высший Арбитражный Суд РФ;
• федеральные арбитражные суды округов;
• арбитражные кассационные суды;
• арбитражные апелляционные суды;

Глава 25. Судебная власть 695
• арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях,
областях, городах федерального значения, автономной области,
автономных округах, т. е. субъектах РФ.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Феде- рации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных ин- тересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфе- ре предпринимательской и иной экономической деятельности;
• содействие укреплению законности и предупреждению пра- вонарушений в сфере предпринимательской и иной экономиче- ской деятельности.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей,
равенства организаций и граждан перед законом и судом, состя- зательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Вступившие в законную силу судебные акты — решения, оп- ределения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправле- ния, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федера- ции.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания по пред- ставлению Президента РФ. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность
Советом Федерации по представлению Президента РФ, основан- ному на представлении Председателя Высшего Арбитражного
Суда РФ. Председатели, заместители председателей, судьи феде- ральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъ- ектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по пред- ставлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж- ность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также допуска- ется только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Полномочия и состав Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 127) этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономиче- ских споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными суда- ми, осуществляет в предусмотренных федеральным законом про-


696 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации цессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В соответствии с этими задачами определяются полномочия Высшего Арбитраж- ного Суда РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой ин- станции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федера- ции и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Пра- вительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ, дела об оспаривании нормативных правовых ак- тов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ис- полнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федераль- ным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбит- ражных судов.
Суд также рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации и пересматривает по вновь открывшим- ся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
На практике возник вопрос о возможности пересмотра дела после вынесения решения самой высшей, надзорной инстанцией (Прези- диумом Высшего Арбитражного Суда РФ) в случае последующего об- наружения судебной ошибки.
Конституционный Суд в постановлении от 3 февраля 1998 г. по проверке конституционности соответствующих статей Арбитражно- процессуального кодекса отметил, что положение этих статей о том,
что постановления Президиума являются окончательными и не под- лежат пересмотру именно в порядке надзора, не может рассматри- ваться как лишающее граждан права на судебную защиту. В случае если Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора постановление уже вынесено, а нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предпри- ятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предприниматель- ской и иной экономической деятельности тем не менее арбитраж- ным судом в результате судебной ошибки не защищены, пересмотр такого судебного решения Президиумом возможен на дополнитель- ной стадии — по вновь открывшимся обстоятельствам. Данная ста- дия, имеющая исключительный (чрезвычайный) характер, позволяет


Глава 25. Судебная власть 697
устранить допущенные судебные ошибки, которые не были или не могли быть выявлены ранее.
Правовая позиция, согласно которой окончательный характер по- становлений надзорной инстанции не может рассматриваться как препятствие к возможности их пересмотра в дополнительной ста- дии — по вновь открывшимся обстоятельствам, в случае судебных ошибок, которые ранее не были или не могли быть выявлены, уже была выражена Конституционным Судом РФ в постановлении от
2 февраля 1996 г. Данная правовая позиция сформулирована в связи с рассмотрением соответствующих механизмов уголовного судопро- изводства в случаях судебной ошибки. Вместе с тем такая же пози- ция применима и к оценке процедур, которые могут быть в анало- гичных случаях использованы при пересмотре постановлений Прези- диума Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита —
полной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Поэтому ст. 14 (п. 6) Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру,
если «какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство не- оспоримо доказывает наличие судебной ошибки».
Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что не- допустимо. Поэтому законодатель, устанавливая порядок осуществ- ления правосудия, обязан предусмотреть механизм (процедуру) ис- правления таких ошибок, в том числе на стадии пересмотра судебно- го решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Консти- туции РФ статью Арбитражного процессуального кодекса, поскольку она служит основанием для отказа в пересмотре по вновь открыв- шимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбит- ражного Суда РФ в тех случаях, когда судебный акт принят в резуль- тате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее.
Важным полномочием Суда является изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики. Он также разраба- тывает предложения по совершенствованию законов и иных нор- мативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обладает рядом других полномочий.
Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законо- дательной инициативы по вопросам его ведения и обращения в


698 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Конституционный Суд РФ. По вопросам внутренней деятельно- сти арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотно- шений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской
Федерации.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
• Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
• Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
По решению Пленума в составе Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотре- нию отдельных категорий дел.
Пленум. Пленум решает важнейшие вопросы деятельности ар- битражных судов в Российской Федерации. Он действует в соста- ве Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей
Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседа- ниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федера- ции вправе принимать участие члены Совета Федерации и депу- таты Государственной Думы, Председатель Конституционного
Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный про- курор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных су- дов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда рассматривает материа- лы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъ- яснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о вы- ступлении с законодательной инициативой и об обращении в
Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституци- онности законов, иных нормативных правовых актов и догово- ров. Среди полномочий Пленума утверждение членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитраж- ного Суда, утверждение судей арбитражного суда субъекта РФ,
входящих в состав Президиума арбитражного суда данного субъ- екта РФ, и др.
Пленум Высшего Арбитражного Суда созывается Председате- лем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Глава 25. Судебная власть 699
Президиум. Президиум Высшего Арбитражного Суда действу- ет в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его за- местителей и председателей судебных составов Высшего Арбит- ражного Суда. Кроме того, по решению Пленума в состав Прези- диума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда.
В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генераль- ный прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ,
Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, пред- седатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает в по- рядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу су- дебных актов арбитражных судов в Российской Федерации, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Рос- сийской Федерации.
Президиум созывается Председателем Высшего Арбитражного
Суда по мере необходимости. Порядок его работы по рассмотре- нию в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федера- ции определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судебные коллегии и судебные составы. В Высшем Арбитраж- ном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего
Арбитражного Суда. Эти коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабаты- вают предложения по совершенствованию законов и иных нор- мативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регла- ментом арбитражных судов.
В судебных коллегиях образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они фор- мируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель и заместители Председателя Высшего Арбитраж-
ного Суда. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ явля- ется судьей и осуществляет процессуальные полномочия, уста- новленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации. Он организует деятельность Высшего Арбитражного
Суда и системы арбитражных судов в Российской Федерации, со- зывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рас- смотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Феде-